Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц. Часть 1

Книга святого кардинала Дж. Генри Ньюмена «Размышления и молитвы» (Meditations and Devotions) увидела свет уже после его смерти, в 1893 году. Коллега Ньюмена и литературный душеприказчик о. Уильям Невилл пересмотрел и отобрал ряд бумаг покойного, который задумывал написать книгу для чтения и медитаций в соответствии со временем и праздниками года, своеобразный «Ежегодник посвящений», но так и не успел это сделать. Книга была посвящена ученикам «Ораторской школы искусств» (The Oratory School), католической школы, которую основал св. Дж. Генри Ньюмен в 1859 году.

Книга состоит из трех больших частей: «Размышления на май месяц», «Размышления на Крестном пути» и «Размышления о христианском учении». В свою очередь «Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц» состоят из четырех частей, посвященных Непорочному Зачатию, Благовещению, Скорбям и Успению Богородицы. На каждый день мая предлагается свое отдельное размышление.

«Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц» впервые публикуются на русском языке в переводе Михаила Костылева.


Введение

1 мая
Месяц обетования
Почему май стал месяцем особого поклонения Пресвятой Богородице?

Первая причина состоит в том, что это время года, когда после господства суровых морозных дней снежной зимы, сырого воздуха, порывистого ветра и весеннего дождя, наконец, пробуждается земля; когда прорастает первая зелень травы, когда на деревьях появляется юная листва; когда затем деревья и сады покрываются цветами. Когда дни становятся длиннее, и солнце встает раньше, а заходит позже. Во всей внешней природе стоит радость, которая является подобающим спутником нашей преданности той, которая является Таинственной Розой и Золотым Домом.

Кто-то может заметить: «Верно, но в нашем климате у нас иногда бывает холодный, ненастный май». Этого нельзя отрицать; но тем не менее, правда состоит в том, что, по крайней мере, это месяц обетования и надежды. Несмотря на возможную плохую погоду, это месяц, в котором начинается лето и который предвещает летнее тепло. Мы знаем, что, несмотря на все неприятные моменты в настоящем, рано или поздно наступит хорошая погода. «Видение, — по словам Пророка, — относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и, хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв 2:3).

Таким образом, май — это месяц если не исполнения еще, то, по крайней мере, обетования; и не та ли это самая интенция, в которой наиболее уместно созерцать Пресвятую Деву, Святую Марию, которой посвящен этот месяц?
Пророк говорит: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его» (Ис 11:1). Кто этот цветок, как не наш Благословенный Господь? А то, откуда растет цветок, разве не есть Мария, Матерь Господа нашего, Богородица?

Было предсказано, что Бог придет на землю. Но когда настало время, каким образом было объявлено об этом? Об этом возвестил Ангел, пришедший к Марии. «Радуйся, благодати полная, — сказал Гавриил, — Господь с тобою, благословенна ты между женами». Итак, Она была верным обетованием грядущего Спасителя, и вот поэтому май особо выделяется как Ее месяц.

2 мая
Месяц радости

Почему май называется месяцем Марии и особо посвящен ей?

Среди прочих причин есть и то, что эта часть церковного года является одновременно и самой сакральной, и самой праздничной, и самой радостной. Кто пожелает, чтобы февраль, март или апрель были месяцем Марии, коль скоро они составляют время Великого поста и покаяния? Кто, наконец, выберет декабрь, сезон Адвента — время надежды, когда приближается Рождество, но также и время поста? Само Рождество длится меньше месяца; и в январе мы наблюдаем радостное Богоявление и последующие его духу воскресения; но все они заканчиваются Семидесятницей и подготовкой к наступлению Великого поста.

Май, напротив, относится к пасхальному сезону, который длится пятьдесят дней, и время это обычно выпадает на май, как минимум всю его первую половину. Великий праздник Вознесения Господа нашего на небо всегда бывает в мае, кроме одного или двух раз в сорок лет. Пятидесятница, называемая также воскресеньем св. Троицы, праздником Святого Духа, обычно приходится на май, да и праздники Святой Троицы и Тела Христова нередко бывают в мае. Итак, май — это время, когда звучат частые аллилуйи, ибо Христос воскрес из мертвых, Христос вознесся на небо, и Бог Дух Святой сошел на землю как Утешитель.

Вот в чем причина того, почему май посвящен Пресвятой Богородице. Она — первое из творений, самое угодное чадо Божие, самое дорогое и близкое к Нему. Поэтому подобает, чтобы Ее месяц был именно тот, в котором мы особенно славим и радуемся Его великому Промыслу о нас, нашему искуплению и освящению в Боге Отце, Сыне и Святом Духе.

Но Мария не только угодная Господу служанка. Она также является Матерью Его Сына и Царицей всех Святых, и в этом месяце Церковь установила праздники некоторых из величайших из них, как бы для того, чтобы составить ей конклав или свиту. Прежде всего следует отметить праздник Святого Креста 3 мая, когда мы почитаем ту Драгоценную Кровь, которой был омыт Крест во время Страстей Господних. В этом месяце мы празднуем дни архангела св. Михаила и трех апостолов: св. Иоанна, возлюбленного ученика Господа, св. Филиппа и св. Иакова. Вот кого мы еще можем отметить: семь пап, двое из них особенно знамениты, св. Григорий VII. и св. Пий V; также два величайших доктора, св. Афанасий и св. Григорий Назианзин; две святые Девы, особо любимые Богом, св. Екатерина Сиенская (поскольку ее праздник отмечается в Англии) и св. Мария Магдалина Пацци; и еще одна женщина, которую Церковь хорошо помнит, св. Моника, мать св. Августина. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть того, кто нам особенно близок, нашего святого покровителя и отца, святого Филиппа, чьи новенна и октава занимают пятнадцать дней мая. Вот каковы в целом прекрасные плоды многогранной благодати Бога — и все эти фигуры составляют конклав своей славной Царицы. 

I. О непорочном зачатии

3 мая
Мария — Virgo Purissima, Пречистая Дева.

Под Непорочным Зачатием Пресвятой Девы понимается та великая истина Откровения, что Она во чреве матери своей, святой Анны, была зачата без первородного греха.

Со времени грехопадения Адама все человечество, все его потомки, зачинаются и рождаются во грехе. «Вот, — говорит вдохновенный автор в псалме Miserere. — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс 50:7). Тот грех, который принадлежит каждому из нас и являет себя с самого начала нашего существования, есть грех неверия и непослушания, из-за которого Адам потерял рай. Мы, как дети Адама, наследуем последствия его греха, мы утратили в этом грехе ту духовную одежду благодати и святости, которая была сообщена ему Творцом при его сотворении. Мы все зачаты и рождены в этом состоянии утраты и лишения наследства; и наш обычный путь, которым мы выходим из этого состояния, есть Таинство Крещения.

Но Мария никогда не была в таком состоянии; она была по извечному промыслу Божьему освобождена от него. От вечности Бог, Отец, Сын и Святой Дух постановили сотворить род человеческий и, предвидя грехопадение Адама, постановили искупить весь род воплощением и крестными страданиями Сына. В том же непостижимом, вечном мгновении, в которое Сын Божий родился от Отца, через Него произошел и промысел об искуплении человека. Тот, кто родился от Вечности, родился по извечному промыслу, чтобы спасти нас во Времени и искупить весь род человеческий. Искупление Марии было определено особым образом – и мы называем его Непорочным Зачатием. Было постановлено не то, что Она должна быть очищена от греха, но чтобы Она с первого момента своего бытия была защищена от греха; так что лукавый никогда не имел над Ней власти. Следовательно, Она была ребенком Адама и Евы, таким, как если бы они никогда не претерпели падения; Она не разделила с ними их греха; но Она унаследовала те дары и ту благодать (и даже более того), которыми обладали Адам и Ева в Раю. Вот Ее прерогатива и основа всех тех спасительных истин, которые открываются нам, когда мы встречаемся с Ней и узнаем Ее. Воскликнем же тогда от имени всех святых душ: Дева Пречистая, без первородного греха зачатая, Мария, молись о нас.

4 мая
Мария — Virgo Prædicanda, Дева достославная

Мария есть Virgo Prædicanda, Дева достославная, достойная славы, то есть Дева, о которой требуется провозглашать, возвещать, буквально проповедовать.

Мы привыкли проповедовать в мире то, что прекрасно, необычно, что встречается нечасто, что несет в себе новизну, что заключает в себе важность. И таким образом святой Иоанн Креститель проповедовал о нашем Господе; а затем Апостолы пошли по всему миру и проповедовали о Христе. Что является самой высокой, самой необычной, самой избранной прерогативой Марии? Прежде всего – то, что она не имеет в себе греха. Когда женщина в толпе воззвала к нашему Господу: «Благословенно чрево, носившее Тебя!», Он ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:27-28). Эти слова исполнились в Марии. Чтобы стать Матерью Божией, Она была исполнена благодати. Но исполненность благодати – более высокий дар, чем ее материнство, она должна быть освященной и чистой. Наш Господь не стал бы Eе сыном, если бы Он сначала не освятил Ее. Но тем не менее, великое Ее блаженство состоит в том, чтобы быть совершенно освященной. Вот почему Она — Virgo Prædicanda; и Она заслуживает того, чтобы о Ней шла слава в мире, нужно, чтобы о Ней проповедовали в мире, потому что Она никогда не совершала никакого греха, даже малейшего; ибо в Ней не было места греху; потому что по полноте Божьей благодати Она никогда не помышляла и не говорила никаких слов, не совершала поступков, которые были бы неугодны, или не совсем угодны Всемогущему Богу; потому что в ней явилось величайшее торжество над врагом душ человеческих. Поэтому, когда все казалось потерянным, то, дабы показать, что Он может сделать для всех нас, умерев за нас; чтобы показать, какой может стать человеческая природа в результате Его трудов; чтобы показать, как Он может полностью свести на нет все усилия, всю концентрированную злобу врага и обратить вспять все последствия грехопадения, наш Господь еще до Своего пришествия начал совершение Своего чудеснейшего акта искупления – в лице той, которая должна была стать Его Матерью. Благодаря той Крови, которая должна была пролиться, Он вмешался, чтобы помешать ей взять на себя грех Адама, еще прежде, чем Он совершил на Кресте искупление за него. И вот поэтому о Той, которая является носителем подобной чудесной благодати, приличествует проповедовать.

Но Она является Virgo Prædicanda еще и по другой причине. В каком случае и зачем мы, как правило, проповедуем? Мы проповедуем о чем-то неизвестном, чтобы оно стало известным. И поэтому в Писании сказано, что апостолы «проповедовали о Христе». Но кому? Тем людям, кто Его не знал, то есть языческому миру. Проповедовали не тем, кто Его знал, а тем, кто Его не знал. Проповедь — это постепенно совершаемая работа: сначала один урок, затем другой. Так мало-помалу язычники приходили в Церковь. И подобным же образом проповедь о Марии и благоговение перед Ней со стороны детей Церкви возрастали постепенно, в течение долгих веков. И в начале о Ней говорили меньше, чем в последующие времена. Сначала Ее прославляли, о Ней проповедовали как о Деве дев, потом как о Богородице, потом как о преславной в Ее Успении, потом как о Защитнице грешников, потом как о Непорочной в Ее Зачатии. Последнее было особой проповедью нынешнего века; и, таким образом, то, что являлось самым первым по времени в Ее собственной жизни, является последним из того, что в Ней признала Церковь.

5 мая
Мария — Mater Admirabilis, Матерь Предивная

Когда Мария, Virgo Prædicanda, Дева достославная, о которой следует провозглашать вслух, именуется титулом Admirabilis, тем самым нам предлагается вывод, вытекающий из проповеди о Ней как о Непорочной в Зачатии. Святая Церковь прославляет ее, проповедует о ней, как о зачатой без первородного греха; и чада Святой Церкви слушают эту проповедь и дивятся, ибо Она их изумляет, сражает наповал, побеждает. Ведь Непорочное зачатие, подобающее Ей – это Ее великая отличительная особенность и прерогатива.

Страшно даже помыслить о тварном совершенстве, коль оно вознесено на такую высоту, как у Марии. Что касается Бога Творца всемогущего, то, когда Моисей пожелал увидеть Его славу, Он Сам сказал о Себе: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 32:20); а св. Павел говорит: «Наш Бог есть огнь поядающий» (Евр 12:29). И когда св. Иоанн, каким бы святым он ни был, видел только Человеческую природу нашего Господа, в какой Он пребывает на Небесах, то «пал к ногам Его, как мертвый» (Откр 1:17). Так и в отношении явления ангелов святой Даниил, когда святой Гавриил явился ему, говорит: «в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). Когда этот великий архангел пришел к Захарии, отцу святого Иоанна Крестителя, тот тоже «смутился, и страх напал на него» (Лк 1:12). Но иначе было с Марией, когда к ней пришел тот же самый святой архангел Гавриил. Она хоть и смутилась от его слов, потому что, какой бы скромной она ни была в своем собственном мнении о себе, он обращался к ней как к «благодатной» и «благословенной между женами», но она смогла вынести его вид.
Отсюда мы узнаем две вещи: во-первых, насколько велика была святость Марии, коль скоро Она могла вынести присутствие ангела, чье сияние поразило святого пророка Даниила вплоть до оцепенения и почти до смерти; и, во-вторых, коль скоро она много святее того ангела, а мы гораздо менее святы, чем Даниил, то сколь основательно для нас побуждение называть ее Virgo Admirabilis, Предивной, Страшно Чудесной Девой, когда мы думаем о ее невыразимой чистоте!

Есть такие легкомысленные, такие слепые, такие низкопоклонные люди, которые полагают, что преднамеренный грех не так возмущает Марию, как ее Божественного Сына, и что мы можем сделать ее своим другом и защитником, если в глубине души идем к ней без раскаяния, или даже не желая истинного раскаяния и решимости исправиться. Как будто Мария может меньше ненавидеть грех и больше любить грешников, чем наш Господь! Нет: она сочувствует только тем, кто желает оставить свои грехи; иначе как ей самой быть без греха? Нет: если даже для лучших из нас она, по словам Писания, «прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (Песн 6:10), то что она тогда для нераскаявшегося грешника?

6 мая
Мария — Domus Aurea, Золотой дом

Далее, почему же она называется домом? И почему она именуется Золотым домом? Золото — самый красивый, самый драгоценный металл. Серебро, медь и сталь по-своему приятны для глаз, но нет такого металла, который свидетельствовал бы о большем богатстве и великолепии, чем золото. У нас не так много возможности увидеть его в большом количестве; но всякий, кто видел множество блестящих золотых монет, знает, как великолепен вид золота. Отсюда следует и то, что в Писании фигурально Святой Город описывается как состоящий из золота. «Улица города, — говорит св. Иоанн, — чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр 21:21). Он, конечно, желает сообщить нам представление о дивной красоте неба, коль скоро сравнивает его с самой прекрасной из всех субстанций, которые мы только можем знать на земле.

Поэтому и Мария названа золотой; ибо ее изящество, ее добродетель, ее невинность, ее чистота обладают тем трансцендентным блеском и ослепительным совершенством, той ценностью и изысканностью, что ангелы не могут, так сказать, оторвать от нее глаз в той же мере, в какой мы не можем оторвать взор, глядя на любое великое произведение искусства, выполненное из золота.

Но обратите внимание далее, она — золотой дом или, лучше сказать, золотой дворец. Представим себе, что мы видим целый дворец или большую церковь, целиком сделанную из золота, от основания до крыши; и именно таковой в отношении числа, разнообразия, степени ее духовных совершенств и является Мария.

Но почему она именуется домом или дворцом? Чей же это дворец? Она – дом и дворец Великого Царя, Самого Бога. Ведь наш Господь, Единородный Сын Божий, когда-то обитал в Ней. Он был ее Гостем; нет, Он больше, чем просто гость, ибо гость входит в дом и покидает его. Но наш Господь на самом деле родился в этом святом доме. Он взял Свою плоть и Свою кровь из этого дома, из плоти, из вен Марии. Правильно было бы сказать, что она была соделана из чистого золота, потому что она должна была отдать это золото, чтобы могло образоваться тело Сына Божьего в воплощении. Она была золотой в своем зачатии, золотой в своем рождении. Она как золото в горниле прошла через огонь своих страданий, и когда она вознеслась на высоту, она была, говоря словами нашего гимна,
Над Ангелами всеми в славе, что невыразима,

В одеждах ты из золота стоишь рядом с Царем неотразимая.

7 мая
Мария — Mater Amabilis, Прелюбимая Мать

Почему особо выделяется, что Она – «Прелюбимая»? Потому, что Она – без греха. Ведь грех есть нечто отвратительное по самой своей природе, а благодать есть нечто светлое, красивое, притягательное.

Однако следует сказать, что одной безгрешности недостаточно для того, чтобы другие любили ее, или чтобы она была дорога другим, и это по двум причинам: во-первых, потому, что мы не можем любить того, кто не похож на нас, и мы есть грешники; и далее, потому что Ее святость как таковая не делает ее приятной и привлекательной, ведь и святые люди, с которыми мы можем встретиться, не всегда оказываются приятными нам, и мы не можем их поэтому полюбить, как бы мы ни чтили их и ни равнялись на них.

Итак, что касается первого из этих двух возражений, мы можем признать, что злые люди не любят, не могут любить добрых людей; но наша Пресвятая Дева Мария именуется Amabilis, или Прелюбимой, и Она такова для детей Церкви, а не для тех, кто вне ее, кто ничего о ней не знает; и ни одно дитя Святой Церкви не имеет в своей душе остатков благодати Божией, которые делали бы его достаточно похожим на нее, как бы сильно он ни нуждался и не стремился любить ее. Так что мы можем оставить это возражение без внимания.

Но что касается второго возражения, а именно: как мы можем быть уверены, что наша Госпожа, когда Она была на земле, привлекала людей вокруг себя и заставляла их любить Ее только потому, что Она была святой? — учитывая то, что святые люди иногда не имеют какого-то особого дара привлекать к себе других.

Чтобы пояснить этот момент, мы должны вспомнить, что существует огромная разница между тем состоянием души, какое было у Пресвятой Девы, которая никогда не грешила, и душой, какой бы святой она ни была, на которой когда-то был грех Адама; ибо даже после крещения и покаяния такая душа непременно страдает от духовных ран, являющихся следствием этого греха. Святые люди, действительно, не совершают смертного греха; более того, иногда они никогда не совершают ни одного смертного греха за всю свою жизнь. Но святость Марии не ограничивается этим. Она никогда не совершала даже простительного греха, и известно, что эта особая привилегия не принадлежит никому, кроме Марии.

Всякий недостаток любви, нежности, привлекательности, в той или иной степени имеющийся в святых людях, возникает от остатков в них греха или опять-таки от недостатка святости, той святости, которая способна преодолеть умаления природы, будь то душа или тело. Но что касается Марии, то Ее святость была такова, что, если бы мы видели и слышали Ее, мы не могли бы сказать вопрошающим нас о Ней ничего кроме того, что Она – всецело ангельское и небесное создание.

Конечно, Ее лицо выглядело бы очень красивым; но мы не могли бы вспомнить, красиво ли оно или нет; мы не смогли бы припомнить ни одной из Ее черт, потому что в этот момент эта прекрасная безгрешная душа смотрела Ее глазами, и говорила Ее устами, и звучала в Ее голосе, и окружала Ее повсюду. Когда Она была неподвижна, или, когда Она шла, когда Она улыбалась, или, когда Она грустила, ее безгрешная душа привлекала к ней всех тех, кто имел в себе какую-либо благодать, какие-либо остатки благодати, какую-либо любовь к святыням. Во всем, что Она говорила и делала, —в Ее взгляде, в Ее манерах, в Ее поведении — звучала божественная музыка, которая очаровывала каждое искреннее сердце, приближавшееся к Ней. Ее невинность, Ее смирение и скромность, Ее простота, искренность и правдивость, Ее бескорыстие, Ее неподдельный интерес ко всем, кто к Ней приходил, Ее чистота — все эти качества делали Ее несравненно милой; и если бы мы увидели Ее сейчас, то ни первой, ни второй нашей мыслью не было бы рассуждение о том, что Она со своим Сыном может сделать для нас (хотя Она может сделать так много!), но нашей первой мыслью было бы: «О, как Она прекрасна!»; а второй нашей мыслью было бы: «О, какие же мы уродливые, злобные создания!»

7 мая
Мария — Rosa Mystica, Мистическая Роза

(Еще раз в тот же день)

Как Мария стала Rosa Mystica, Мистической или Таинственной Розой, избранным, нежным, совершенным цветком Божьего духовного творения? Это произошло благодаря рождению, взращиванию и защите в мистическом саду или Божьем Раю. Писание использует образ сада, когда говорит о небе и его благословенных обитателях. Сад — это участок земли, отведенный под деревья и растения, каждое из которых хорошо, разнообразно, приятно на вкус, благоприятно по запаху, красиво на вид, или полезно для питания. И, соответственно, в своем духовном смысле он означает дом блаженных духов и святых душ, вместе живущих там; душ, на которых произрастают цветы и плоды, душ, которые благодаря заботливому попечению Бога пришли к приношению цветов и плодов благодати.

Все, что сотворил Бог, свидетельствует о его Создателе. Горы говорят о Его вечности, солнце — об Его необъятности и ветры – об Его всемогуществе. Точно так же цветы и плоды говорят о Его святости, Его любви и Его провидении; и цветам и плодам должно соответствовать место, где их можно найти. То есть, коль скоро они находятся в саду, то и сад обладает также достоинствами, которые свидетельствуют о Боге, ибо он является их домом. Например, было бы неподобающе обнаружить прекрасные цветы на горных утесах или сочные фрукты в песчаной пустыне. Как в таком случае под цветами и плодами в мистическом смысле понимаются дары и благодати Святого Духа, так и под садом мистически понимается место духовного отдыха, тишины, мира, обновления.

Таким образом, наши прародители были помещены в «сад наслаждений», затененный деревьями, «прекрасными на вид и хорошими для пищи», с Древом Жизни посредине и рекой, орошающей землю. Так наш Господь, обращаясь с креста к кающемуся разбойнику, именует блаженное место, небо, на которое Он ведет его, «раем» или садом наслаждений. Поэтому св. Иоанн в Апокалипсисе говорит о небе, чертоге Божием, как о саде или рае, в котором было Древо Жизни, каждый месяц дающее свои плоды.

Таков был сад, в котором Таинственная Роза, Непорочная Мария, сохранялась и лелеялась, дабы стать Матерью Всесвятого Бога, от ее рождения до ее бракосочетания со святым Иосифом в возрасте тринадцати лет. Три года из них она находилась на руках святой матери своей, святой Анны, а затем десять лет жила в храме Божием. В этих благословенных садах, как их можно назвать, жила она одна, ее постоянно посещала роса благодати Божией и все более и более взращивала небесный цветок, пока в конце этого периода она не стала пригодной для обитания в ней Пресвятого Бога. Все это стало возможным в силу Непорочного Зачатия. Другие прекраснейшие розы в раю Божьем мог настигнуть упадок, им могли нанести ущерб рачковый червь и саранча. Это относится ко всем розам, кроме Марии; но она с самого начала была совершенна в своей сладости и красоте, и, наконец, когда ангел Гавриил пришел к ней, он нашел ее «благодати полной», которая, благодаря ее благому употреблению, накапливалась в ней с самого начала, с первого момента ее существования.

8 мая
Мария — Virgo veneranda, Дева досточтимая

Мы используем слово «почтенный» или «досточтимый» в основном по отношению к старым людям, людям в преклонном возрасте. Это потому, что только старые люди, как правило обладают качествами, вызывающими почтение или благоговение.

Ибо наше благоговение вызывают великодушие, закаленный характер, зрелость добродетели, доброта, опыт прожитых лет, а это обычно не может принадлежать молодежи.

Но дело обстоит иначе, когда мы взираем на святых. Даже их короткая жизнь – на самом деле как длинная. Ибо говорит Священное Писание: «Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости… Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое… Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета» (Прем 4:7-13)

Более того, один языческий писатель, ничего не знающий о святых, утверждает, что даже детям, всем детям следует оказывать большое почтение – на том основании, что они еще невинны. И это чувство широко распространено в разных странах; до такой степени, что бывает так, что убийцу посреди преступных деяний настигает образ не согрешивших, наполняя его внезапным страхом, и приводит если не к раскаянию, то, по крайней мере, к изменению намерения.

И, переходя в мысли от низшего к Высшему, что мы скажем о Вечном Боге (если мы можем с уверенностью говорить о Нем вообще), как не то, что Он, коль скоро Он вечен, то является вечно молодым? У Него нет начала и, следовательно, изменения, и, в полноте и совершенстве Своих непостижимых атрибутов, Он теперь есть именно то, чем Он был миллион лет тому назад. Он поистине назван в Писании «Ветхим днями» и поэтому бесконечно почитаем; однако Ему не нужна старость, чтобы быть почитаемым. В действительности у него нет никаких человеческих атрибутов, подвигающих к почитанию, которые священнописатели вынуждены образно приписывать Ему, чтобы заставить нас чувствовать то глубокое преклонение и благоговейный трепет, которые мы должны испытывать при мысли о Нем.

То же можно сказать и о великой Богородице – в той мере, в какой тварь вообще может быть подобна Творцу. Ее невыразимая чистота и полная свобода от всякой тени греха, Ее непорочное зачатие, ее вечное девство — эти ее прерогативы (несмотря на ее молодость в то время, когда к ней пришел Гавриил) таковы, что заставляют нас восклицать пророческими словами Писания с трепетом, и с ликованием: «Ты слава Иерусалима и радость Израиля; ты честь народа нашего; рука Господа утвердила тебя, будь же благословенна навсегда».

9 мая
Мария — Sancta Maria, Святая Мария

Только Бог может претендовать на атрибут святости. Поэтому мы говорим в Гимне: «Tu solus saintus», «Ты один свят». Под святостью мы подразумеваем отсутствие всего, что загрязняет, затемняет и унижает разумную природу; все, что наиболее противоположно и противно греху и вине.

Мы говорим, что только Бог свят, хотя на самом деле это относится ко всем Его качествам и атрибутам. Ибо Он обладает своими качествами в той полноте и в том высоком порядке, что можно сказать по правде, что Он один обладает ими. Таким образом, что касается благости, наш Господь сказал юноше: «Никто не благ, как только один Бог» (Лк 18:19). Он один есть Сила, Мудрость, Провидение, Любовь, Милосердие, Справедливость, Истина. Это верно; но святость выделена как Его особая прерогатива, потому что она означает больше, чем другие Его атрибуты – она отмечает не только Его превосходство над всеми Его творениями, но и подчеркивает Его отделение от них. Поэтому мы читаем в Книге Иова: «И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» (Иов 25:4-5). «Вот, и среди святых Его нет неизменного, и Небеса не чисты в очах Его» (Иов 15:15, перевод по Vulgata Clementina).

Вот что мы должны воспринять и осмыслить в первую очередь. Но, затем, мы также знаем, что по Своей милости Он в различной мере сообщил Своим разумным созданиям Свои великие качества – и прежде всего, как наиболее необходимое качество, святость. И, таким образом, Адам со времени своего сотворения был одарен, помимо своей человеческой природы, благодатью Божией, которая бы соединяла его с Богом и делала его святым. Потому благодать называется святой благодатью; и, будучи святой, она является связующим началом между Богом и человеком. Адам в Раю мог обладать знаниями, навыками и многими добродетелями; но не эти дары соединяли его с Творцом. Его объединяла с Ним святость, ибо святой Павел сказал, что без святости никто не увидит Бога (Евр 12:14).

А когда человек пал и утратил эту святую благодать, он по-прежнему продолжал обладать различными дарами. Он мог быть в определенной мере верным, милосердным, любящим и справедливым, но эти добродетели уже не соединяли его с Богом. Ему необходима была святость; и поэтому первое действие Божьей благости к нам в Евангелии состоит в том, чтобы посредством таинства Крещения вывести нас из нашего несвятого состояния, и по данной нам тогда благодати вновь актуализировать связь, так долго сокрытую, между душой и небом.

И вот, отсюда, когда мы называем Богородицу «Святая Мария», мы обнаруживаем, какая сила заключена в этом Ее титуле. Именно поэтому, когда Бог приуготовлял мать по человечеству для Своего Сына, Он начал с того, что обеспечил Ее Непорочное Зачатие. Он начал не с того, что дал Ей дар любви, правдивости, мягкости или преданности, хотя так или иначе она имела все это. Но Он начал Свою великую работу еще до Ее рождения; и прежде, чем Она могла размышлять, говорить или действовать, соделал Ее святой — и тем самым, когда Она была еще на земле, Она была уже достойной обитания на небе. «Тота pulchra es, Мария!» Ей никогда не было присуще ничего из уродства греха. И вот этим Она отличается от всех святых. Были великие миссионеры, исповедники, епископы, целители, пастыри, совершившие великие дела и увлекшие за собой на небо множество обратившихся и кающихся. Они много пострадали и могут явить большое количество заслуг. Но Мария в этом отношении похожа на своего Божественного Сына, а именно тем, что, как Он, будучи Богом, стоит отдельно в своей святости от всех творений, так и Она, будучи «благодатной», стоит отдельно от всех святых и ангелов.

Продолжение следует…

Из книги Дж. Г. Ньюмана «Размышления и молитвы» (John Henry Newman, Meditations and Devotions)

Перевод: Михаил Костылев