Татьяна Шапошникова: «Приход, не имеющий своей истории, не имеет будущего»

Героиня новой публикации из цикла «Церковь с человеческим лицом» – Татьяна Витальевна Шапошникова, архивист католического прихода Пресвятой Богородицы во Владивостоке, автор книг, статей и исторических проектов по истории Католической Церкви и польской диаспоры Владивостока. Татьяна Витальевна организует приходские паломничества, проводит тематические экскурсии в храме, а также является активным членом Приморской организации «Дом Польский». О том, как приход Пресвятой Богородицы повлиял на неё и её семью, она рассказала Ольге Хруль.

— Татьяна Витальевна, расскажите о себе. Какова история веры вашей семьи?

— Приход Пресвятой Богородицы во Владивостоке неразрывно связан с историей нашей семьи. Более 100 лет пять поколений являются прихожанами этой церкви. Я представляю 4-е поколение владивостокских католиков и прихожан.

В нашей семье родители — инженеры и выпускники старейшего технического института во Владивостоке — в советское время не практиковали веру. В раннем детстве с верой меня познакомила прабабушка. Я часто слышала слова на незнакомом языке, не понимая этих слов и действий, могла часами сидеть рядом с ней, смотреть, как она перебирает бусинки, и только через много лет поняла, что это молитвы Розария на польском языке. Взрослые на детские вопросы не отвечали, но, улыбаясь, говорили: намоленный ребёнок.

Прабабушка Александра и прадед Казимир Сымоновичи стали прихожанами владивостокского прихода в 1906 г. Венчались они в Вильно, там же родился их сын Эдуард. Из Вильно прадед, военный офицер, был призван на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне 1904-1905 гг. После окончания войны, осмотревшись во Владивостоке, Казимир поехал за женой. Все мысли у него были лишь о том, как уговорить Александру переехать во Владивосток. Он рассказывал о службе, о том, что поляков во Владивостоке много, польская колония живет безбедно, есть костёл и город вполне европейский. В городе много китайцев, которые за копейки оказывают любые услуги, а цены на продукты намного ниже, чем в Вильно. Из его рассказов стало понятно, что возвращаться в Европу он не намерен. Александра согласилась приехать познакомиться с городом. Приехав и пожив какое-то время во Владивостоке, она ещё несколько раз возвращалась в Вильно. В Вильно у неё родились и были крещены в костёле святой Анны две дочери – Вероника и Хелена. Владивосток Александре понравился – здесь была представительная польская диаспора, костёл и мягкий климат, чем-то похожий на предместья Вильно.

В 1908 г. во Владивосток приехали из Виленской губернии из деревни Брожельцы (сейчас д. Солнечники, Беларусь) сестры Александры – София, Ева и брат Владислав Высоцкие. Здесь они венчались, крестили детей. В метрических книгах владивостокского костёла есть записи о венчании, крещении их детей и отпевании умерших. Вера и костёл были главенствующими в большой семье.

Казимир и Александра Сымоновичи на крыльце молитвенного дома, 1915 г. Казимир (с усами) стоит за спиной у настоятеля о.
Сливовского. Александра в черном платке — слева от Казимира
.

Моя бабушка Вероника Сымонович родилась в Вильно в 1907 г., но прожила всю жизнь во Владивостоке. Все предки были не просто прихожанами, а активно участвовали в приходской жизни – помогали священникам вести хозяйство, пели в хоре, становились крестниками и вносили пожертвования. В 1921 г. участвовали в освящении нового каменного костёла. Но уже в 1922 году, выслушав напутственные и ободряющие слова декана отца Кароля Сливовского, сёстры София и Ева вместе с детьми эмигрировали за границу. Во Владивостоке осталась одна прабабушка Александра со своими тремя детьми и тремя детьми брата Владислава. К тому времени прадед Казимир погиб на борту корабля и был похоронен по морской традиции в море, а жена брата Владислава умерла родами последнего ребенка. Трудно было поднимать шестерых детей, но вера и молитвы не давали сломаться. В 1929 г. Александру с детьми выселили из приходского дома, однако, по счастливой случайности, удалось купить недорого дом на окраине Владивостока. Вести хозяйство помогали китайцы. «Если бы ни китайцы — мы бы не выжили», — часто с благодарностью вспоминали прабабушка и бабушка. А ещё была крепкая вера и молитва Богородице. В 1931 г. закрыли костёл и даже на окраине города было опасно исповедовать веру, поэтому пришлось изменить имена и избавиться от многих религиозных предметов, фотографий, документов. В 30-е годы начались преследования и аресты. Старший сын Александры Эдуард был репрессирован и умер в лагере в Сибири в 1938 г. Брат Владислав и дочь Хелена завербовались на несколько лет на остров Птичий в Беринговом море на обработку краба. Во Владивостоке они бывали редко.

Вероника Сымонович в день Первого Причастия, 1922 г. Стоит в
верхнем ряду первая справа (самая высокая и за священником в чёрном).

Моя бабушка Вероника смогла принять Первое Причастие в костёле в 1922 г., но венчаться и крестить дочь уже не получилось — костёл закрыли. Моя мама, Елена, родилась в 1932 г. Её отец, Андрей, преподаватель Восточного института, русский по национальности, своей русской фамилией сохранил жизнь всей семье. Детство Елены прошло в Матросской слободе, здесь когда-то находилась небольшая колония поляков, но в 30-е годы это место уже трудно было назвать колонией. Польские семьи разъезжались – кто эмигрировал, кто был репрессирован, кто выслан из города. Оставшиеся поляки продолжали, не привлекая внимания, общались между собой, а дети дружили. Потом все куда-то разъехались и отношения прервались. Многие владивостокские прихожане не дожили до дня возрождения прихода и возвращения церкви. Ушли без возможности исповедовать веру и без подобающего отпевания. Моя бабушка Вероника умерла в 1990 г., так и не рассказав полной семейной истории, не в силах преодолеть черту страха.

Соколова (Сымонович) Вероника, 1930 г.

Прабабушка Александра перед смертью в 1961 г. сказала Елене: «Никогда не ходи и детей не води в другие церкви – только в костёл. Мы – католики». Напутствие бабушки Александры Елена вспомнила в 1991 г., когда по радио услышала приглашение на Мессу к католическому храму. Бывший католический костёл оказался рядом с домом. Елена пришла на Мессу и увидела знакомые лица – Ядвигу Зелинскую, Регину Пивинскую, сестер Олимпию и Казимиру Станько. Это было чувство, как будто вернулась в свою семью, давно потерянную. В 1993 г. Елена приняла крещение в возрождённом приходе и «на душе стало легко, всё как будто засияло». До последней минуты Елена была в приходе. Основала библиотеку и стала первым библиотекарем, участвовала во многих волонтёрских программах «Каритас», читала Молитву верных на воскресной Мессе. Для неё приход стал местом веры, духовности и жертвенности. Она умерла в 2019 г. и в последний путь её провожал о. Мирон. Ушло третье поколение владивостокских католиков.

Елена Шапошникова в приходской библиотеке

— И каков же был именно ваш путь к вере?

Как у всех советских детей, в моём детстве не было веры. Прабабушка Александра умерла, бабушка молчала, уклончиво уходя от ответов, а родители были заняты на руководящих должностях. В семье не принято было говорить о прошлом и о вере в том числе. Только в 1992 г. я услышала от мамы о возрождении католического прихода, узнала о том, что предки были поляками и католиками. В выборе не сомневалась ни минуты и следом за мамой на Пасху в 1994 г. приняла крещение. Знакомилась с литургией, училась молитвам, духовности и читала. На моих глазах возрождалось из руин прекрасное здание храма, приходили новые члены прихода – и взрослые, и дети. Опять появилось желание узнать об истории нашей семьи. К сожалению, фактов, преданий и семейных историй, рассказанных мамой, было недостаточно, да и всё это не укладывалось в четкую хронологическую линию. Шли годы, я ходила в храм, успешно занималась наукой – морской биологией, вышла замуж, родилась дочь Дарья. Но желание узнать своё происхождение не отступало. Было интересно на Мессах общаться со старейшими поляками-прихожанами. Они рассказывали свои истории, что-то я записывала, что-то запоминала.

Елена Шапошникова (Соколова) среди прихожан-поляков (справа, за о. Мироном, в сером пиджаке), 1996 г.

— Как же возник приходской архив – история Католической Церкви Дальнего Востока?

— С момента возрождения владивостокского прихода его настоятель отец Мирон столкнулся с проблемой полного отсутствия документации исторического прихода: «Приход, не имеющий своей истории, не имеет будущего».

Тогда и появилась идея создания структуры, которая бы вела поиск исторических приходских документов. На момент создания архива в 1994 г. имелись только воспоминания очевидцев-прихожан и жителей окрестных домов. Однако требовались грамотные и глубокие поиски в Государственных архивах.

Первым архивистом прихода была прихожанка Мирослава Ефимова. В течение нескольких лет она провела обширный поиск приходских документов в архивах Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Москвы, Беларуси и Польши. По итогам работы были написаны несколько книг по истории Католической Церкви на Дальнем Востоке. К тому времени у меня были стопки исписанных воспоминаниями прихожан страниц. Это была история польской диаспоры Владивостока, история моей семьи и история нашей веры. В 2008 г. я приступила к работе в приходском архиве.

Это было совершенно новое для меня направление, но трудностей на этом поприще я не испытывала. В память о моих предках и в память о всех прихожанах, кто потерял веру, безвинно пострадал, не дожил до дня возрождения прихода, я должна была сделать многое. В молитвах я просила Богородицу дать мне веру и силы для этой работы. Самый успешный проект архива – полное восстановление метрических книг Римско-католической Церкви Амурского края с 1872 по 1922 гг. Поиски и находки в архивах легли в основу написания статей и книг. Шаг за шагом открывались новые страницы истории Католической Церкви — время расцвета веры, жестокого её преследования и возрождения в наше время. По собранным материалам стало возможным проводить паломничества по памятным местам прихода. Достоверные воспоминания старейших прихожан и легли в основу Книги Памяти.

Сегодня исторические документы в приходском архиве систематизированы и востребованы студентами, краеведами и горожанами, интересующимися историей Католической Церкви на Дальнем Востоке, а также историей польских первопроходцев, внесших неоценимый вклад в освоение земель на далекой восточной оконечности России. К материалам приходского архива и метрическим книгам обращаются потомки владивостокских поляков, рассеянные по всему миру. Наш приход смог возродить историю приходов в дальневосточных городах – Благовещенске, Хабаровске и Уссурийске.

— Как же вы пытаетесь сохранить веру предков?

— Наша семья сквозь многие испытания и годы несёт веру предков, преданность приходу и делает всё возможное для дальнейшего его процветания. В 1990-х годах мы пришли на Мессу к воротам ещё закрытого католического храма, участвовали в реконструкции здания, завершили то, что начинали наши предки. Каждое из поколений католиков нашей семьи трудилось на благо процветания Церкви.

Первое Причастие, Кучерова Дарья, 2006 г.

Моя прабабушка, Александра, помогала по хозяйству священникам; бабушка, Вероника и её сестра Хелена, пели в хоре и помогали в поручениях священникам; мама, Елена, участвовала во многих благотворительных программах и основала приходскую библиотеку; я работаю в приходском архиве над историческими проектами, провожу экскурсии в церкви, публикую материалы; моя дочь, Дарья (крещена в 2001 г.), помогает в библиотеке. Каждый раз, приходя на Мессу, я молюсь за родных. Особенно волнительным был день освящения колокольных башен и колоколов в 2010 г. Когда над Владивостоком поплыл колокольный звон, я почувствовала, что в эту минуты мои предки были рядом и мы вместе радовались этому гимну веры.

Низкий поклон от всех поколений нашей семьи священникам отцу Мирону и отцу Даниилу за возрождение церкви, за верное служение Богу.

Презентация книги о польской диаспоре Владивостока, 2019 г. Слева направо: Викарий прихода о. Даниил
Маурер, настоятель о. Мирон Эффинг, архивист Шапошникова Татьяна,
Генеральный консул Республики Польша г-н Кшиштоф Свидерек.

— Что для вас приход?

— Для меня приход – это дом, в котором мы живем с Богом.

Беседовала Ольга Хруль

Фотографии предоставлены Татьяной Шапошниковой