«С горы ты разнеси весть»

«С горы ты разнеси весть» (англ. Go Tell It on the Mountain) – начальные слова афроамериканского рождественского гимна, составленного Джоном Уэсли Уорком-младшим в 1865 году. Совсем скоро их можно будет услышать на различных рождественских встречах, а также из радиопередач, сопровождающих празднование Рождества. Песня основана на двух библейских текстах: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой!» (Ис 52:7) и истории о пастухах, описанной в Евангелии от Луки 2:8-20. Песню на русский язык переводят по-разному, есть более поэтичные выражения, например, как в заголовке этой статьи, а есть просто вроде «Иди расскажи это на горе», тем не менее, смысл гимна от этого не меняется, а гора является центральным местом откуда происходит призыв распространить благую весь. О том, почему это происходит на горе, и какое значение гора имеет в христианстве, пойдет речь в этой статье. Подготовьтесь к высотам, начинаем наше восхождение вместе Николаем Чирковым, SDB.

Гора нашего «Я» и «священное»

Как каждое восхождение в горы начинается с подготовки, выстраивания маршрута и определения цели, так и наше путешествие в тематику статьи мы начнем с небольшого экскурса в психологию. Во многих культурах мира гора является мостом между землей и небом. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг говорил об универсальном символе – архетипе (универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного), укоренившемся в антропологической структуре. Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них.

В юнгианской психологии символический образ горы имеет различные интерпретации и значения. Его часто рассматривают как мощный архетип, представляющий личностный рост, индивидуацию и духовное восхождение. Чтобы лучше понять смысл данного архетипа, рассмотрим его как процесс восхождения. Если вы хотя бы один раз в жизни восходили на какую-либо гору, пусть даже и не высокую, то сможете легко узнать соответствующие элементы.

Прежде всего, гора символизирует путешествие – внутреннее восхождение к высшему сознанию или духовному просветлению. Те, кто отправляются в горы, заранее определяют для себя цель – какой-то конечный пункт, поэтому сам процесс восхождения на гору иллюстрирует стремление человека к самореализации и преодолению ограничений.

Горы ассоциируются с независимостью и самостоятельностью. В данном контексте процесс восхождения является индивидуацией, в ходе которого человек стремится объединить свои сознательные и бессознательные аспекты, результатом чего становится обретение более подлинного и уникального «я».

Исходя из геологических характеристик гор можно выделить их общую черту – статичность: горы – неизменные и твердые по своей структуре. Переводя на язык психологии – они символизируют стабильность и постоянство среди жизненных трудностей и проблем. Из-за своей твердости они могут означать чувство заземления и закрепления в своей жизни, обеспечивая стабильную основу для роста (вспомните притчу о мудреце, который построил свой дом на камне – Мф. 7:24).

Однако наравне с этим горы могут также символизировать препятствия и проблемы, с которыми сталкиваются люди на своем пути. Трудное и тяжелое восхождение олицетворяет борьбу и трудности, требующие решимости, усилий и стойкости для их преодоления. Преодолев препятствия, человек движется дальше к своей цели, поэтому в данном значении можно отметить еще одну символику гор, заключенную в мудрости и просвещении.

Во многих культурах горы ассоциируются с мудростью. Гора олицетворяет собой место, где можно получить озарение, понимание (инсайт), перспективу: на вершине горы открывается горизонт, позволяющий более широко воспринять и понять ситуацию (взгляд сверху). Следовательно, чем выше человек поднимается, тем он ближе к обретению мудрости и духовного просветления.

Последним символом – одним из самых таинственных и священных – является связь с божественным. Во многих культурах горы рассматривались как место встречи земного и божественного (профанного и сакрального). Горы часто воспринимали в качестве священных мест, где единственно возможно соединиться с высшими силами, найти вдохновение и испытать mysterium fascinans et mysterium tremendum – чувства трепета и благоговение.

Это самая общая символика гор.

Фото: Николай Чирков

Как мы видим, горы имеют архетипическое значение, представляя универсальные аспекты человеческого опыта: они затрагивают глубокую коллективную символику и вызывают чувства трепета, величия и тайны, которое находит отклик в разных культурах. Следует помнить, что интерпретация различается в зависимости от человека, культурного контекста и личного опыта. Это многогранный символ, который может иметь разное значение для каждого человека, отражая его уникальный психологический путь.

Напомню, что Юнг говорил об универсальном архетипе, укоренившимся в антропологической структуре. Во множестве религий гора, благодаря своей грандиозности, возвышенности и твердости, считается обителью невидимого бога (божества), чье величие скрыто облаками, и, будучи местом обитания богов, также считается местом, откуда может прийти спасение. Неслучайно, что архитекторы и строители пытались воспроизвести гору всякий раз, когда они хотели проиллюстрировать импульс человека к божественному: египетские пирамиды, месопотамские зиккураты (многоступенчатое культовое сооружение), исламские минареты и колокольни христианских храмов. И самым важным замечанием здесь является интенция – стремление к чему-то, выходящему за рамки нашего земного опыта – встречи со священным, а это уже напрямую относится к теме сакрального значения гор. Итак, поздравляю, первую – подготовительную часть нашего маршрута мы прошли, переходим к самой важной части.

Роль и значение гор в Священном Писании

Практически любой поход или восхождение в горы начинается с определения маршрута, маршрут связан с картой, а карта связана с географическим описанием местности.

Горы в изобилии фигурируют в описании библейского ландшафта. В Священном Писании горы и холмы упоминаются примерно пятьсот раз (и те и другие представляют собой возвышенные участки или области). Примечательно, что в Библии горы и холмы употребляются в следующих друг за другом строках, создавая парные понятия – такой прием называется «библейский параллелизм».

Следует сказать, что в Священном Писании отсутствует четкое разграничение между горами и холмами: и те и другие представляют собой возвышенный участок или район (кстати, это отразилось в мировой художественной культуре: часто Библейские сцены изображены именно на холмах в нашем понимании). Горы и холмы играют важную роль в географии Библии: они являются одними из основных библейских образов, по которым можно проследить весь ход развития библейской истории и более того – библейского учения в миниатюре. Они служат естественным фоном, на котором происходил широкий спектр событий (например, передача Десяти Заповедей в Ветхом Завете или Нагорная проповедь Христа в Новом Завете), изучая которые можно получить более глубокое понимание географии территорий, где происходили эти события, и какой след они оставили в истории.

Символизм и метафоры: карта пути

Подобно тому, как на карте маршрута содержатся символические указания, транслирующие путешествующему (восходящему) определенную информацию в ориентации через знаки, так и в библейском понимании горы несут в себе определенную символику. Однако они имеют различные и весьма противоречивые интерпретации. Поэтому важно читать контекст, который транслирует тот или иной символ или знак.

Так, горы символизируют прибежище и безопасность, но в то же время могут символизировать угрозу военного истребления. Иногда горы изображены недоступными, необитаемыми и бесплодными участками земли, но одновременно с этим показаны местом, где Божий народ будет жить в довольствии и изобилии. Как места совершения религиозных обрядов вершины гор одновременно представляются местами языческого поклонения, которое Бог осуждает, в то же время как некоторые горы изображены как места истинного поклонения, которые избирает сам Бог. Горы олицетворяют силу, стабильность и постоянство, выражая тем самым неизменный характер Бога и Его обещаний. Изучая горы в Библии, мы можем лучше понять символизм, скрывающийся за ними, и то, как они связаны с нашей верой.

Горы часто используются в качестве метафоры препятствий или проблем, которые должен преодолеть человек на духовном пути. Изучая метафору гор в Священном Писании, мы можем узнать, как преодолеть эти препятствия и проблемы в собственной жизни. Чтобы понимать истинное значение символики гор и холмов в Библии, нужно помнить, что они играют роль не только физических, но и духовных символов. Эти роли взаимосвязаны между собой: без физического восприятия невозможно понять духовное.

Фото: Николай Чирков

Чтобы глубже понять духовное значение, давайте обратимся для начала к физическим свойствам гор. Как физические явления горы и холмы в библейском описании представлены как естественная преграда, которая становится географической и политической границей (Нав. 15:8-16). Горам свойственны неблагоприятные условия, прежде всего, климатические (температура, давление), что делает их бесплодными и часто малонаселенными. Горы как статические объекты имеют неизменный внешний вид, что делает их эталоном постоянства и прочности. Формы горного рельефа и его особенности (отвесные скалы, крутые склоны, каменистая поверхность) делают их стратегически важными объектами – крепостями (Суд. 6:2), а множество расселин и ущелий делают их местами, где можно укрыться и найти прибежище, когда нужно скрыться от непогоды или от врага. Описанные физические особенности придают горам черты своеобразной дикости, недоступности и чуждости цивилизации.

Ветхий Завет изобилует примерами о «горной стране», в которых выражена мысль о малонаселенности и отдаленности от цивилизации. В момент разрушения городов, наводнений или иных опасностей люди бегут в горы. Горы служат убежищем для гонимых, беглецов (1Цар. 26:1) и разгромленных войск (1Цар. 14:22). В горах охотятся (1Цар. 26:20), а единственной возможной формой сельскохозяйственной деятельности на холмах является разведение виноградников (Иер. 31:5) и выгон на пастбища овец (Пс. 49:10). Как мы видим, горы и холмы в силу своих физических особенностей не всегда представляются привлекательными местами для обитания человека, но это не отменяет того, что в Ветхозаветной истории Бог избрал горы для Своего обитания и явления Себя человеку.

Примечательной особенностью, отличающей горы и холмы от всего другого, является высота – приближенность к небу делает их удобными местами для встречи человека с Богом, для получения видений (Вт. 34:1-4; Откр. 21:10) и для благословений (Ис. 40:9; 52:7; Мф. 5:1). Заключение завета между Богом и человеком, предоставление закона и возобновление завета совершаются на горах, которые в силу своей незыблемости остаются памятниками завета (Исх. 19-20; Втор. 9: 9-10). С гор же провозглашаются важные сообщения, например, проклятия и благословения (Втор. 27:13), слово Божье о стезях Его и закон (Ис. 2:3; Мих. 4:2). В Новом Завете Иисус использует холмы как место оглашения Своего учения.

Физические свойства и особенности гор тесно связаны с иллюстрацией поэтических образов. Наиболее это видно в одной из самых поэтических книг Библии – Книги Псалмов. Отдаленность, суровость, необъятность – все это черты, активно используемые библейскими поэтами для акцента таинственности и Божьей силы и могущества (Пс. 64:7). Через физические свойства гор иллюстрируются атрибуты Бога. Например, когда в Ветхом Завете Бог проявляет свой гнев «дрожат и подвигаются основания гор» (Пс. 17:8), и «горы, как воск, тают от лица Господа» (Пс. 96:5). Видно, что только Богу подвластно изменять структуру гор или менять их статичное положение. Также горы выступают своеобразным мерилом древности, с которым сравнивается извечное бытие Бога (Пс. 89:3). Божья правда выражена образом мощных гор (Пс. 35:7). Также в Библии горы приобретают значение апокалиптического исхода: они выступают участниками Божьего суда над порочным миром (Откр. 6:14; 8:8; 16:20).

Специфической чертой Ветхого Завета является персонификация гор. Это парадокс, но горы выражены живыми и даже одушевленными существами, которым свойственны движение и атрибуты: например, в Библии горы ликуют (Пс. 97:8), горы прыгают как овны (Пс. 113,4), горы шумят от радости (Ис. 44:23), горы прославляют Божье имя (Пс. 88:13) и холмы «препоясываются радостью» (Пс. 64:13). Как видно из этих пассажей, горы персонифицированы и, более того, они изображены с эмоциональным окрасом в приподнято-праздничном настроении: они так же как человек могут радоваться, ликовать и прославлять Бога.

Фото: Николай Чирков

Теперь давайте обратимся к духовной символике гор. Тут следует прежде всего сказать, что с самого начала Библии горы предстают перед нами местами трансцендентных духовных переживаний, встречи с Богом или явлений Бога. Например, Едемский сад изображается расположенным на горе (Иез. 28: 13-14). Авраам встречается с Богом на горе, чтобы принести Ему в жертву Исаака (Быт. 22:1-14). Моисею Бог является на горе Синай (Хорив) (Исх. 3:1-2), которая становится символом Божьего завета с Израилем. На том же месте Бог встречается с Илией (3Цар. 19:8-18). Гора Сион (гора Давида) – одна из самых известных гор в Писании. В переносном смысле она обозначала Иерусалим, царство Божие во всей его полноте. В целом, Синай и Сион – два важных места в Ветхом Завете, выражающие образ Божьей горы: это места, на которых обитает и царствует Бог (Пс. 42:3; Ис. 24:23). Изначально Божьей горой был Синай, но со временем и перемещением Израиля в обетованную землю Синай сменяется Сионом как местом пребывания Бога на земле. Обе горы – святые, так как обе связаны с явлением и пребыванием Бога: от обеих исходит закон (Исх. 19:20; Ис. 2:1-5), обе покрыты облаками. Однако Сион становится главой гор, к которой стекаются народы и от которой они не будут удалены (Пс. 67:17). Бог сам заявляет о Себе, говоря, что насадит народ на горе достояния Своего, на месте, которое сделал Он сам Себе жилищем и святилищем (Исх. 15:17). В этой метафоре отчетливо видно, как меняются условия на горе: от бесплодности до плодоносности, от уединенности до активной деятельности.

Моисей получает скрижали завета. Рафаэль Санти (1483-1520)

В Новом Завете в учении Иисуса величина гор становится мерилом того, что люди могут делать через веру – даже ввергать горы в море (Мф. 17:20, 21:21). Более того, сам Иисус ассоциируется с горами. Иисус удалялся на гору, чтобы побыть в одиночестве (Ин. 6:15), помолиться (Мф. 14:23; Лк. 6:12) и поговорить со своими слушателями (Мф. 5:1; Мк. 3:13). Именно на горе Иисус отвергает искушение сатаны (Мф. 4:8; Лк. 4:5). Иисус преображается на горе Табор (Фавор) (Мф. 17:1-8; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36) и на небо Он возносится также с горы – с Елеонской (Деян. 1:10-12).

Беседа Христа с учениками на Елеонской горе. Боткин М.П.

В Новом Завете гора – это сам Иисус, потому как только Он дает нам возможность приблизиться к Богу, увидеть Его, слушать Его без страха, называть Его Отцом. Евангелист Иоанн призывает «возвести очи наши к высотам», то есть к Тому, «Кто вознесся от земли» (Ин. 3:13). В Евангелии от Матфея Иисус приглашает подняться за Ним. Центральной горой является «Гора блаженств», где Иисус излагает Нагорную проповедь и передает блаженства слушающим, вызывая образ Моисея, который получил Десять заповедей на горе Синай (Мф. 5-7). На горе Табор (высокое место) Иисус преобразился перед Петром, Иаковом и Иоанном (Мф. 17:1-2). Это одна из важных гор истории Нового Завета, когда Иисус появляется вместе с Илией. Преображение является моментом, когда ученики встречают Бога через Иисуса, а Иисус, в свою очередь, рассматривается как исполнение закона (Моисей) и пророков (Илия). На Елеонской горе (Масличной) Христос произносит Елеонскую проповедь (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21). Масличная гора имеет большое значение в жизни Иисуса. На этой горе Христос молится перед своим арестом (Лк. 22:39). Эта же гора является местом Его Вознесения на небеса (Деян. 1:9) и она же связана с надеждой и ожиданием возвращение Христа.

Христос на Масличной горе, Эль Греко

После своего Воскресения Иисус дает миссионерское послание Своим одиннадцати ученикам на горе (Мф. 28: 16-20). Ученики должны были совершить «восхождение» на гору вслед за Иисусом, а затем спуститься и отправиться с посланием – идти и научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:16-19). Здесь виден примечательный момент: по аналогии с духовным восхождением, на вершине ученики получают послание, дар (опыт), приняв который должны спуститься вниз с горы (вернуться в мир) и нести свидетельство Христа.

Итак, мы с вами практически у цели нашего восхождения. Пройдя определённый путь восхождения в тему значения гор в Священном Писании, мы видим, что горы через различные символы выражают природу Бога. Удивительно, как Бог использует образ гор, чтобы показать Свою красоту, славу и величие. Сама природа указывает на Великого Творца, который разумно устроил человека и мир. Хотя в Библии и подчеркивается, что Бог Израиля – это Бог гор, земли и ее равнин, всё же спасение не приходит с гор, которые являются творениями, призванными восхвалять своего Творца: «горы и холмы, благословите Господа» (Пс. 148:9). Какими бы великими они ни были, настоящая помощь приходит только от Господа: «возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120:1-2). Как места встречи людей со Всевышним горы воплощают взаимоотношения Бога и людей в истории и в эсхатоне – конечном событии истории (Второе пришествие Христа).

Для библейского сознания гора – это место, где Бог являет Себя и озвучивает свой голос. Горы символизируют духовное восхождение – приближение к Богу. Однако восхождение на гору требует усилий и настойчивости, как и наш духовный путь (жизнь). Восхождение связано с трудностями, с преодолением препятствий. Когда люди знают, что перед ними стоит задача подняться на гору, они знают, что на вершине их ждет что-то большее, что-то более красивое, и это позволяет оставаться мотивированными, чтобы продолжать свой путь восхождения. В Новом Завете Христос использует символ горы с позиции нашей веры. В Евангелии от Матфея Он говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможным для вас» (Мф. 17:20).

Фото: Николай Чирков

Когда мы думаем о трудностях, мы можем помнить, что Святой Дух всегда с нами. Он может помочь укрепить нашу веру и преодолеть вызовы на нашем пути. Те, кто восходил сложным маршрутом на высокие горы, знают, что необходимо иметь сопровождающего на этом пути (например, восхождение на высокие позиции Эльбруса или Эвереста невозможно осуществить без специальной подготовки и квалифицированного проводника). Точно также и в нашей жизни веры – нужен проводник, который поможет в пути. Мне нравится фраза итальянского священника Луиджи Джуссани, который, отвечая на вопрос о следовании за Христом, использовал образ восхождения в горы: «Следование за тем, кто уже знает – это знак ума. Идти в горы, следуя за тем, кто гор не знает – это глупо» (действительно, ведь это опасно и безответственно). Жизнь христианина – это и есть следование за Христом, который является одновременно и проводником и целью восхождения. Бог, ставший человеком (тот самый главный момент Рождественской тайны) – это Христос и те, кого Христос поставил рядом с тобой, просвещая их, чтобы ты мог следовать за Ним, чтобы они позволяли тебе следовать за Ним.

Завершая наше небольшое восхождение в тему значения и символики гор в христианстве, я хочу поблагодарить каждого, кто прошел этот маршрут вместе со мной, добравшись до конца статьи, а также пожелать каждому не бояться идти дальше, восходя к новым вершинам на своем пути, открывая для себя Красоту и Источник цели. Пусть слова песни, прозвучавшие в заголовке статьи, сопровождают вас на этом пути. В тексте подчеркивается физическое значение горы – это высокое место, откуда можно провозглашать благую весть всем и всему. Но можно их интерпретировать и как вершину своего сердца – там, где человеческое встречается с божественным.

Николай Чирков, SDB

Фото обложки: Николай Чирков, SDB

Аллилуйя!
С горы ты разнеси весть,
Скажи холмам и всей земле,
С горы ты разнеси весть,
Иисус рождён.

Родился смиренный
Христос в простых яслях,
Бог послал спасенье
Утру Рождества.

Аллилуйя!
С горы ты разнеси весть,
Скажи холмам и всей земле,
С горы ты разнеси весть,
Иисус рождён.

Пастухи на страже
Стояли стад своих,
Посмотри, на небе
Был свет святой разлит.

Аллилуйя!
С горы ты разнеси весть,
Скажи холмам и всей земле,
С горы ты разнеси весть,
Иисус рождён.

Родился смиренный
Христос в простых яслях,
Бог послал спасенье
Утру Рождества.

Аллилуйя!
С горы ты разнеси весть,
Скажи холмам и всей земле,
С горы ты разнеси весть,
Иисус рождён.