Лепта вдовы

Многое в евангельских историях воспринимается как нечто само собой разумеющееся, привычное и понятное. Такова, например, история про бедную вдову, положившую в храмовую сокровищницу две лепты. На женщину обращает внимание Господь и ставит ее ученикам в пример. Ведь она пожертвовала все, что имела, тем самым выразив огромное доверие и любовь к Богу. Вопрос, а почему женщина пришла в Храм с пожертвованием, даже не приходит в голову. Хотя можно спросить еще и так: почему бедная вдова пришла в Храм с пожертвованием? Над сценой из воскресного Евангелия размышляет Анна Гольдина.

Мы привыкли, что пожертвование – дело сугубо добровольное. Представляя себе людей, пришедших положить в сокровищницу свои дары, мы вполне можем поставить себя рядом с ними. Кто побогаче дает побольше, кто победнее – поменьше, но каждый дает от широты своего сердца. И здесь мы ошибемся. Иудеи времен Второго Храма, приходя в Иерусалим на Пасху, точно знали, какую сумму и на что каждый из них должен пожертвовать. В этом смысле существовали четкие предписания, находившие обоснование в Торе. Мало того, у каждого иудея было понимание того, что нужно содержать Иерусалимский Храм – центр веры еврейского народа, в котором совершаются жертвы и возносятся молитвы за весь Израиль. Кроме того, нужно содержать священников, без которых не будет никаких жертвоприношений. Да и хлеб, и животных для жертв тоже нужно откуда-то брать. Если жители Иерусалима и ближайших окрестностей могли прийти в Храм со своей овечкой, например, показать ее священнику, который подтвердил бы, что в ней нет никакого изъяна, и она пригодна для жертвоприношения, то жителям Галилеи сложно было привести животное в Храм так, чтобы оно нигде по дороге не поранилось. Поэтому животных покупали прямо в Храме или жертвовали деньги, чтобы эти животные были приобретены и принесены в жертву.

Заповедей, связанных с жертвоприношениями, было множество. И ни одна из них не касалась женщин. Исключение составляла только заповедь о жертве очищения. Ее приносила женщина, родившая первенца-мальчика. Так что же делала бедная евангельская вдова среди всех этих мужчин, пришедших на Пасху в Иерусалим?

События, описанные евангелистами Марком и Лукой, происходят во Дворе женщин. Благодаря историку Иосифу Флавию, мы знаем, как был устроен Иерусалимский Храм. Двор женщин – место, куда еще допускались женщины, отсюда и название. Двор был окружен балконом на мраморных столбах, здесь женщины собирались на молитву. В те времена считалось неприличным одинокой женщине находиться в обществе посторонних мужчин. Так что, можно не сомневаться, вдова обратила на себя внимание, спустившись вниз, к сокровищнице.

Словом «сокровищница» в синодальном переводе обозначены сосуды, которые стояли во Дворе женщин и предназначались для приношений. Их еще называли «трубы» из-за вытянутой формы. Таких «труб» было тринадцать. Каждая из них предназначалась для определенных видов пожертвований. Такое число было выбрано не случайно, потому что в иудаизме 13 – это напоминание о вечности Всевышнего и, в то же время, о Его присутствии в этом мире.
Приходя в Иерусалимский Храм, каждый взрослый мужчина должен был опустить в сосуды свои пожертвования. В том числе и в сосуд, предназначавшийся для так называемой десятины для бедного. Из этих денег оказывалась помощь неимущим, в первую очередь, вдовам и сиротам.

В то время участь вдовы была печальна. Имущества супруга она не наследовала. Если женщина была молода и у нее не было детей, то младший брат покойного мог взять ее в жены, чтобы восстановить семя. Иногда женщина оказывалась в семье кого-то из старших родственников, получавших наследство и бравших на себя обязанность опекать сирот и их мать. Но часто женщины оставались без всяких средств к существованию. Скудное наследство отходило кому-то из родственников, а вдова оказывалась на улице. Ей ничего не оставалось, как отправиться в Иерусалимский Храм и попросить о помощи. Здесь можно было получить немножко еды, приобретаемой из пожертвования на бедных, которое оставляли паломники. Или просто кто-то из добросердечных людей, приходящих в Храм, мог дать немного бедной вдове на пропитание.

Говоря о вдовах при Иерусалимском Храме, нельзя не вспомнить о пророчице Анне, встретившей Святое Семейство вместе со старцем Симеоном. Из евангельского повествования мы знаем, что она прожила в браке всего семь лет. После смерти мужа молодая женщина не смогла выйти замуж. Не нашла она пристанища в семье кого-то из родственников. И пришла, чтобы остаться при Храме.

Вдовы находились в основном во Дворе женщин. Они занимались рукоделием, следили за чистотой и порядком, молились, присматривали за девочками, которых отдавали в Иерусалимский Храм на воспитание. Большая часть их жизни проходила на хорах, откуда они наблюдали за празднествами, проходившими внизу, слушали проповеди и споры священников и раввинов, иногда спускаясь, чтобы навести порядок или встретиться с кем-то из родственников.
Так что же делала вдова у сосудов с пожертвованиями? Ведь она не только была освобождена от всяких жертв, а даже напротив была тем, для кого эти пожертвования собирали. Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нам нужно покинуть территорию Храма и заглянуть в еврейский дом накануне субботы.

В четверг вечером каждая еврейская женщина замешивает дрожжевое тесто. За ночь оно должно подняться. Ведь к началу субботы, т.е. к моменту зажигания свечей, когда вся семья садится за стол, нужно испечь две халлы. Халлой называют большую «булку», заплетенную в косичку. Ее можно встретить в современных магазинах, присыпанную маком, кунжутом или солью и обозначенную на ценниках как «плетенка». Это хлебобулочное изделие хорошо тем, что его можно не нарезать на кусочки. Если халла правильно заплетена, то кусок можно просто отломить, и при этом на столе почти не будет крошек, и всем достанется практически равное количество. Свое название халла получила из-за того, что она связана с заповедью афрашат хала – отделения халы. Хала – это часть теста, которую отделяют от основной части. В наши дни ее сжигают, а во времена Храма отдавали священниками. Если тесто готовится для двух халл, то это небольшой кусочек, размером примерно с куриное яйцо.

Отделение халы – это одна из трех обязательных для еврейских женщин заповедей (соблюдение чистоты, зажигание субботних свечей и отделение халы). В древние времена нужно было отделять часть от любого теста, но особенно это следовало делать для теста, из которого потом будет испечен субботний хлеб. При этом читается определённая благодарственная молитва, напоминающая, откуда к нам приходит всякое пропитание. Считается, что заповедь афрашат хала вбирает в себя все 613 заповедей, обязательных к исполнению для мужчин. Ведь корень всех заповедей находится в вере, верности Всевышнему, афрашат хала призвана укрепить веру семьи, напомнить каждому ее члену, от самых маленьких, находящихся всегда при матери, кому принадлежит Израиль, и кто дает ему пропитание и жизнь.
Заповедь отделения халы также напоминает о прародительнице Еве, которая своим неправильным поведением «испортила» мир, сотворенный Богом. Каждая еврейская женщина, исполняя заповедь афрашат хала, словно бы восстанавливает миропорядок. Хала также напоминает о словах Второзакония: «Не одним хлебом живёт человек, и что человеческая жизнь зависит от слова Господа» (Втор 8,3). В хлеб вкладывается много труда: нужно подготовить землю, посеять, сжать, смолоть муку, выпечь. Нужно тяжко трудиться, чтобы заработать себе на хлеб. Но всегда необходимо помнить, что смысл жизни совсем не в этом труде, а в поиске Бога, Источника всякой жизни. И третий важный момент: эта заповедь напоминает о необходимость воздержания, умении себя от чего-то удержать и, в конечном счете, о работе над собой, направленной, опять же, к более глубоким отношениям с Богом, к реализации Его замысла в своей жизни.

Но вернемся к бедной вдове, пришедшей к сокровищнице. Она жертвует две лепты. Лепта – самая маленькая монетка из всех ходивших во времена земной жизни Иисуса. Ее название пришло из греческого языка. Оно происходит от слова «лептон», что значит «без кожи». Так назывались очень тонкие медные лепестки, на которых с одной стороны чеканилось имя правителя, а на другой – какой-либо символ. Это могло быть колесо, рог изобилия, звезда, якорь, цветок или плод граната. Две лепты составляли прут. Эта монетка была тоже медной, но слегка потолще и потяжелее. Ее вес сравнивали с весом половины ячменного зернышка. Обычно две лепты или прут мужчины зарабатывали за час работы в поле. На эти деньги можно было купить минимальное дневное пропитание: небольшую кисть винограда, несколько фиг или небольшой кусочек хлеба. А еще лепта по весу – это примерно столько же, сколько каждая еврейская женщина отделяла теста от каждого замеса. Бедная вдова, скорее всего, не выпекавшая халу сама, могла и не делать этого пожертвования.

Нередко, толкуя этот отрывок, говорят о том, что Иисус не просто сидел напротив сокровищницы. Он сел напротив конкретного, тринадцатого, сосуда, в который клали пожертвование благодарности. Оно было необязательным. Именно к этому сосуду подошла бедная вдова и отдала «все свое пропитание» (Мк 12,41). Эта женщина не голодала, но она умела воздерживаться (соблюдать пост), умела быть милостивой и умела быть благодарной. Заповедь афрашет хала жила в ее сердце, напоминая, что не хлебом единым будет жив человек. Мужчины, приходившие до нее, жертвовали честно заработанные деньги. Они чувствовали себя хорошими иудеями, которые, заплатив все причитающиеся «десятины», исполнив все заповеди, воздавали Богу благодарность, жертвуя еще какую-то часть своего имущества, но не в ущерб себе. А эта женщина, отдавая все, тем самым выражала свое безусловное доверие Богу. Ее жизнь – в Его руке. В ее жертве – ее любовь к Хранящему Израиля. Видимо, поэтому Господь не хвалит ее перед всеми собравшимися во Дворе женщин. Он не хочет ранить ее веру, не хочет вручить ей медаль «передовика религиозной мысли». Но Он указывает на нее ученикам как на пример, достойный подражания, потому что в ее жертве нашли свое выражение и вера, и преданность, и глубокое понимание заповедей, и следование духу Писания.

Анна Гольдина