Скорбные Тайны Розария (Mysteria Dolorosa) – Молитва Иисуса в Гефсиманском саду, Бичевание Иисуса Христа, Увенчание тернием, Крестный путь, Смерть Иисуса Христа на Кресте – читаются по вторникам и пятницам. Они учат нас заново и более глубоко и полно переживать некоторые эпизоды из Страстей Господних.
Христианское благочестие всегда уделяло им огромное внимание. Через страдания и смерть Христа мы можем осознать силу и глубину любви Бога к нам, которая оказывается выше всякого зла и ненависти, страха и отчаяния, всех человеческих слабостей и страстей.
Если же мы сами и осознанно выбрали следовать за Христом, то эти Тайны могут отражать и наши попытки подражания Ему, наши слабости и страсти, наши страхи и сомнения на этом пути. Если мы его выбираем, то, значит, мы должны быть готовы к тяготам и испытаниям. Неслучайно говорят, что путь праведников тернист и труден. Но с любовью Божией можно преодолеть все.
Попробуем рассмотреть эти Тайны подробнее.
- Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
Прежде чем говорить конкретно об этих событиях, вспомним о том, что им предшествовало. Только что была установлена Евхаристия, Иисус с учениками, воздав благодарение и уже пригласив всех нас на брачный пир на Небесах, отправился в Гефсиманский сад и восшел на гору Елеонскую, чтобы готовиться к страданиям и крестной муке.
Может возникнуть вопрос: зачем это было нужно? Ведь Бог нас уже принимает и ждет.
Чтобы нам участвовать в брачном пире, нужна искупительная Жертва Христа, как выкуп, чтобы загладить наш первородный грех, тем самым исцелить нас от него и примирить нас с Богом.
Если мы рассматриваем нашу человеческую жизнь, то и нам часто приходится приносить жертвы во имя Бога и ближних, служа им и творя добро. Иногда жертвы необходимы.
Один священник говорил о первой Скорбной Тайне: «Очень страшно идти в Гефсиманию, но и оставаться в сионской горнице нет никакого смысла». То есть, прекрасно, мы познали радость от встречи с Богом, ощутили Его любовь и прощение. А после наступает время жить с Ним в общении, в Тайне Его Царствия, совершая добрые дела. И совсем необязательно к нам все отнесутся с восторгом, будут нас хвалить и благодарить. Зачастую мы столкнемся с совсем другой реакцией. К этому надо быть готовыми, ведь человеческая природа искажена первородным грехом, да и мы сами разве никогда не поступали так по отношению к ближним?
Иисус, молясь в Гефсиманском саду, так же, как и мы все в подобных ситуациях, испытывает страх и тоску при мысли о грядущих страданиях. Он проявляет Свою человеческую природу во всей полноте. Неслучайно Он три раза просит Отца: «да минует Меня Чаша сия». Но, подчиняясь Божьей воле и замыслу, потом Он сразу же добавляет: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
Так и для нас в житейских испытаниях вполне естественно сомневаться, бояться, даже иногда унывать и отчаиваться. Эти свои слабости нужно принять со смирением и препоручить их Богу. Господь сделает тогда их нашей силой, ведь Ему все возможно, главное только верить.
Как и все мы, Иисус нуждается в поддержке близких людей. Он просит Своих любимых учеников бодрствовать и молиться с Ним, чтобы в этот час сомнений и страха Ему не оставаться одному. А ученики, тоже со своими человеческими слабостями, не находят в себе сил и засыпают. Так часто бывает: нам очень нужны молитвы и сочувствие близких, а они по какой-то причине (может быть, веской и серьезной) не могут уделить нам времени, сил и любви. И столь же часто бывает, что кто-то просит нас о поддержке и ободрении, а мы по какой-то причине не даем им этого или не в силах дать. Все это отражает нашу несовершенную человеческую природу и напоминает нам о том, что без Бога мы немощны.
Евангельское событие, заключенное в первой Скорбной Тайне, заканчивается словами: «Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Мк 14:42).
Заглянем немного за рамки этого события. Итак, затем собрались стражники вместе с Иудой, чтобы схватить Христа. Апостолы пытаются защитить Его, по мере слабых человеческих сил и разумения и фактически отвечают злом за зло.
Иисус напоминает им и нам всем о бессмысленности такого поведения: «взявший меч от меча и погибнет». Поступая так, мы тем самым тоже творим и преумножаем зло на земле.
Здесь есть еще одно очень важное напоминание для всех нас. Иисус говорит ученику, который отсек ухо рабу первосвященника: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Господь всем нам дал свободу воли, и, желая творить добро, ни в коем случае не следует никому ничего навязывать или решать за других. Даже искренне желая счастья своим ближним.
- Бичевание Иисуса Христа
Итак, Иисус предан в руки первосвященников, обвинен и осужден. Евангелие прямо нам говорит о том, что сделано это было из зависти.
Нередко и мы сами оказываемся в подобной ситуации, когда кто-то, злясь и завидуя нам, а также, вероятно, обижаясь на Бога и окружающих, платит нам злом за добро, совершая поступки недостойные христианина. Вместе с этим в бичевании Иисуса, как и во всех Скорбных Тайнах, у нас есть великая возможность не просто иметь перед своими глазами великий урок смирения от нашего Господа, но при этом мы получаем дар духовно соединить свои собственные страдания, неудачи и боль со страданиями нашего Спасителя.
А, может быть, мы вспомним и немало случаев, когда тщеславие, зависть, обиды, а, самое главное, неспособность владеть этими страстями, толкали нас на подобные грехи по отношению к ближним?
Или иногда мы просто «умывали руки», как Понтий Пилат, давая совершиться злу?
Иисус приговорен к позорной казни, теперь с Ним можно поступать как угодно. И вот воины, по повелению Понтия Пилата, бьют Его.
К сожалению, очень часто мы стараемся проявить свою силу, сорвать зло на тех, кто слабее нас, на тех, кто по какой-то причине не может ответить нам, поступаем так с близкими и друзьями, с теми, кто любит нас и кому мы дороги. Вероятно, и не осознаем насколько это нехристианское поведение, пока кто-то не поступит так же с нами. «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня», – говорит нам 118 псалом. Может быть, иногда такое строгое вразумление напомнит нам, что нужно владеть своими страстями? Сам Господь говорит нам: «Что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали Мне». В этом смысле, всякий раз незаслуженно унижая, обижая, сознательно творя зло своим ближним или давая ему совершиться, мы уподобляемся завистливым первосвященникам, Пилату или воинам, бичующим Иисуса, так как Он Сам, по слову Евангелия, нередко отождествляет Себя с наиболее слабыми и уязвимыми мира сего.
- Увенчание тернием
Иисусу причиняют не только сильную физическую боль. Над Ним насмехаются и унижают Его. Воины надевают на Него терновый венец и багряницу. Это знаки царского достоинства, Иисус и есть Царь Царей, но в данном случае они являют собой злую насмешку. Воины становятся на колени и кланяются Иисусу, усугубляя боль от унижения.
Мы сами часто подобным образом хулим Бога. Отпуская кощунственные замечания и шутки, или провозглашая, что никакой Бог нам не нужен, что мы всего достигнем сами, а те, кто верят в Бога, вызывают у нас презрение и злые насмешки. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»… Эти строки 53 псалма также можно истолковать как: безумец сказал «да ну Его, Бога, я все осилю и смогу сам». Зачастую и мы сами поступаем, как этот безумец.
Большинство из нас, задавая себе вопрос: что горше и тяжелее – физические муки или злые насмешки с унижениями, однозначно назовет второе.
Если мы, подражая Христу, стремимся служить Богу и ближним, творим дела милосердия, своими умениями и талантами стремимся явить Славу Божию на земле, а в ответ видим непонимание, неприятие, иногда злобу и остракизм, попытки обесценивания наших усилий, конечно, нам всем от этого будет горько и больно.
Но добро творят не для угождения каким-то конкретным людям, похвала и одобрение не могут быть целью наших добрых дел, если мы их действительно совершаем из любви к Богу и ближним.
Мы страдаем от злого сарказма и неприятия, но это не повод и не причина махнуть на все рукой, ничего не делать и в итоге обижаться на Бога и весь мир, что добрые дела никому не нужны и поэтому их совершать нет никакой необходимости.
И опять-таки эта Тайна напоминает нам о нашей слабости и несовершенстве, разве мы никогда не поступали так по отношению к другим?
- Крестный путь
Иисуса ведут на казнь на место Лобное, называемое Голгофой. Его окружает множество народа. Каждый участник тех событий обладает свободой воли, каждый сам выбирает, как ему поступить. Как и мы, во все времена.
Можно поддаться общему настрою толпы, как и сделало большинство. Да, был такой Учитель, творил чудеса, исцелял и проповедовал. Был и был, а сейчас все осуждают Его, а у нас своего личного мнения нет, мы тоже осудим и крикнем: «Распни Его!» Не может же большинство ошибаться?
Можно в страхе отречься от Христа и убежать, как это сделали апостолы. «Пойдем и умрем вместе», — возглашали они до этого, но в данный момент страх возобладал над любовью.
Можно безучастно пройти мимо. Самый яркий пример такого поведения – Понтий Пилат. Он уже произнес: «Разве я иудей?», тем самым отстранив себя от самой важной встречи в жизни.
А можно сострадать Ему, стараться что-то сделать для Него, хотя бы участие проявить, как святая Вероника, Симон Киринеянин или плачущие женщины.
Можно идти с Ним до конца, как Его любимый ученик Иоанн, Пречистая Матерь Иисуса и другие женщины, служившие Ему. Да, по законам того времени женщины и несовершеннолетние юноши, такие как апостол Иоанн, не могли быть привлечены судом как свидетели, вот почему они могли безбоязненно пребывать у подножия Креста. Но и это является их свободным выбором и не умаляет их поступков.
Выбор только за нами. И сделать его никогда не поздно. Никогда не поздно принести покаяние и обратиться к Богу. Не нужно для этого никаких громких слов или демонстративных поступков.
Разбойник на кресте, готовясь умирать, осознал свои грехи и признал Иисуса Царем и Богом: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» У него не было личных заслуг, он не был напрасно пострадавшей невинной жертвой. Он достиг крайнего уничижения, дальше падать было некуда. Жить ему оставалось совсем немного, смерть ожидала его мучительная и позорная. При жизни он творил злодеяния и за его дела его ожидало осуждение Бога. Было у него только раскаяние перед смертью и смирение перед Господом, Который Сам явил ему крайнее уничижение и смирение. Произносим ли мы с таким же смирением когда-то в своей жизни: «Помяни меня во Царствии Твоем»? Вот почему очень важна регулярная молитва. Если молиться из раза в раз, хоть когда-нибудь, хотя бы один раз, каждый из нас искренне и от всего сердца обратится к Богу с такой мольбой, и Господь услышит нас, помилует и наградит.
Иисус примет и раскаявшихся в своем страхе и малодушии апостолов. Им даже просить прощения не придется, достаточно будет сожаления и осознания.
А в ревущей толпе, выкрикивающей: «да будет распят!» есть и те, кто в будущем станет христианами и свидетелями Его Благой Вести. И Христос их всех примет.
Образцом для подражания, «вершиной», к которой следует стремиться нам всем, естественно, является Иисус. В момент крайних страданий и унижений Он находит силы утешать плачущих женщин и заботится о Своей Матери и любимом ученике Иоанне, поручая их друг другу. Иисус не только не воздает злом за зло, Он прощает и молится за Своих обидчиков и мучителей: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят».
Поэтому очень важно молиться за тех, кто обижает нас, за тех, кто совершает зло. Все мы созданы Богом, Жертва Христова была во искупление всех людей, и все мы, согласно замыслу Божию, предназначены ко спасению и жизни новой. Достаточно только выбрать Бога и жизнь. А если кто-то отступил от Христа, не значит, что он безнадежен, что он окончательно пропал и погиб. Иисус Своей великой Любовью делает возможным прощение любого греха и примирение каждого из нас с Богом.
Если мы говорим о человеческих страстях и слабостях, то Крестный путь Иисуса Христа может нам напомнить простую истину, что никогда не следует воздавать злом за зло. Очень легко превратиться из жертвы и обиженного в гонителя и обидчика. Так поступив, «один раз пожалеешь, другой раз пожалеешь, а потом смотришь, а это уже не ты», — пишет К. С. Льюис в «Расторжении брака». Не будем же тем самым преумножать зло на земле.
- Смерть Иисуса Христа на Кресте
Конец и начало. Горе и радость. Смерть Иисуса здесь и сейчас и при этом предзнаменование Его Воскресения, то есть начала Жизни для всех нас. «Смерть – источник жизни новой», — говорится в одном пасхальном песнопении.
Иисус, умирая на Кресте, обращается к Отцу: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты меня оставил?» Кажется, что это крик муки и отчаяния, еще одно проявление человеческой слабости. Но эти слова являются начальными строками 22 псалма, псалма мессианского, который прямо указывает на Распятие Христа.
Псалом начинается с описания страданий Иисуса: «скорбь близка, а помощника нет». Далее тон псалма меняется на мажорный: «Ты ответил мне», «Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего». Ответ на молитву получен. Бог Отец дает Христу утешение и силы для смертного часа и последнего испытания.
Заканчивается псалом ликующее и жизнеутверждающе, что знаменует уже радость Воскресения Христова и ожидание нашего общего Воскресения и вечного блаженства, к которому мы все предназначены.
Строка: «Да едят бедные и насыщаются» напоминает нам о приглашении на Небесный брачный пир и перекликается с той древней проповедью, которую читают в Великую Субботу: «Уже приуготован престол небесный, готовы слуги, возведен брачный чертог, расставлены угощения».
Строка: «Да живут сердца ваши во веки» прямо говорит нам о победе Христа над смертью, победе для всех нас.
Строка: «Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся перед Тобою все племена язычников» возвещает нам второе пришествие Христа и веру в Него всех народов.
Конец псалма представляет собой славословие, прославление Бога: «Ибо Господне есть Царство, и Он – Владыка над народами», что напоминает нам о всемогуществе и всесилии Бога, о том, что Его Любовь и Милосердие превыше всего на свете.
Когда Иисус умирает на Кресте, для кого-то это уже начало Воскресения, пробуждение, восстание из мертвых. Достаточно назвать тех, кто в момент страданий Христа, не отвернулся от Него, раскаявшегося разбойника, сотника и бывших с ним, а также и других безымянных участников толпы, которые уверовали, увидев смерть Иисуса, и уже, возможно, предчувствовали и ожидали общего Воскресения и новой жизни. Будем же верить и надеяться, что Христос осветит нас Своей Любовью, пробудит нас, преобразит и воскресит.
Еще один очень глубокий текст о Распятии Христа обращен к Деве Марии. Это византийское песнопение Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати». Оно может напомнить нам о том, что жизнь Иисуса неразрывно связана с жизнью Богородицы. В нем перечисляются события из жизни Девы Марии и Христа, начиная от Благовещения: «Его же во чреве без семене зачала еси Сына» до крестной смерти: «зряще во гробе» и Воскресения после смерти: «восстану бо и прославлюся». Также в нем присутствует предзнаменование Успения Божией Матери и Увенчания Ее Небесной Славой как прообраза нашего общего Воскресения: «и вознесу со славою верою и любовию Тя величающия».
* * *
Итак, мы попытались пройти путь Страстей Христовых, наверное, узнали и увидели свои собственные страсти и слабости, страхи и надежды на пути подражания Христу. Может быть, вспоминается, как когда-то сами творили зло или давали ему совершиться. Или, быть может, на ум приходят старые обиды и раны, которые не заживают до сих пор. Раны от наших собственных ошибок и страстей, раны, нанесенные другими людьми.
«Вот раны мои – я не скрываю их», — молился святой Августин. Будем же и мы молиться Господу Богу, прося об уврачевании наших язв и о том, чтобы Он не оставлял нас, когда вера слабеет, когда страсти овладевают нами, а страхи и слабости пытаются возобладать над любовью. Пусть Господь укрепляет и утешает нас, когда мы, выбрав свет и добро и взяв свой крест, последуем за Христом.