В середине ноября в мировой прокат вышел фильм «Пророк» – прекрасная лента для знакомства с человеком, который был пастырем Польши на протяжении десятилетий коммунистического правления, а также наставником и примером для Иоанна Павла II. О новом фильме, посвященном недавно беатифицированному кардиналу Стефану Вышиньскому, рассказывает Дэвид Айвз.
Говоря о крахе коммунизма в 1980-х годах, британский историк Тимоти Гартон Эш отметил, что святой Иоанн Павел II с его поездкой в Польшу в 1979 году стал ключевой фигурой разворачивавшихся тогда событий. Он поясняет: «Без Папы не было бы «Солидарности», без «Солидарности» не было бы Горбачёва. А без Горбачёва не было бы падения коммунистического режима». И всё же, хотелось бы, чтобы мистер Эш пошёл дальше в прошлое, исследуя сработавший здесь эффект домино, потому что усилия самого Иоанна Павла II опирались на дело того, кто был раньше него. Этот человек – недавно беатифицированный кардинал Стефан Вышиньский, герой нового фильма Михала Кондрата «Пророк».
Кондрат, известный в основном как создатель документальных лент на религиозные темы, таких как «Фаустина: любовь и милосердие», снял «Пророка» и этим, наконец, заявил о себе в мире художественного кино. В интервью для польского издания «Газета Краковска» Кондрат объяснил своё желание снять художественный фильм тем, что, насколько он понимает, молодое поколение в Польше не знакомо с наиболее любимыми и значительными национальными героями своей родины. Они, конечно, знают о Вышиньском, но по-настоящему с ним не знакомы. Он надеется, что «Пророк» поможет решить эту проблему, представив аудитории личность, которую сам Кондрат описывает как «своего рода Клинта Иствуда в пурпурной мантии».
Для этого есть основания, так как фильм детально рассказывает о таких героических эпизодах епископата Вышиньского, как его «Великая Новенна», паломничество к Чёрной Мадонне в Ченстохова и организованное им празднование тысячелетия христианизации Польши. Польские партийные функционеры были уничижены и озлоблены той стойкой решимостью, с которой Вышиньский добивался осуществления этих общенациональных акций. Фильм включает в себя также более личные моменты, например, начало знакомства Вышиньского с молодым (и довольно «колючим», на первый взгляд) священником по имени Кароль Войтыла, деятельность которого также можно с уверенностью назвать впечатляющей.
Формация
Однако всё это будет позднее. Начинается же фильм с событий 1953 года, накануне освобождения Вышиньского после трёхлетнего заключения за выступления против государственного режима в Польше. По пути домой только что освободившийся Вышиньский вспоминает сцену, увиденную им во время Второй мировой войны: польский крестьянин спокойно идёт по обстреливаемому полю и разбрасывает семена. Когда молодой армейский капеллан выскакивает на поле, чтобы увести его в безопасное место, сопротивляющийся крестьянин просто говорит: «Нам нужно сеять, иначе останутся одни пустыри». Этот эпизод послужил стартовой точкой в формировании того подхода противостояния коммунистическому режиму, который сам кардинал использовал на протяжении долгих десятилетий.
Значительная часть фильма посвящена прямым спорам между Примасом Польши Вышиньским и первым секретарём Объединённой рабочей партии Польши Владиславом Гомулкой, который был фактическим правителем Польши. Гомулка показан чистым злодеем, настолько воинственным в своём атеизме, что он не способен обратиться к Вышиньскому ни по одному из его церковных титулов, и всегда называет его «директором Церкви».
Эпизоды продолжающегося на протяжении всего фильма шахматного поединка между Вышиньским и Гомулкой перемежаются повествованием о пастырских отношениях кардинала с небольшой группой мирян. Среди них – молодая девушка по имени Кася, которую поймали на краже еды, и Магда, школьная учительница, с которой он регулярно беседует. Именно благодаря мужу Магды – кинорежиссёру Янеку мы узнаём, почему фильм получил своё название. Нуждаясь в деньгах, Янек был завербован Гомулкой следить за кардиналом в рамках секретной операции «Пророк», целью которой было откопать любые материалы, которые правительство могло бы использовать как доказательства для обвинения Вышиньского в государственной измене. Эти попытки заманить Вышинського в ловушку принесут много страданий тем, кто его окружает, особенно Касе.
Восьмёрка
Самые интересные знакомые Вышиньского известны как «Восьмёрка». Это небольшая группка женщин, которые управлялись с текущими делами прихода, включая издательство, где дамы были не прочь втихаря напечатать диссидентские памфлеты, чтобы помочь подпольному сопротивлению. Каждый раз забавно наблюдать, как кардинал, столкнувшийся со сложной ситуацией, велит своему помощнику собрать Восьмёрку, чтобы справиться с проблемой. Когда смотришь эти эпизоды, иногда возникает желание сделать более фантастическую версию фильма, в которой Восьмёрка выполняет секретные задания в стиле «Ангелов Чарли» каждый раз, когда это необходимо Церкви.
Однако тогда это был бы совершенно другой фильм. Верный своему кредо документалиста Кондрат заботится прежде всего о том, чтобы представить зрителю такую историю «Пророка», которая бы уважительно и достоверно отражала историю в целом. Поэтому фильм представляет собой по большей части прямое повествование о событиях, хотя иногда и встречаются эпизоды, отмеченные яркой режиссёрской трактовкой, особенно в сценах насилия, вспыхнувшего во время протестов 1970 года. Благодаря такому подходу фильм достигает именно того результата, к которому стремился Кондрат – познакомить зрителя с личностью человека, который был душепастырем Польши на протяжении десятилетий коммунистического режима, защищая духовный фундамент страны и подготавливая почву для последовавшего триумфа Иоанна Павла II.
Дэвид Айвз
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина