Служительницы Божией Матери Непорочного Зачатия: 30 лет в Москве

Материал к 150-летию со дня смерти основателя конгрегации блаженного Эдмунда Бояновского и к 30-летию служения сестёр в Москве подготовила Ольга Хруль в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом».

Об истории конгрегации рассказывает сестра Эльжбета Выробек

Сестра Эльжбета Выробек, 2020 год. Фото: Ольга Хруль

Конгрегация Служительниц Божией Матери Непорочного Зачатия была основана мирянином, блаженным Эдмундом Бояновским 3 мая 1850 г. в Польше, которая в то время была разделена тремя «сверхдержавами»: Российской империей, Австро-Венгрией и Пруссией.

Эдмунд Бояновский родился в 1814 г. в селе Грабоног, в Польше. С самого детства он пылал горячей любовью к Богу и людям, которая проявлялась в разнообразных делах милосердия. Чувствуя себя ответственным за судьбы всех людей, он с особым вниманием заботился о деревенских детях. С помощью друзей он основал первый в Польше сельский детский сад, названный им «хранилищем», что должно было подчеркнуть цели и задачи этого предприятия. Он сам составил воспитательную программу, а заботу о детях вверил деревенским девушкам, которых лично готовил к этой работе.

Так возникла наша монашеская конгрегация, целью которой, как написано в уставе, является «прославление Пресвятой Троицы посредством жизни в целомудрии, бедности и послушании, а также посредством воплощения идеи служения Богу и людям и особенно наиболее нуждающимся».

Поэтому наше евангельское служение в Церкви объемлет, прежде всего, воспитание детей и молодежи, заботу о больных и бедных и различные формы апостольской деятельности в приходах.

Блаженный Эдмунд Бояновский вверил основанную им конгрегацию заступничеству непорочно зачатой Пресвятой Девы Марии. Она учит нас тому, как в простоте и смирении осуществлять своё монашеское призвание, дарованное нам Богом. Она помогает нам соучаствовать посредством молитвы и служения в исполнении спасительной миссии Церкви. Как заповедь звучат для нас слова нашего основателя: «Работай душой, любя Бога больше всего; работай сердцем, упражняясь в любви к ближнему; работай умом, сосредоточиваясь им всегда на кресте Христовом; работай руками, служа бедным и больным так, как бы ты служила самому Иисусу».

Бл. Эдмунд Бояновский (1814-1871)

На территории Российской Федерации сёстры работают в Москве в нунциатуре с 1991 года, а в Сибири — с 2000 г. (в Ангарске, Чите и Братске). Во всех этих общинах в Сибири сёстры служат в группах дневного пребывания Блаженного Эдмунда Бояновского согласно харизме конгрегации и воле основателя. Кроме того, они помогают беспризорным детям, заключенным в тюрьме женщинам, бездомным, многодетным семьям, бедным и одиноким людям. В Чите основан «Центр помощи семье и детям им. Святого Семейства». В нём многие находят прибежище и опору в своих трудностях. Кроме благотворительной деятельности, сёстры помогают в пастырской работе в приходах, на территории которых находятся общины.

Характерные черты конгрегации – любовь и простота. Кроме России, сёстры служат и в других странах бывшего СССР – на Украине и в Молдавии. Они помогают в приходах, занимаются с детьми и молодежью, ведут для них занятия по катехизису, готовят к участию в Святых Таинствах, навещают больных и пожилых людей на дому, по возможности помогают медицинскими средствами, поддерживают одеждой и продуктами. Во всех приходах сёстры заботятся о порядке, чистоте церковной утвари и облачений.

Община сестёр в Братске. Фото из личного архива сестёр

Летом сёстры организуют для детей и молодежи «каникулы с Богом», помогают им смотреть на мир с благодарностью и развивать христианские добродетели.

Отец Эдмунд оставил завещание сёстрам и оно звучит так: «Часто повторял, и сегодня скажу вам: прежде всего оставайтесь простыми. Доколе простота между вами пребудет, до тех пор будет вам благословение Божие. Если б были здесь все мои cёстры, то повторил бы то же, что и святой Иоанн, умирая, сказал своим ученикам: «сыночки мои, любите друг друга», и постоянно тому учил бы: «сёстры мои, любите друг друга» и еще раз повторюсь «любите друг друга». Это можешь всем сказать, а остальному Дух Святой научит вас».

Cестра Малгожата Сыска: «Мы стали свидетелями великих событий в СССР и России»

Москва, Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

Я приехала в Москву 19 августа 1991 года вместе с сестрой Розалией Малгожатой Банасик. Мы летели из Рима в сопровождении Апостольского нунция Архиепископа Франческо Коласуонно, который после консультаций с настоятельницами разных женских орденов выбрал нашу конгрегацию Служительниц Божией Матери Непорочного Зачатия для помощи в обустройстве и работе Представительства Святого Престола в СССР, которое только что было организовано. Наша мать настоятельница с. Мариетта Копиньская заявила о готовности направить сестёр. Настоятельницей нашей общины из трёх человек стала с. Ядвига Соболя.

Архиепископ Франческо Коласуонно, монсеньор Иван Юркович и сёстры в нунциатуре, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

Архиепископ Коласуонно знал о возможностях польской Церкви, потому что с апреля 1986 года он был нунцием с исключительными полномочиями и главой делегации Святого Престола для постоянных контактов с Польшей (в то время у нунциатуры в Польше не было своего собственного места). Он также способствовал восстановлению дипломатических отношений между Польшей и Ватиканом.

В марте 1990 года Папа Иоанн Павел II назначил Архиепископа Франческо Коласуонно представителем Святого Престола в СССР, однако изначально Архиепископ не жил в России постоянно. 13 апреля 1991 года Святейший Отец учредил в СССР две Апостольские Администратуры: Европейской части России с центром в Москве и Сибири с центром в Новосибирске. Первым Апостольским администратором европейской части России стал Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, а Апостольским администратором Сибири – епископ Иосиф Верт. Обстоятельства всё более благоприятствовали образованию нунциатуры в СССР, и в этом направлении предпринимались некоторые усилия.

В нунциатуре c Шенштаттскими сёстрами, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

Так получилось (билеты были забронированы заранее), что наш приезд был как раз в день исторического переворота – переворота и захвата власти ГКЧП. 19 августа в 6 часов утра по государственному телевидению и радио было объявлено, что из-за якобы плохого состояния здоровья Михаила Горбачева он был отстранён от должности президента, а его обязанности по Конституции возложил на себя вице-президент Геннадий Янаев. Комитет объявил чрезвычайное положение почти на всей территории СССР (он должен был действовать на шесть месяцев), выпустил прокламацию для советских людей, ввел контроль над прессой (было приостановлен выход в свет большого количества газет и журналов) и запретил демонстрации и забастовки, ввёл комендантский час после 23:00. Танки вошли в Москву, окружив все основные здания города. Московский путч провалился 21 августа и, как следствие, значительно ускорил падение коммунизма и распад СССР.

Первые сёстры, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

Когда мы вылетали из Рима, мы знали только, что «в Москве что-то творится», тогда самолет довольно долго кружил, прежде чем приземлиться в аэропорту Шереметьево, и мы спешили домой до 23:00. На улицах действительно были танки, которых в городе оказалось довольно много. Несколько дней были перебои с телефонной связью, а транспорт из Рима с вещами, необходимыми для нормального функционирования нунциатуры, сильно опоздал.

Первые сёстры, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

После нескольких дней неуверенности в том, чем всё закончится и сможем ли мы остаться в Москве, мы начали убирать и обставлять комнаты для нунциатуры. Первые несколько лет нунциатура размещалась в блоке из трёх смежных квартир: в средней части располагались часовня, гостевая комната и кабинет нунциатуры, вторая часть предназначалась для квартир нунция и секретарей, а в третьей части для нас была кухня, столовая и апартаменты.

Для нунция и секретарей (первоначально эту функцию выполняли иезуиты, связанные с римским Папским Восточным университетом и колледжем Russicum: отец Рихард Чемус, чех по национальности, и отец Казимеж Михулец, поляк; был еще один иезуит, брат Ежи Задворный, чья миссия заключалась в том, чтобы подготовить помещения для нунциатуры и технически наладить её работу, а потом ему было поручено вести строительство собора в Новосибирске).

Началось время кропотливой работы и решения исключительно важных дел, ведь вся территория СССР тогда была в ведении нунциатуры в Москве. Старшая сестра стала работать в офисе, сестра Малгожата Банасик готовила еду, а моей задачей было помогать по хозяйству. Вместе мы пытались использовать наше служение для управления домом, включая снабжение и кухню, встречали входящих гостей (иногда приходилось выступать в роли переводчика), отвечали на телефонные звонки и заботились об офисе.

На фоне Кафедрального Собора, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

В круг моих обязанностей входили, помимо прочего, покупки и решение различных городских вопросов, что способствовало встречам с людьми, которые, видя религиозное облачение, сразу же начинали говорить на темы, связанные с верой. Позже нам также удалось найти время для посещения детской онкологической больницы и паломничества с молодыми людьми к чудотворной иконе Божией Матери Милосердия в Острой Браме в Вильнюсе.

Падение коммунизма привело к пробуждению веры в человеческих сердцах, которые несколько десятилетий были порабощены страхом и преследованием. Римско-католическая Церковь была и остается меньшинством в России, но поскольку храмы много лет были закрыты, к ним стали приходить люди и просить священников о совершении таинств, начиная с таинства крещения.

Москва, 1992 год. Фото из личного архива сестёр

В то время в Москве было несколько католических центров, с которыми мы установили контакты. Самым важным человеком был частый гость нунциатуры Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, организовавший курию пока что на съемной квартире в многоквартирном доме (с помощью Шенштаттских монахинь). Пастырское служение было главным образом в церкви св. Людовика на улице Малая Лубянка, которая даже в советское время была открыта (там служили сёстры-миссионерки Божественного Слова, сёстры Святого Семейства и сёстры от Ангелов), а также в итальянском посольстве, у которого была своя часовня и капеллан, и в посольстве Польши — там был капелланом в то время, если я правильно помню, о. Тадеуш Пикус, помогали ему сёстры конгрегации Святейшего Сердца Иисуса. Возможно, были ещё пастырские центры, о которых мы просто не знали.

Миссионерки милосердия Матери Терезы открыли в Москве дом престарелых и небольшой детский дом — там же были часовни. В нынешнем соборе на Малой Грузинской были производственные помещения, но там в небольшой части здания начали нести свое служение салезианские священники и сёстры.

Иезуиты также поселились в Москве и вскоре расширили своё служение, переехав в Новосибирск.

Меня направили работать в нунциатуру в Москву младшей сестрой (ещё до принятия вечных обетов). Я знала с самого начала, что уеду только на один год, после чего вернусь в Польшу для дальнейшего религиозного образования.

Однако это был особенный год для меня, и, безусловно, он был очень плодотворным во всех отношениях. Прежде всего мы стали свидетелями великих событий – изменений, которые происходили в СССР и во всей Европе. Мы почувствовали себя ещё более мобилизованными, чтобы искренне молиться в этих намерениях. Другой важный опыт – это опыт Вселенской Церкви и общения со Святым Престолом очень живым и конкретным образом.

Рим, 19 августа 1991 года, встреча с матерью Терезой. Фото из личного архива сестёр

Удивительно, что уже в аэропорту Рима мы встретили Мать Терезу Калькуттскую, и всего за десять месяцев моего пребывания в Москве нунция посетило очень много высоких гостей личностей из-за границы: президент Италии Франческо Коссига, кардинал Жан Луи Торан, кардинал Джордж Бэзил Хьюм, OSB, кардинал Фьоренцо Анджелини, кардинал Стивен Ким Су Хван и выдающийся знаток восточной духовности кардинал Томаш Шпидлик, SJ. У меня была возможность лично познакомиться с этими людьми.

Я благодарю Бога за то время, благодарю свою настоятельницу за оказанное мне доверие. Жизнь Церкви в странах бывшего СССР до сих пор мне очень близка. Я рада, что сёстры моей конгрегации до сих пор работают в Московской нунциатуре, где за последние 25 лет многое изменилось, теперь она расположена в более просторном здании. Кроме того, в России у нашей конгрегации есть три общины в Сибири (Ангарск, Братск и Чита), десять общин на Украине (Винницкие хутора, Мурафа, Городковка, Могилев-Подольский, Одесса, Понинка, Борислав, Белобожница, Обертин) и в Молдове — три общины (Крецоая, Ставчены и Рыбница).

Торжественная Месса в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, 21.11.2021 года, посвященная 30-летию служения шести женский конгрегаций. с. Эльжбета Выробек, с. Мария Шаевска, с. Целина Самичак. Фото: Ольга Хруль

Начало работы нунциатуры в Москве — 19 августа 1991 г.
Первая община сестёр:

с. Ядвига Соболя
с. Розалия Малгожата Банасик
с. Малгожата Сыска

Затем в нунциатуре служили также:
с. Мария Кухта
с. Рената Адамовска
с. Галина Кравчик
с. Мария Газдович
с. Мария Шаевска
с. Барбара Стругала
с. Доминика Хорабик
с. Мария Крук
с. Агнежка Шындляр
Нынешняя община:
с. Эльжбета Выробек
с. Мария Шаевска
с. Целина Самичак

Материал подготовила Ольга Хруль

Фото обложки: Ольга Хруль