Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо была единственной девочкой в многодетной семье коменданта Сан-Франциско. Ее окружало десять братьев, научивших ее массе мужских премудростей того времени. Например, она прекрасно владела всеми видами оружия. Консепсьон, или просто Кончита, получила вполне себе приличное для такого захолустья, каким была Калифорния начала XIX века, образование.
Кончите было всего пятнадцать лет, когда к берегам Сан-Франциско пристали русские корабли под командованием Резанова и Крузенштерна. Они прибыли в самый разгар обострения русско-французских отношений. Испания, которой в начале XIX века принадлежала Калифорния, была союзницей Франции, по сему, комендант Сан-Франциско получил предписание врагам никак не помогать. Экспедиция под руководством Николая Петровича Резанова пришла за продовольствием для российских колоний на Аляске, но никто ничего не хотел продавать, спасибо, что корабли вообще пустили в порт. Вероятно, русские так и ушли бы, ничего не получив, если бы в дело не вмешалась единственная дочь сеньора Аргуэльо. Она почему-то решила помогать пришельцам. Сначала предоставила продовольствие, которое получала со своего поместья, а потом каким-то образом сумела изменить общественное мнение.
Согласно легенде, Косепсьон всем сердцем полюбила Резанова и потому во всем старалась ему помочь. Николай Петрович тоже был сражен чарами прекрасной испанской девы и потому стремился скорее соединиться с ней узами брака и увезти на свою заснеженную родину.
На самом же деле русский путешественник был весьма прагматичен в своем желании наладить связи с Калифорнией и упрочить положение России на Американском континенте. Когда Резанов прибыл в 1806 году в Сан-Франциско, он мало походил на того прекрасного мужчину с восхитительными манерами, каким он покинул Петербург. Он исхудал, страдал цингой, облысел, хромал из-за подагры, все его тело было покрыто шелушащейся сыпью. Конечно, при нем остались его манеры, умение музицировать, энциклопедические знания и свободное владение пятью языками, одним из которых был родной язык Кончиты, испанский. И все-таки все больше давал о себе знать крутой нрав Николая Петровича… Впрочем, юным девам свойственно влюбляться в странных типов. Вполне возможно, что пятнадцатилетняя красавица и увидела в весьма потертом Резанове своего прекрасного принца, которого предпочла всем испанским ухажерам своего американского захолустья. Но, скорее всего, ей просто хотелось приключений.
Что же Резанов, казавшийся влюбленным, как юноша? Его письма на родину не оставляют сомнений относительно его мыслей и намерений. Николай Петрович не любил Кончиту. Он приносил жертву России. Как утверждают некоторые источники, этот здравомыслящий и чрезвычайно прагматичный человек был еще и глубоко верующим. В Сан-Франциско его посетило видение Пресвятой Девы, указавшей ему жениться на донье Аргуэльо для блага и процветания России. Так что вполне вероятно, что появление Мадонны с Младенцем в ленкомовском спектакле это – совсем не литературный вымысел, родившийся под пером А. Вознесенского и поддержанный композитором А. Рыбниковым.
Для Резанова это был не первый брак. Анна Григорьевна Шелехова прожила с Резановым всего восемь лет. Ей тоже было пятнадцать, когда в ее жизни появился блистательный царедворец. В те времена он был, действительно, всем хорош: и лицом, и статен фигурой, и положение в обществе занимал весьма завидное. Впрочем, злые языки утверждали, что это тоже был брак по расчету, поскольку отец Анны, купец Григорий Иванович Шелехов, «русский Колумб», как его называли, был основателем первых русских поселений на Аляске и Алеутских островах. До него освоение этих земель шло хаотично и по-пиратски. Шелехов положил этому конец, создав стройную систему управления и занявшись просвещением местных жителей. Григорий Иванович рассматривал Резанова как некую помощь судьбы и с радостью использовал его организаторские способности и связи при императорском дворе. Брак Николая Петровича с дочерью Шелехова должен был скрепить их деловое сотрудничество. В то же время Резанов писал: «восемь лет супружества нашего дали мне вкусить все счастие жизни сей как бы для того, чтобы потерею ее отравить наконец остаток дней моих». Встретив же Кончиту и приняв решение на ней жениться, он писал в Россию, что его истинная любовь покоится под могильным камнем, а его американская невеста – лишь «новая жертва отечеству». Дело в том, что Анна Григорьевна умерла, рожая второго ребенка. Резанов хотел было после смерти жены посвятить себя воспитанию детей и продолжению дела тестя, умершего всего за несколько лет до неожиданной кончины дочери. Однако император распорядился иначе и направил Николая Петровича в далекое путешествие.
Итак, Резанов шел на жертву, Кончите хотелось приключений, что не отменяет того, что она могла искренне влюбиться в русского вельможу. Произошла помолвка, не имевшая никакой ни юридической, ни религиозной силы. Впрочем, родители доньи Аргуэльо были сильно обеспокоены. Им не хотелось, чтобы их дочь выходила замуж за схизматика. Если верить письмам Рязанова, они обратились за помощью к отцам-францисканцам, воспитывавшим детей Аргуэльо, духовную связь с которыми они сохраняли долгие годы. И было решено, что помолвка продлится два года. Вдруг, стороны передумают.
В те времена браки католиков и православных были большой редкостью. Требовалось разрешение как Папы, так и русского царя. За этим разрешением Резанов и отправился в Петербург. Хотя главной причиной его отъезда все-таки была необходимость доставки продовольствия алеутам. Дальнейшая судьба Николая Петровича весьма несчастна. По пути в российскую столицу он заболевает, сказывается подорванное в кругосветном путешествии здоровье. Едва оправившись после горячки, он садится в седло, чтобы продолжать путь. Но неудачно падает с коня и ударяется головой о камень. Умирает Николай Петрович Резанов в Красноярске. Там же он и похоронен на кладбище Вознесенского собора.
Если верить легенде, Кончита, тоскуя, ждет его 35 лет. Если же верить документам, Кончита меньше, чем через два года, отведенных на сохранение помолвки, узнает о смерти жениха.
Что же удерживало прекрасную и образованную девушку с богатым преданным от замужества столько лет? И почему она ждала 35 лет, чтобы уйти в монастырь? Причина была, скорее всего, довольно банальна – ей просто никто не нравился, а родители не настаивали. В традициях испанской культуры то, что младшая или единственная дочь посвящает себя стареющим родителям. Продолжением рода занимаются братья. Они же приносят славу и почет древнему роду.
Мария Консепсьон заботится о стареющих родителях. И активно занимается благотворительностью. Она не только помогает бедным, налаживает медицинскую помощь местному населению, но и огромное внимание уделяет образованию индейцев. Когда родители умирают, Кончита уже не молодая, по меркам того времени, женщина. О замужестве она не думает и целиком посвящает себя образовательной деятельности. Именно в это время она знакомится с доминиканцами, прибывшими в Калифорнию.
Первые представители Ордена проповедников оказались в этих местах примерно в середине XIX века. Из Испании прибыли два священника и одна монахиня. Еще до их приезда в этих краях появились представители Третьего ордена. К ним в начале сороковых годов позапрошлого века и присоединилась донна Аргуэльо. Через несколько лет, когда доминиканцы решили распространить свою миссию и на земли Калифорнии, Кончита стала первой сестрой «из местных», которая поступила в едва основанный монастырь святой Екатерины. Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо стала сестрой Марией Доминик.
Харизма ордена как нельзя лучше соответствовала внутренним устремлениям этой женщины. Став монахиней, она не только не отошла от благотворительной деятельности, но принялась за нее с новым рвением. Среди индейцев ее называли «благословенной», среди испанцев «танцующей монахиней». Последнее прозвище было связано с тем, что она использовала все доступные для того времени способы сбора денег для открытия новых школ, в том числе и устраивала столь популярные в то время благотворительные балы.
На самом деле, Кончита вошла в историю Калифорнии не своей странной любовью к русскому посланнику, не тем, что она, если верить легенде, 30 лет приходила на берег океана, а тем, что она принесла образование и свет христианской веры множеству индейцев и поселенцев.
Была ли сестра Мария Доминика влюблена в Резанова? Зачем им был нужен этот брак? История не дает нам ответов на эти вопросы. Главное, что перед нами не рассказ о женщине с несчастной судьбой. Мария Аргуэльо сделала свой выбор: она посвятила себя просвещению индейцев. И сколь бы не была прекрасна история о «Кончите с Рязановым» — это всего лишь сказка.
Анна Гольдина