Источник силы евангелизатора: живи той жизнью, которую проповедуешь

Папа Франциск утверждает, что самый эффективный метод евангелизации – жить так, как учишь и как проповедуешь. «Я могу наизусть читать Символ веры, я могу много и долго говорить обо всём, во что мы верим, но если моя жизнь не совпадает с этим, то это ни к чему не приведёт», — сказал он присутствовавшим на общей аудиенции на площади Святого Петра 31 мая. Что привлекает людей к Евангелию, продолжил он, так это то, когда они видят, что «мы, христиане, живём именно так, как проповедуем, что мы не притворяемся христианами на словах», а живём «мирской» жизнью.

Папа продолжил серию бесед о «рвении» к евангелизации рассказом об иезуите о. Маттео Риччи, миссионере XVI столетия, который 28 лет жизни посвятил евангелизации в Китае и принёс западную науку на азиатский континент. Он умер в Пекине в 1610 году, в возрасте 57 лет.

Его миссионерский дух представляет нам модель евангелизации «живую и актуальную» для современного мира, объясняет Папа Франциск, который в 2022 году признал героический характер добродетелей о. Маттео в его беатификационном процессе. «Его любовь к народу Китая – это пример для нас, но что ещё важнее, его жизнь – это пример согласованности христианского свидетельства и практики жизни», — подчеркнул Папа.

Риччи известен как великий миссионер, потому что, по словам Папы, он «принёс христианство в Китай», но и ещё и потому, что он «великий учёный, он мужественный человек, написавший много книг. Но более всего он велик постоянством в своём призвании и в своём желании следовать за Христом».

Христиане, призывает Папа, должны спросить себя, живут ли они в соответствии с тем, во что они верят: «Последователен ли я в своей вере и жизни или ни то, ни сё?»

Папа напомнил, что после того, как св. Франциск Ксаверий впервые попытался попасть в Китай в 1500-х годах, такую попытку предприняли ещё 25 иезуитов, но также не преуспели. А у Риччи получилось. Он и его собрат потратили годы, готовясь к миссии в Китае, изучая язык и обычаи, а потому в течение ещё 18 лет предпринимали попытки попасть в Пекин.

Маттео Риччи – «прекрасный пример апостольского рвения», потому что «он с терпением и настойчивостью, вдохновлённый непоколебимой верой, был способен преодолевать препятствия и опасности, недоверие и противодействие», — рассказывает Франциск.

В чём его секрет? Каким путём рвение его вело? «Он всегда шёл путём диалога и дружбы с каждым, кого встречал, и это открыло ему множество дверей для проповеди христианской веры», — отвечает Папа.

Папа рассказал, как этот священник воспринял некоторые аспекты китайской культуры: одеваясь поначалу как местный буддийский монах, «он потом понял, что ему лучше всего перенять образ жизни и одежду «литераторов» – китайских учёных чиновников. Он глубоко изучал их классические тексты, и потому мог представить им христианство в позитивном диалоге с их конфуцианской мудростью и традициями китайского общества».

Это была «инкультурация» – тот же подход, который использовала ранняя Церковь, когда её теологи «инкультурировали» христианскую веру в диалоге с греческой культурой, провёл Папа историческую параллель.

Риччи был признан и уважаем как человек науки, но самым важным из всех его усилий было «провозглашение Евангелия». Хотя именно доверие, которого он достиг своим мудрым и искренним научным диалогом, «дало ему право предложить собеседникам истины христианской веры и христианской морали».

Он давал своё свидетельство, живя жизнью добродетелей и молитвы, потому что «молитва – это топливо миссионерской жизни». А его жизнь, полная милосердия и помощи другим, смиренно удалявшаяся от всяких почестей и богатства, привела «многих из его китайских учеников и друзей к принятию католической веры», — сказал Папа.

«В этом соответствии и состоит сила лучших миссионеров», — заключил Папа Франциск, — «в соответствии между тем, чему они учат, и как они живут».

Источник (англ.): National Catholic Reporter

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: CNS/Lola Gomez