Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц. Часть 2

Книга святого кардинала Дж. Генри Ньюмена “Размышления и молитвы” (Meditations and Devotions) увидела свет уже после его смерти, в 1893 году. Коллега Ньюмена и литературный душеприказчик о. Уильям Невилл пересмотрел и отобрал ряд бумаг покойного, который задумывал написать книгу для чтения и медитаций в соответствии со временем и праздниками года, своеобразный “Ежегодник посвящений”, но так и не успел это сделать. Книга была посвящена ученикам “Ораторской школы искусств” (The Oratory School), католической школы, которую основал св. Дж. Генри Ньюмен в 1859 году.

Книга состоит из трех больших частей: “Размышления на май месяц”, “Размышления на Крестном пути” и “Размышления о христианском учении”. В свою очередь “Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” состоят из четырех частей, посвященных Непорочному Зачатию, Благовещению, Скорбям и Успению Богородицы. На каждый день мая предлагается свое отдельное размышление.

“Размышления о Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии на май месяц” впервые публикуются на русском языке в переводе Михаила Костылева.


II. О Благовещении

10 мая
Мария — Regina Angelorum, Царица ангелов

Что касается данного, безусловно великого титула, то его можно надлежащим образом увязать с материнством Марии, с сошествием на Нее Святого Духа в Назарете после Благовестия архангела Гавриила, и с последующим рождением нашего Господа в Вифлееме. Она, Мать Господа нашего, более близка к Нему, чем любой ангел; Она даже ближе Серафимов, которые окружают Его и непрестанно восклицают: «Свят, Свят, Свят».

Два архангела, имеющие особое служение в Евангелии, — это св. Михаил и св. Гавриил, и оба они связаны в истории Воплощения с Марией: св. Гавриил появляется рядом с Ней, когда на Нее сошел Святой Дух; и Св. Михаил – когда родился Божественный Младенец.

Святой Гавриил приветствовал Ее как «Полную благодати» и как «Благословенную среди жен» и объявил Ей, что Святой Дух сойдет на Нее, и что она родит Сына, который будет Сыном Всевышнего.

О служении св. Михаила при рождении Божественного Сына мы узнаем из Апокалипсиса, написанного св. апостолом Иоанном Богословом. Мы знаем, что наш Господь пришел установить Царство Небесное среди людей; и едва Он родился, как на Него напали силы мира сего, желавшие погубить Его. Ирод пытался лишить Его жизни, но в этой своей попытке потерпел неудачу, и святой Иосиф увез Его Мать и Его Самого в Египет. Но св. Иоанн в Апокалипсисе говорит нам, что настоящими хранителями Матери и Младенца были тогда, как и в других случаях, св. Михаил и его ангелы.

Во-первых, св. Иоанн видел в видении (Откр 12:1-4) «великое знамение на небе» (подразумевая под «небом» Церковь, или Царство Божие), «жену, облеченную в солнце, и под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд»; и когда она должна была родить своего Младенца, явился «большой красный дракон», то есть злой дух, готовый «пожрать ее сына», когда Он должен был родиться. Сын был сохранен Его собственной Божественной силой, но затем злой дух преследовал Ее. Однако святой Михаил и его ангелы пришли на помощь жене и одолели его.

«И произошла на небе война», — говорит священнописец; «Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12:7,9). Итак, Пресвятая Богородица имеет сонмы ангелов, служащих Ей; и Она является их Царицей.

11 мая
Мария — Speculum Justitiæ, Зерцало Справедливости

Теперь надлежит прежде всего познакомиться с тем, что мы подразумеваем под «справедливостью», ибо слово, используемое Церковью, имеет несколько иное значение, нежели то, какое мы имеем в виду в нашей обыденной речи. Под «справедливостью» мы подразумеваем не честность, беспристрастность, правду в наших отношениях; но это слово, обозначает сразу все добродетели, совершенное, добродетельное состояние души — праведность, или нравственное совершенство. То есть оно обозначает все то, что очень близко к святости. Поэтому, когда Богородицу называют «Зерцалом Справедливости», это означает, что Она есть Зеркало святости, сверхъестественной благости.

Далее, что имеется в виду, когда Ее называют зеркалом? Зеркало обладает отражающей поверхностью, которая подобна неподвижной воде или полированной стали. Что же отражала Мария? Она отражала нашего Господа, но Он есть бесконечная Святость. Она, насколько это в силах творения, отражала Его Божественную святость, и потому она есть Зерцало Святости, или, как говорит литания, Справедливости.

Спросим же, как Она стала отражать Его святость? — и получим ответ: поскольку Она жила с Ним. Мы постоянно наблюдаем, как становятся похожими друг на друга люди, которые живут рядом с теми, кого любят. Когда же они живут с теми, кого не любят, каковы, например, члены семьи, которые ссорятся друг с другом, то чем дольше они живут вместе, тем более непохожими становятся друг на друга. Но когда они любят друг друга, как муж и жена, родители и дети, братья и сестры, друзья с друзьями, то со временем они становятся удивительно похожими. Все это мы видим и внимаем; наши глаза и уши – свидетели тому. Выражение их облика, их голоса, походки, речи, даже почерка, показывает, что они становятся похожими друг на друга; и так же обстоит дело в отношении их разума, а также их мнений, вкусов и устремлений. И то же самое несомненно относительно состояния их душ, которого мы непосредственно не наблюдаем – как в плане доброго, так в плане и злого.

Теперь помыслим о том, что Мария любила своего Божественного Сына невыразимой любовью; и учтем также, что Он принадлежал Ей в течение тридцати лет. Разве мы не видим, что, коль скоро Она была полна благодати прежде, чем зачала Его во чреве своем, то Она должна была обладать огромной непостижимой святостью в то время, когда жила рядом с Богом в течение тридцати лет? — святостью ангельского порядка, отражающей атрибуты Бога в полноте и точности, о которой нам не может даже намекнуть никто – ни святые мужи, ни отшельники, ни святые девы здесь, на земле. Воистину, в этом случае она есть Speculum Justitiæ, Зерцало Божественного Совершенства.

12 мая
Мария — Sedes Sapientiæ, Престол Мудрости

И титул этот подобает Марии, потому что Сын Божий, именуемый также в Писании Словом и Премудростью Божией, когда-то обитал в Ней, а затем, когда родился от Нее, в Свои первые годы был носим на Ее руках и сидел у Нее на коленях. Таким образом, Она, будучи как бы человеческим престолом Того, Кто царствует на небесах, именуется Престолом Мудрости. По словам поэта: —

О Мать пречистая, Ты пребываешь с нами,
Вот трон Ему – то грудь Твоя благословенная,
Коль троны могут пребывать под небесами –
Безгрешному ребенку он подобает непременно.
[Фрэнсис Палгрев]

Но обладание Им как Сыном продолжалось и после Его младенчества — Он, как говорит нам св. Лука, находился под Ее властью и жил с Ней в Ее доме, пока не вышел из него проповедовать, то есть, по крайней мере, все первые тридцать лет своей жизни. И это приводит нас к размышлению о Ней, похожему на то, что было предложено нам вчера под названием «Зерцало Справедливости». Ибо коль скоро такая близкая и непрекращающаяся связь с Ее Сыном обусловила в Ней непостижимо великую святость, то не должны ли у Нее были быть столь обширными и столь глубокими знания, которые Она приобрела в течение многих лет из Его бесед о настоящем, прошлом и будущем, такими разнообразными и такими основательными, что, хотя Она была простой бедной женщиной, Она должна была в своем знании творения, вселенной, превзойти величайшего из философов, в своих теологических познаниях — величайшего из богословов, а в своей пророческой проницательности — самого выдающегося из пророков?

Что могло выступать главной темой беседы между Ней и Ее Сыном, как не природа, качества, провидение и дела Всемогущего Бога? Разве наш Господь когда-либо не прославлял пославшего Его Отца? Не открыл ли Он Ей торжественные вечные постановления, цели Провидения и волю Божию? Не предпринимал ли Он время от времени просвещение Ее во всех тех пунктах учения, которые были сначала обсуждены, а затем утверждены в Церкви со времен апостолов до наших дней, и во всех тех, которые будут утверждены от нашего времени до конца времен? Все неясное, все фрагментарное в откровении, явленное насколько это возможно человеку, было открыто Ей в ясности и простоте Тем, Кто есть Свет Миру.

Итак, о грядущих событиях, Бог говорил с пророками: у нас есть примеры Его общение с ними в Писании. Но Он говорил с ними в образах и притчах. Среди них был один, а именно, Моисей, с которым Он соблаговолил говорить лицом к лицу. «Если бывает у вас пророк Господень, — говорит Бог, — то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем…: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис 12:6-8). У вдохновенного законодателя евреев была такая привилегия; но насколько же она была меньше, чем у Марии! Моисей имел такую ​​привилегию только время от времени, изредка; но Мария тридцать лет подряд видела и слышала Его, находясь все это время лицом к лицу с Ним и имела возможность задать Ему любой вопрос, на который она хотела бы получить ответ, и знала, что ответы, которые она слышала, исходили от Вечного Бог, который не обманывает и не может обмануться Сам.

13 мая
Мария — Janua Cœli, Дверь Небесная

Мария именуется Небесной Дверью или Небесными Вратами, потому что именно через Нее наш Господь спустился с небес на землю. Пророк Иезекииль, пророчествуя о Марии, говорит: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» (Иез 44:2-3). Ныне сие исполнилось не только в том, что наш Господь воспринял от Нее плоть и стал Ее Сыном, но, кроме того, в том, что Она участвует в домостроительстве искупления; ибо оно исполняется в Ее духе и воле, а также в Ее теле. Ева участвовала в падении человека. Адам представлял всех людей на земле, и его грех соделал нас грешниками. Но начало было от Евы, она соблазнила Адама. Писание говорит: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6). И вот по милости Божией было угодно, чтобы, как с женщины началось разрушение мира, так с женщины должно было начаться и его восстановление, и что, как Ева открыла путь роковому поступку первого Адама, так и Мария должна была открыть путь великому подвигу второго Адама, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти мир и испытавшего ради этого смерть на кресте. Поэтому святые отцы называют Марию второй и лучшей Евой, ибо Она соделала первый шаг к спасению человечества, подобно тому, как Ева соделала первый шаг к его гибели.

Но когда и как Мария приняла участие, когда началось Ее участие в деле восстановления мира? Это было, когда к Ней явился Ангел Гавриил, чтобы возвестить об Ее великом предназначении, которое должно было стать Ее уделом. Св. Павел велит нам представить тела наши Богу для разумного служения (Рим 12:1). Мы должны не только молиться устами, и поститься, и совершать внешнее покаяние, и быть целомудренными в наших телах; но мы должны быть послушны и чисты в наших умах. Итак, что касается Пресвятой Богородицы, то была воля Божия на то, чтобы Она добровольно и с полным пониманием приняла на себя это служение, быть Матерью нашего Господа, причем быть не просто пассивным инструментом, когда материнство не имеет ни заслуги, ни награды. Чем больше наши дары, тем больше и наши обязанности. Нелегко было находиться в такой близости к Искупителю людей, и впоследствии Она многое претерпела, когда страдала вместе с Ним. Поэтому, хорошо взвесив слова Ангела, прежде чем дать свой ответ, Она сначала спросила, не повлечет ли столь великое предназначение утрату той Девственности, которую Она дала обязательство хранить. Когда Ангел дал отрицательный ответ, тогда, с всецелым согласием сердца, исполненного любви Божией к Ней и собственного смирения, Она сказала: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему…»

14 мая
Мария — Mater Creatoris, Мать Сотворителя

Что касается этого титула, то как будто представляется невозможным, чтобы мы могли приписать его какому-либо тварному существу, ибо никакое творение по определению не может обладать им. На первый взгляд может возникнуть искушение сказать, что данный титул сбивает с толку наши основополагающие представления о Творце и творении, Вечном и временном, Самосущем и существующем через другое. И все же при дальнейшем рассмотрении мы увидим, что мы не можем отказать Марии в этом титуле, не отрицая Божественного Воплощения, то есть, не отрицая великой и фундаментальной истины откровения, что Бог стал человеком.

И это было очевидно с первых веков Церкви. Христиане с самого начала привыкли называть Пресвятую Богородицу «Богоматерью», потому что видели, что нельзя отказать Ей в этом титуле, не отрицая слов св. Иоанна, что Слово (то есть Бог-Сын) стало плотью.

И вскоре они сочли нужным провозгласить эту истину голосом Вселенского Собора Церкви. Ибо, вследствие нелюбви людей к невыразимому и сверхразумно-таинственному возникло заблуждение, что наш Господь не был в действительности Богом, но был человеком, и отличался от нас только тем, что Бог обитал в Нем, как Он обитает во всех добрых людях, только в высшей степени; подобно тому как Святой Дух обитал в Ангелах и Пророках, то есть как в своего рода храме; или же как наш Господь теперь обитает в скинии в церкви. И тогда епископы и верные обнаружили, что нет другого способа воспрепятствовать распространению этого ложного, дурного мнения, кроме как четко провозгласить и сделать предметом веры то, что Мария является Матерью не только человека, но и Бога. И с тех пор титулование Марии как Богородицы стало тем, что именуется догматом или символом веры в Церкви.

Но это приводит нас к более широкому взгляду на предмет рассмотрения. Разве этот титул, сообщенный Марии, более невероятен, чем учение о том, что Бог, не переставая быть Богом, стал человеком? Разве то, что Мария стала Богородицей, более таинственно, чем то, что Бог стал человеком? Однако последнее, как я уже сказал, является фундаментальной истиной откровения, и о ней на протяжении всего Писания свидетельствуют пророки, евангелисты и апостолы. И что может быть утешительнее и радостнее чудесных обетований, вытекающих из этой истины, как не то, что Мария есть Матерь Божия? — того великого чуда, что мы становимся братьями Богу нашему; что, если мы будем жить достойно и умрем в благодати Божьей, мы после смерти будем взяты нашим Воплощенным Богом в то место, где обитают ангелы; что наши тела будут подняты из праха и вознесены на Небеса; что мы воистину соединимся с Богом; что мы будем причастниками Божественного естества; что каждый из нас, душой и телом, будет погружен в бездну славы, которая окружает Всемогущего; что мы увидим Его и разделим Его блаженство, согласно тексту: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:50).

15 мая
Мария — Mater Christi, Мать Христа

Каждый из титулов Марии имеет свое особое значение и смысл, и может выступать предметом отдельного размышления. Мы называем Ее Мать Христа. В чем смысл подобного обращения к Ней? Оно показывает нам, что именно о Ней было пророчество с самого начала, и именно Она была связана с надеждами и молитвами всех святых людей, всех истинных поклонников Бога, всех, кто «ожидал искупления Израиля» во все века вплоть до того времени, как наступило искупление.

Еврейские пророки и еврейские народ называли нашего Господа Христом или Мессией. Два слова «Христос» и «Мессия» означают одно и то же, что переводится как «Помазанник». В древности существовало три великих служения или делания, посредством которых Бог говорил со Своим избранным народом, израильтянами, или, как их впоследствии стали называть, евреями, а именно: служение священническое, царское и пророческое. Те, кто были избраны Богом для того или иного служения, торжественно помазывались елеем, означающим благодать Божью, которая была дана им для должного исполнения их высокого служения. Но наш Господь является всеми тремя: Священником, Пророком и Царем: Священником – потому что Он принес Себя в жертву за наши грехи; Пророком – потому что Он открыл нам Святой Закон Божий; и Царем – коль скоро Он правит нами. И таким образом, Он — единственный истинный Христос.

В ожидании этого великого Мессии богоизбранный народ, иудеи, или израильтяне, или евреи (ибо это разные названия одного и того же народа), пребывали из века в век. Он должен был прийти, чтобы все исправить, чтобы спасти Свой народ. И рядом с великим вопросом, который занимал их умы, а именно, когда Он должен прийти, стоял вопрос, Кто должен быть Его Матерью? С самого начала им было сказано, что Он не придет с неба, но что Он должен родиться от жены. Сразу, как только случилось грехопадение Адама, Бог сказал, что семя Жены должно поразить змея в голову. Кто же тогда должен был быть той Женой, которая столь многозначительно указывала на падший род Адама? По прошествии многих столетий евреям далее было открыто, что великий Мессия, или Христос, семя Жены, должен родиться от их народа и родиться в одном конкретном колене, одном из двенадцати колен, на которые подразделялся их народ. С того времени каждая женщина этого колена надеялась обрести великую привилегию быть Матерью Мессии или Христа; ибо само собой разумелось, что раз Он столь велик, то и Мать должна быть великой, доброй и благословенной. Вот почему, среди прочего, они так высоко ценили состояние брака, ибо, не ведая тайны чудесного зачатия Христа, в котором Он должен был прийти, они полагали, что брак является таинством, необходимым для Его пришествия.

Следовательно, если бы Мария была такой же, как другие женщины, Она жаждала бы замужества, так как оно открывало ей перспективу родить великого Царя. Но Она была слишком скромна и слишком чиста для таких помыслов. Она вдохновилась ​​выбрать тот лучший способ служения Богу, который не был известен евреям, — состояние девственности. Она предпочла быть скорее Его Супругой, чем Его Матерью. Соответственно, когда Ангел Гавриил возвестил Ей об Ее высоком предназначении, Она не приняла его, пока не убедилась, что этот Ее выбор не обяжет Ее отказаться от девственной жизни, посвященной Богу.

Так Она стала Матерью Христа – но не на том пути, на каком ожидали Его в течение стольких веков благочестивые еврейские женщины. Отвергнув благодать такого материнства, Она все же приобрела его посредством высшей благодати. И в этом весь смысл слов св. Елизаветы, когда к ней пришла Пресвятая Дева, которые мы употребляем в «Радуйся, Мария»: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» (Лк 1:42). И поэтому в Посвящении, называемом «Венец двенадцати звезд», мы воздаем хвалу Богу Святому Духу, через Которого Она является и Девой, и Матерью.

16 мая
Мария — Mater Salvatoris, Мать Спасителя

Далее, продолжая наши вчерашние размышления, мы должны осмыслить именование нашего Господа Спасителем – ибо только так мы сможем понять, почему оно используется в одном из титулов Марии в литании.

Особое имя, под которым наш Господь был известен до Его пришествия, было, как мы узнали вчера, Мессия или Христос. Так Его знали евреи. Но когда Он воплотился и явился на земле, Он стал известен под тремя новыми титулами: Сын Божий, Сын Человеческий и Спаситель; первый выражал Его божественную природу, второй – Его человеческую природу, третий – Его личное служение. Ангел, явившийся Марии, назвал Его Сыном Божиим; ангел, явившийся Иосифу, назвал Его Иисусом, что означает Спаситель; так и Ангелы, когда явились пастухам, назвали Его Спасителем. Но Сам Он называл Себя прежде всего Сыном Человеческим.

Но не только Ангелы, но и два величайших из апостолов, св. Петр и св. Павел, в своих проповедях называют Его Спасителем. Святой Петр говорит, что Он — Начальник и Спаситель (Деян 5:31), а Святой Павел называет Его «Спасителем нашим Иисусом Христом» (2Тим 1:10). И ангелы, и апостолы говорят нам, почему Таково Его имя — потому что Он избавил нас от власти злого духа, от нашей вины и от страдания наших грехов. Вспомним, что ангел говорит Иосифу: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21); а также св. Петра: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян 5:31). И Он Сам говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10).

Теперь давайте рассмотрим, как это все обуславливает наши помышления о Марии. Спасение людей от рабства греха и от власти Врага подразумевает вступление с ним в битву. Наш Господь, коль скоро Он является Спасителем, является в то же время и воином. Он не мог освободить пленников, не вступая в бой и не испытывая страданий и тягости солдата. Кто же особо ненавидит войну? На это отвечает языческий поэт. «Матери, — говорит он, — ненавидят войну». Матери – это те, кто особенно страдает из-за войны. Они могут гордиться честью, которую стяжали их дети в битве, но все же такая гордость не отменяет ни одной крупицы продолжительной боли, беспокойства, неизвестности, одиночества и тоски, которую испытывает мать воина и солдата. Так было и с Марией. В течение тридцати лет на Ней пребывало благословление ​​постоянного присутствия Ее Сына — более того, Он был под Ее надзором. Но пришло время, когда война призвала Его – та война, ради которой Он пришел на землю. Конечно, Он пришел не только для того, чтобы быть просто Сыном Марии, но и для того, чтобы быть Спасителем людей, и поэтому в конце концов Он расстался с Ней – и Она стала по сути матерью воина. Он оставил Ее; Она больше не видела Его; Она тщетно пыталась приблизиться к Нему. Ранее Он жил в Ее объятиях, а после этого, долгие годы жил в Ее доме, — но теперь, по Его собственным словам, «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20). А затем, когда пришло время, Она услышала об Его аресте, инсценированном над Ним суде и Его страстях. Наконец Она приблизилась к Нему — когда и где? — по пути на Голгофу, и когда Он был распят на Кресте. И, наконец, Она вновь держала Его на руках: да, но, когда Он был уже мертв. Верно, что Он воскрес из мертвых; но тем не менее Она не приобрела Его, ибо Он затем восшел на небо, и Она не тотчас же последовала за Ним. Нет, Она оставалась на земле еще много лет — на попечении, правда, Его дражайшего ученика, апостола, св. Иоанна. Но разве мог сравниться даже святейший из людей с Ее собственным Сыном, с Сыном Божьим? О, Святая Мария, Матерь Спасителя нашего, в этом размышлении мы теперь внезапно переходим от Радостных Тайн к Скорбным, от Благовещения Гавриила к Тебе – к Твоим Семи Скорбям. Такова будет следующая серия размышлений о Тебе.

Продолжение следует…

Из книги Дж. Г. Ньюмана “Размышления и молитвы” (John Henry Newman, Meditations and Devotions)

Перевод: Михаил Костылев