География Спасения: Эйн Карем

После того, как Марии явился Ангел и возвестил ей рождение Мессии, она встала и направилась в горную страну. Из последующего евангельского повествования мы знаем, что Святая Дева пошла к своей родственнице Елизавете, о беременности которой сообщил ей ангел.

Евангелист Лука упоминает, что в момент Благовещения Мария находилась в Назарете, а вот по какой дороге пролегал ее путь и где она нашла Елизавету, не говорится ни полслова. Мы можем только предполагать, каким был маршрут путешествия Марии, с кем она преодолевала это расстояние (ведь в те времена молодые женщины не передвигались по стране самостоятельно), и где она услышала слова Елизаветы «благословенна ты среди женщин». Впрочем, в те далекие времена была только одна дорога из Галилеи в Иудею, ее нередко называли «путь вершин». Попробуем по нему пройти.

Начнем с конечного пункта путешествия Пресвятой Девы. Нет никаких точных сведений, записей или свидетельств с места раскопок, подтверждающих, что Мария встретила Елизавету недалеко от Иерусалима. Историческая традиция берет свое начало от св. Елены, прибывшей в Святую Землю и занимавшейся поиском и восстановлением христианских мест. Опираясь на более ранние свидетельства, о которых нам ничего неизвестно, она предположила, что дом Захарии и Елизаветы находился в местечке, получившем название Эйн Карем. Ею были обнаружены постройки начала I века, на их основании она и приказала возвести храмы. Современные раскопки подтвердили предположения св. Елены. Найденные ей дома, действительно, помнят времена земного странствия Христа. Кроме того, в этих местах сохранилось не только почитание, но и множество легенд, связанных с Иоанном Крестителем и его родителями. Сейчас на месте, где некогда были построенные св. Еленой храмы, посвященные Захарии и Елизавете, находится храмовый комплекс, возведенный по проекту великого Антонио Барлуцци. Храм и прилегающий к нему монастырь принадлежат Ордену меньших братьев, которые продолжили традицию крестоносцев, посвятив это место встрече Марии и Елизаветы. Не зря портик, обрамляющий храмовый двор, украшен табличками со словами «Магнификат» на разных языках.

Не указывая точного места пребывания Захарии и Елизаветы, евангельское повествование упоминает только о горной (или нагорной) стране. Дело в том, что среднюю и южную часть Палестины от севера к югу прорезает горный хребет. После смерти царя Соломона еврейское государство разделилось, и часть этого хребта оказалась на территории Израиля, получив название Израильские горы, а часть – на территории Иудеи, став нагорной иудейской страной. Именно в этой части находится главный город и главная святыня Иудеи – Иерусалим. Так что, более чем очевидно, Мария направилась именно в эти места. Она совершала восхождение к Святому Городу, но где-то по дороге свернула к дому своей родственницы Елизаветы.

Некоторые исследователи говорят, что Захария и Елизаветы жили в священническом городке Иутта (Юта). Предполагают, что он находился в 10 километрах от Иерусалима, и что именно он упоминается в книге Иисуса Навина (ИисНав 15,55), когда речь идет о разделении Земли Обетованной между коленами Израильскими. Был период, когда Иутта принадлежал самарянам, но в X в. до РХ был захвачен царем Саулом и присоединен к Иудее. Впрочем, есть мнение, что Иутта, о которой идет речь в Священном Писании, находилась несколько в ином месте. Многие исследователи предполагают, что этот городок располагался не в предместьях Иерусалима, а совсем недалеко от Хеврона. Они говорят о том, что само название поселения появилось из-за ошибки греческого переписчика, который написал «иутта» вместо «иуда». Так что Святая Дева шла совсем не в Иерусалим, а в Хеврон, старинный священнический город.

Есть и еще одна версия, пытающаяся примирить два предыдущих мнения. Захария и Елизавета жили в Хевроне, но у них, как это тогда было принято, были зимний дом и летний. Так вот, летний, куда и пришла Мария, находился совсем недалеко от Иерусалима. Поэтому древняя традиция почитания Иоанна Предтечи и его родителей в этих краях вполне обоснованна.

В наши дни городок, в котором, согласно традиции, жили родители Иоанна, стал районом Иерусалима, сохранив при этом старинное название Эйн Карем (Эйн Керем). Это дало основание для еще одного предположения. В библейском повествовании дважды упоминается местность, именуемая Бейт Керем или Бефкарем (Иер 6,1; Неем 3,1-4). И там, и там есть слово «керем», виноградная лоза. Только в первом случае речь идет об источнике (источник винограда – эйн керем), а в другом – о доме (дом винограда – бейт керем), но это не мешает предположить, что это – одно и то же место.

Бейт Карем возвышался на холме, его можно было разглядеть со стен Иерусалима. Когда приближалась опасность, здесь зажигали огни. Подтверждение этому мы находим у пророка Иеремии, который призывает поднять в Бефкареме сигнальные флаги.

Эйн Карем – это источник винограда, и некогда здесь, действительно, был полноводный источник, воды которого орошали многочисленные поля и виноградники. Надо сказать, что эта местность, возвышающаяся над долиной реки Сорек, в древности была богата источниками. Сейчас, когда за столетия заселения этих земель арабами ирригационная система (да и экология в целом) этих мест претерпела изменения, эти источники даже с большой натяжкой нельзя назвать полноводными, способными напоить множество людей и принести воду на поля. Начало этого небольшого потока скрывается под мечетью. Там находится туннель, пробитый еще в эпоху Второго Храма, а в непосредственной близости были обнаружены останки древних оборонительных сооружений. В наши дни можно подойти только к той части, которая выходит на поверхность. По преданию Святая Дева пила из этого источника, утоляя жажду после долгой дороги. Еще пару десятилетий назад вода здесь была кристально чистой, практически как в древности. Но в последние годы ее качество стало значительно хуже.

Поселение, которое некогда находилось на месте Эйн Карема, было уничтожено римлянами в период разорения Иерусалима. Потом в эти места пришли самаряне. Они построили здесь деревеньку, которой они дали имя Ойрине. В последующие века именно это название будет упоминаться в исторических документах. Считается, что слово «ойрине» — производное от «ора», так самаряне именовали гору, на которой стояло их поселение. Слово «ора» мы встречаем в книге Есфири, оно означает «сияние» (Есф 8,16). Так что самарянская деревня на вершине высокого холма называлась бы по-русски Воссиявшая. По другой версии, «ойрине» — это слово, употреблявшееся самарянами, которое может быть переведено просто как «нагорная страна». Как бы там ни было, именно под этим названием упоминается нынешний Эйн Карем в списке посещенных Карлом Великим мест Святой Земли.

В 324 г. св. Елена возводит здесь два храма, посвященных святым Захарии и Елизавете. Их существование подтвердилось случайно. В 1885 году, когда в этих местах производились строительные работы, были раскрыты фрагменты мозаичного пола. Предполагают, что для основания были использованы более древние постройки – то, что осталось от жилых домов. Со временем найденные останки византийских храмов получили название «Южной капеллы» и «Капеллы мучеников», в которой была обнаружена надпись на греческом языке с молитвой к мученикам.

Во время самарянских восстаний 529 и 556 гг. храмы, возведенные св. Еленой, были разрушены. Отношения самарян с оставшимися на Святой Земле евреями и с владевшими землей римлянами были непростыми. Они всегда сохраняли свою веру, являясь еретиками и для первых, и для вторых. В 529 г. в Византии был принят закон против еретиков, а значит и против самарян, требовавший от них отказаться от своей веры и принять веру правильную (в случае с самарянами – принять крещение). В случае отказа предусматривалось наказание: невозможность передать свое имущество детям и родственникам. Самаряне были возмущены и восстали против властей, решив, что им нужен свой царь. Им стал Юлиан, сын Савара, которого византийские источники называют разбойником. Поскольку в традиции Византийской империи было держать крупные военные формирования на границе, ограничиваясь небольшими гарнизонами внутри страны, в тихой провинции власти не смогли удержать восставших. Самаряне разгромили дворец наместника, убив его самого, и двинулись дальше, в сторону Италии. Войско самарянских крестьян под руководством Юлиана дошло до самого Неаполя. Только тут подоспевшим с границ военным удалось их остановить. Восставшие были разгромлены, Юлиан взят в плен и обезглавлен. Византийские источники сообщают о колоссальных потерях среди самарян: «погибло до ста тысяч человек». Части юношей, принимавших участие в восстании, удалось бежать, но они были настигнуты правительственными войсками, взяты в плен и впоследствии проданы в рабство в персидских и индийских областях. Тех, кто остался в Палестине, насильственно обратили в христианство. Ущерб, нанесенный самарянской общине, был невосполним. Самое главное – было уничтожено множество крестьян, обрабатывавших плодородные земли. С этого момента виноградники Самарии стали приходить в упадок.

В 556 г. вспыхнуло еще одно восстание. Оно началось в Кесарии. В этот раз самаряне объединились с евреями. Они двигались в сторону Иерусалима, громя все христианские храмы и поселения, который встречали на своем пути. Восстание довольно быстро было подавлено, но мятежники смогли дойти до Вифлеема. Именно в этот период и был нанесен непоправимый ущерб храмам, построенным св. Еленой. Они были разгромлены и сожжены, а окормлявшие их монахи убиты.

Далее храмы восстанавливаются, но христианская жизнь здесь длится недолго. В 614 г. обе церкви разрушают персы. И до самого первого Крестового похода они лежат в руинах. Только в 1140 г. сюда приходят крестоносцы и начинается новое строительство.

Совсем недалеко от Эйн Карема находится еще одна святыня, связанная с Иоанном Крестителем и его матерью. Сейчас это местечко Эвен Сапир. Древнее предание говорит о том, что Елизавета вместе со своим маленьким сыном спасалась от солдат Ирода, отдавшего приказ убивать всех младенцев младше двух лет. В апокрифическом Евангелии от Иакова есть следующие строки: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, и нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». На рубеже XIX и XX веков местные жители – арабы еще показывали дорогу, по которой, как они утверждали, прошла Елизавета с ребенком на руках. Проходила она мимо огромных белых камней, которые сейчас скрываются под известной израильской клиникой Хадасса. Иудейское предание говорит о том, что некогда в этих местах была каменоломня, поставившая белые каменные плиты для жертвенника Иерусалимского Храма. А христианские паломники считали, что первая проповедь Иоанна Предтечи прозвучала именно в этих местах, и только потом он направился к Иордану.

Сейчас на месте горы, которая скрыла Елизавету и Иоанна от преследователей, находится монастырь святого Иоанна в пустыне, построенный по проекту Антонио Барлуцци. Отсюда открывается прекрасный вид на Нахаль Сорек. В современном иврите «нахаль» — это маленькая речушка или ручей. Библейский же текст использует это слово, говоря о долине или ущелье. В случае с рекой Сорек, берущей свое начало недалеко от Иерусалима и впадающей в Средиземное море, речь идет о самой большой долине на территории Израиля, простирающейся на 70 километров. Название самой реки переводится как красная виноградная лоза, это еще раз подчеркивает, что некогда эти места были засажены виноградниками. Упоминается Нахаль Сорек и в библейском повествовании. Некогда здесь проходила граница колена Данова, и жили филистимляне. Из этих мест происходит Далила, возлюбленная Самсона, так вероломно предавшая его (Суд 16,4).

Находящийся в этих местах источник был известен давно и использовался для орошения полей и виноградников. Созданная в древности система родника включает в себя два вырубленных в скале туннеля и бассейн, который некогда уходил к фруктовым садам. В южной стороне находится уходящий вверх колодец. Этому сооружению более трех тысяч лет. Некогда вокруг источника находились сторожевые башни, основания которых были найдены при раскопках. А в 250 метрах находится дамба, выложенная из больших каменных блоков, которые должны были удерживать почвы, намытые водой. Ведь даже в наши дни этот источник сохраняет свою полноводность. Длина стены этого сооружения в наши дни составляет 43 метра, а высота – 9 с половиной. Притом, что состоит она всего из 11 камней, некоторые из которых достигают в длину 3 метров. В былые времена это сооружение называли Малой Стеной плача (Котель катан) из-за схожести конструкции. Когда не было возможности приходить для молитвы в Иерусалим, евреи отправлялись сюда.

В те времена, когда эти земли населяли арабы, здесь находилась небольшая деревенька Катра. Ее жители называли источник Эйн Хабис, что значит отшельник, а саму местность Дер Элхабес. Но после 1948 г. они покинули эти места. В 1950 г. здесь появилось поселение йеменских евреев Эвен Сапир. Впрочем, со временем жителями деревеньки стали курдские евреи, вытеснившие йеменцев. Эвен Сапир (камень сапфир) – это не библейское название, так называлась книга раввина Якова Галеви Сапира, посвященная его путешествию в Йемен в XIX веке и описанию жизни йеменских евреев.

Земля для монастыря святого Иоанна в пустыне была приобретена францисканской Кустодией Святой Земли в 1911 году, строительство же началось только через двенадцать лет. Трудность строительства заключалась в том, что нужно было, с одной стороны, сохранить источник, а с другой – сделать удобным доступ к нему. Этот родник может быть назван «запечатанным источником». Выражение, которое мы встречаем в Песне Песней (Песн 4,12): «запретный сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник». В древности над источниками возводили специальные сооружения, похожие на башни, чтобы никто не мог подойти к воде, кроме тех, у кого был ключ. В случае с источником Отшельника охранять нужно было только сам исток, потому что вода из него, по свидетельствам путешественников, «бурно стремилась в глубину оврага, придавая новую красу пустыне».

Рядом с источником находится плоский камень с характерной выемкой, напоминающей детское тельце. Согласно преданию, именно сюда Елизавета положила своего сына, когда пряталась в пещере. Сейчас этот камень служит алтарем. А благочестивая легенда повествует, что Иоанн Предтеча прожил в этой пещере тридцать лет и именно отсюда он отправился на проповедь.

Анна Гольдина

Фото: israelbibletours.ca