Первосентябрьское: призвание и свобода

Вместе с 1 сентября в жизнь родителей возвращаются тревоги о домашних заданиях, кружках, репетиторах и прочих составляющих образовательного процесса детей. Татьяна Валериус на примере евангельского эпизода обретения отрока Иисуса в храме размышляет о том, почему голос, которым в первую очередь должен руководствоваться ребенок в выборе жизненного пути, — отнюдь не наш.

Как это часто бывает, Господь, услышав внятный разумный вопрос, спешит показать ключ к ответу. Положить где-нибудь на видном месте, словно он всегда там лежал, а мы просто не замечали.

Накануне 1 сентября, читая Розарий, наткнулась мыслью на сюжет про обретение отрока Иисуса в храме. Никогда раньше меня этот фрагмент не грел и будто бы не давал особой пищи уму и сердцу. А сейчас внезапно пригодился, как ключ к замку.

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Евангелие от Луки, Глава 2,  стихи 41-52

Смотрите, что происходит: мальчик 12 лет уже осознаёт, кто Он, слышит своё призвание, действует в соответствии с ним.

Лучшая в мире Мама (в самом деле, кто мог бы с большим уважением отнестись к своему ребёнку, чем она относилась к Нему; кто мог бы быть внимательнее, терпеливее, сильнее любить?) — итак, самая любящая и чуткая Мать не понимает. Недоумевает. Для неё вся эта ситуация оказывается неприятным сюрпризом, она совершенно не была готова.

Также и отчим — мудрый (как мы знаем из других фрагментов), опытный отец, добрый и эмпатичный человек (как, опять же, знаем из событий начала Евангелия)…

Иисус страшно удивляется, обнаружив этот факт. «Разве вы не знали?» Мама, отчим, вы же каждый день со мной, вы же меня так хорошо знаете! Неужели вы совершенно не знаете меня?

Человек человеку — тёмный лес. Мать многое понимает про ребёнка, но если мы думаем, что знаем своё дитя «от и до», мы попросту дуры, а не матери.

А вот Бог знает сердце человека. «Ты испытал меня и знаешь». И с каждым человеком, с самого детства, Он говорит. Мы это слышим в самой глубине, в сердце тишины. Сам говорит, сам зовёт туда, куда хочет.

Разве можно вставать между человеком и его Творцом? Особенно в вопросе призвания, выбора пути? Профессия, что бы ни говорили, есть призвание. А выбор школьных предметов, любимых и нелюбимых — фактически, первые шаги к будущей профессии.

Куда же мы лезем, Господи, помилуй нас. Какое мы имеем право туда лезть?

Первый долг родителя и учителя — создать начинающему человеку условия для максимально свободного выбора. («Начинающий человек» — по-моему, отличная замена слову ребёнок.)

И убрать шум. Убрать шум. Убрать шум. Все наши попытки засадить его за пять языков одновременно, нагрузить всем, чем можно, «приучить к нагрузкам» — это шум. Нужно оставить ему время подумать, прислушаться, поваляться на траве, глядя в облака. Дождаться минуты, когда с ним заговорит его Первый Гром.

И быть рядом, когда он скажет: хочу идти вот туда, ты поможешь собрать рюкзак?

P.S. Посвящается моему мужу Сергею Сабсаю, затеявшему реколлекции для педагогов, отцу Йозефу Заец SJ, так гениально выбравшему самый первый фрагмент, и Виктору Цатряну, только что написавшему о невозможности решать за другого.

Фото: www.freepik.com