17 июля Святой Престол опубликовал Послание Папы Франциска о роли литературы в формации, в котором Понтифик размышляет о том, почему чтение так важно в процессе духовного становления верующего и шире — для воспитания человечности каждого из нас. Мы выбрали из этого документа несколько причин, чтобы отложить смартфон и взять в руки книгу.
В самом начале Послания Святейший Отец замечает, что изначально намеревался связать его содержание с формацией священников, но, в конце концов, понял, что эта тема касается всех христиан, ведь книга может стать проводником к личностной зрелости каждого из нас, вне зависимости от возраста, происхождения и призвания. Она также может помочь нам обрести внутренний покой посреди информационного шума, неудач и житейских штормов, дать нашему разуму отдохнуть и посмотреть на реальность новыми глазами.
Посмотрим, какие полезные стороны чтения особенно выделяет Понтифик.
1. Возможность замедлиться
В 30-м параграфе Послания Папа Франциск, вслед за французским писателем Марселем Прустом, сравнивает литературу с телескопом: «Как таковая, она направлена на существ и на вещи и позволяет нам осознать «огромное расстояние», которое отделяет полноту человеческого опыта от его восприятия нами». При этом он замечает, что обычно наш взгляд на жизнь сужен, ведь его определяют многочисленные практические и краткосрочные цели. «Даже наша приверженность служению — литургическому, пастырскому и благотворительному — может быть сосредоточена только на целях, которые должны быть достигнуты», — с прискорбием замечает Папа. — «Всегда есть риск, что чрезмерная забота об эффективности притупит проницательность, ослабит чувствительность и проигнорирует сложность. Нам отчаянно нужно уравновесить это неизбежное искушение к лихорадочному и некритичному образу жизни, отступив назад, замедлившись, найдя время, чтобы посмотреть и послушать. Это может произойти, когда человек просто останавливается, чтобы почитать книгу».
2. Увидеть бытие как тайну
Развивая предыдущую мысль, Святейший Отец подчеркивает острую необходимость пересмотреть наше отношение к реальности, отказаться от стратегического взгляда, нацеленного только на результаты, и ощутить бесконечное величие бытия: «Чувство перспективы, досуга и свободы являются признаками подхода к реальности, который находит в литературе привилегированную, хотя и не исключительную форму выражения. Таким образом, литература учит нас, как смотреть и видеть, различать и исследовать реальность людей и ситуаций как тайну, наполненную избытком смысла, который может быть лишь частично понят через категории, объяснительные схемы, линейную динамику причин и следствий, средств и целей», — говорит Понтифик в 32-м параграфе документа.
3. Открыть смысл жизни
В следующем абзаце Папа вспоминает монаха одиннадцатого века Гильома из Сен-Тьерри и иезуита семнадцатого века Жана-Жозефа Сурена, которые разработали образ коровы, жующей жвачку – ruminatio – как образ созерцательного чтения. «Литература помогает нам размышлять о смысле нашего присутствия в этом мире, «переваривать» и усваивать его и понимать, что лежит под поверхностью нашего опыта. Одним словом, литература служит для интерпретации жизни, для различения её более глубокого смысла и её основных противоречий», — пишет Понтифик.
4. Сменить ракурс
«С точки зрения использования языка, чтение литературного текста ставит нас в положение «видения чужими глазами, таким образом, обретая широту перспективы, которая расширяет нашу человечность», — говорится в 34-м параграфе документа. — «Мы развиваем образную эмпатию, которая позволяет нам идентифицировать себя с тем, как другие видят, переживают и реагируют на реальность. Без такой эмпатии не может быть солидарности, разделения, сострадания, милосердия. Читая, мы обнаруживаем, что наши чувства не просто наши собственные, они универсальны, и поэтому даже самый обездоленный человек не чувствует себя одиноким». Это действительно ценное свойство литературы, особенно, в современном мире, характеризующемся всё большей поляризацией, эгоцентризмом и недостатком солидарности.
5. Учиться терпению и смирению
В 38-м параграфе Папа отмечает, что добро и зло, истина и ложь в литературе обретают форму конкретных лиц или исторических событий, что не освобождает читателя от морального суждения, но удерживает от слепого или поверхностного осуждения. «Читая о насилии, ограниченности или слабости со стороны других, мы имеем возможность поразмышлять о собственном опыте этих реальностей. Открывая читателю более широкий взгляд на величие и нищету человеческого опыта, литература учит нас терпению в попытках понять других, смирению в подходе к сложным ситуациям, кротости в нашем суждении об отдельных лицах и чуткости к нашему человеческому состоянию», — пишет Понтифик. — «Суждение, безусловно, необходимо, но мы никогда не должны забывать о его ограниченных возможностях. Суд никогда не должен заканчиваться смертным приговором, устраняя людей или подавляя нашу человечность ради бездушной абсолютизации закона».
6. Развивать когнитивные способности
Есть от чтения и совершенно практическая польза, которую Святейший Отец не обходит стороной в своих размышлениях: «Многие ученые утверждают, что привычка читать оказывает множество положительных эффектов на жизнь людей, помогая им приобретать более широкий словарный запас и, таким образом, шире развивать интеллектуальные способности. Она также стимулирует их воображение и креативность, позволяя им учиться рассказывать свои истории более богатыми и выразительными способами. Она также улучшает их способность концентрироваться, препятствует снижению когнитивных способностей, снимает стресс и беспокойство». В этом смысле чтение особенно полезно для детей и для пожилых людей, для которых книга является буквально «тренажером» для мозга.
7. Глубже понять свою и иную культуру
Так как литература черпает свое вдохновение из реалий нашей повседневной жизни, её страстей и событий (эту мысль Папа Франциск заимствует у немецкого теолога и философа, иезуита Карла Ранера), она помогает читателю вступить в диалог с культурой своего времени и времен минувших. «Как мы можем понять суть культур, древних и новых, если мы не знакомы, игнорируем или отвергаем их символы, послания, художественные выражения и истории, с помощью которых они запечатлели и изложили свои самые высокие идеалы и стремления, а также свои самые глубокие страдания, страхи и страсти? Как мы можем говорить к сердцам мужчин и женщин, если мы игнорируем, откладываем в сторону или не ценим «истории», с помощью которых они стремились выразить и раскрыть драму своего жизненного опыта в романах и поэмах?» — этими вопросами задается Святейший Отец в 9-м параграфе своего Послания и дальше: — «Церковь в своем миссионерском опыте научилась демонстрировать всю свою красоту, свежесть и новизну в своей встрече — часто через литературу — с различными культурами, в которых укоренилась её вера, не колеблясь взаимодействовать и черпать лучшее из того, что она нашла в каждой культуре. Такой подход освободил её от склонности к зашоренной, фундаменталистской самозамкнутости, которая считала бы способной выразить всё богатство и глубину Евангелия лишь определённую культурно-историческую «грамматику»».
* * *
Как мы видим, в данном документе Папа Франциск призывает нас стимулировать свободное и смиренное использование разума и расширять нашу человеческую чувствительность, ведь Господь говорит через множество голосов — от нас требуется лишь остановиться и послушать. Во всём этом нам на помощь приходит литература. Быть может, именно поэтому в век цифровых технологий и всё новых способов виртуального взаимодействия мы продолжаем издавать книги, наполнять ими наши дома, брать их с собой в отпуск, читать в общественном транспорте. Это не просто удовольствие. Это один из путей нашей непрерывной духовной формации и воспитания нашего сердца и разума. Не будем его недооценивать.
Анастасия Бозио
Фото: Wikimedia
Полный текст Послания на русском языке в переводе Александра Баранова: Послание Его Святейшества Папы Франциска о роли литературы в формации