о. Адриен Кандиар, OP: «Если мы еще не видим благость творения, значит, наши поиски не завершились»

25 августа в Италии завершился ежегодный «Фестиваль дружбы между народами», более известный как Meeting per l’amicizia tra i popoli или просто “Митинг Римини”. В этом году темой фестиваля организаторы выбрали цитату из романа американского писателя Кормака Маккарти: «Если мы не ищем самой сути, то чего же тогда мы ищем?» Размышлениями на эту тему организаторы пригласили поделиться отца Адриена Кандиара, французского доминиканца, который уже 12 лет живет в Каире и работает в Доминиканском институте восточных исследований, а также является настоятелем местного монастыря. Делимся с вами фрагментом его размышлений, посвященным способности видеть благость Божьего творения.

Цель рассказа о творении в Библии, разумеется, не в том, чтобы в описании событий соперничать с астрофизикой, а в том, чтобы явить нам значение, которым Сам Бог наделяет каждое из Своих дел. Сердцевина этого всем нам хорошо известного текста – рефрен, повторяющийся изо дня в день: созерцая творение, «Бог видел, что это хорошо». На шестой день, однако, рефрен несколько меняется. Сотворив человека по Своему образу и подобию, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Если вещи и, прежде всего, твари обладают сутью, которую мы должны искать, речь идет не о понятийном и отвлеченном определении, а об основополагающей благости – их глубинной истине. И потому пуститься на поиски сути – значит стараться перед лицом всякой вещи и особенно всякого человека говорить: «Как хорошо, что ты существуешь». Говорить, а главное, думать так, перенимать у Творца Его взгляд на мир, умеющий различать во всякой вещи отблеск Его благости, видящий ос и комаров и утверждающий: «Как хорошо, что ты существуешь», – видящий всякого человека и утверждающий: «Вот, хорошо весьма».

Ощущать суть вещей и тварей – значит уметь смотреть на них взглядом признания, радости, благословения. «Хорошо, весьма хорошо, что ты существуешь». Такую суть нужно искать. Порой она вовсе не очевидна. Если откровенно, я с настороженностью отношусь к тем, кто говорит, будто она бросается в глаза, кому ясно, что все благо. Если человек без усилия видит в мире благо, обычно он не смотрит на мир, а воображает его – это удобнее. Смысл не в том, чтобы идти по жизни с неизменной улыбкой на лице, с железобетонным оптимизмом. Потребность искать суть, благость вещей и тварей нужно переживать не наивно, не поверхностно, не через отрицание существования зла или злодеев. Говорить «как хорошо, что ты существуешь» нужно не только ребенку, невинно играющему на солнце, но и тому, кто подрезал тебя на дороге. Я живу в Каире и, признаюсь, порой с трудом вижу благо в людях, когда веду машину. Думаю, мой епископ, сидящий в этом зале, понимает, о чем я. Говорить это надо и убийце, военному преступнику, и не в качестве индульгенции, не чтобы свести на нет совершенное зло: «Ну нет, он не хотел причинять зло, он не плохой». Да, порой люди хотят причинять зло, да, порой они плохие. Но не в этом их суть, не это главное, хотя в иных случаях нужна целая жизнь, жизнь поисков и усилий, чтобы эту суть обнаружить – настолько она запрятана.

Как говорили Отцы Церкви, всякий человек создан по образу Божию, но из-за греха он утрачивает это подобие. Христианская жизнь заключается не только в том, чтобы стремиться через добродетели, Таинства и духовные практики восстановить наше собственное подобие Богу; необходимо страстно искать его и в других. Если мы еще не видим благость творения, значит, наши поиски не завершились. Если мы не нашли в творении отблеск Божией красоты, значит, наши поиски должны продолжаться. В такой жизненной программе нет ничего сентиментального или слащавого; напротив, это невероятная потребность из области мистицизма. Нужно позволить, чтобы каждая встреча вела к эпифании, к явлению Бога. Вот истинное христианское созерцание. Попытки разными более или менее изощренными методами потеряться в чем-то одном или во всем не имеют никакого отношения к Евангелию. Искать же в каждом человеке присутствие Бога, порой глубоко сокрытое, – вот что Иисус делает с утра до вечера. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – обещает нам Иисус. Но где они узрят Бога, если не в лице ближнего? Да, правда, что для этого сердце должно быть достаточно чистым, чтобы мы видели в этом лице не враждебность, угрозу или вызов, а возможность встретить живого Бога. Часто говорят, что ближние – проверка нашей духовной жизни. Знаете, я могу думать, что очень продвинут в духовной жизни, что в достижении высот потягаюсь и с Терезой Авильской, а потом сосед громко включает музыку, и я прихожу в ярость. Так что про проверку все правда, и это важно. Правда еще и потому, что ближний – место, где должна укореняться любая христианская жизнь, место порой сухое и трудное, но необходимое, если я хочу всерьез искать суть, искать существенное, главное.

Как в любой программе духовной жизни, тут есть не только индивидуальный, личный уровень. Мы должны искать суть в нашей маленькой повседневной жизни, но в этом же направлении движется и наша общая христианская жизнь, это программа жизни и миссии Церкви. Благословлять, то есть говорить благие слова, слова истинного блага без скрытых мотивов. Как часто в глубине души мы, увы, говорим: «На самом деле, вовсе не хорошо, что ты есть, что ты существуешь, но так и быть, я стерплю». Иногда мы слышим за заявлениями о всеобщей доброжелательности множество мысленных оговорок, которые звучат как сожаление. «Все-таки было бы проще, – слышим мы то и дело в тишине, – если бы не было гомосексуалистов или мусульман». Эти «было бы лучше, если бы тебя не было», к сожалению, не дают расслышать наши попытки возвещать Евангелие. Конечно, сколько угодно обсуждать вопросы сексуальной морали или религиозной истины, и для этого найдутся основания, если и только если начинать с самого начала: говорить, и не просто говорить, а искренне думать про каждого человека: «Хорошо, что ты существуешь». Ибо говорить это – значит подлинно передавать и провозглашать Благую весть.

Любой мистицизм предполагает аскезу, и этот не исключение: тут нужна аскеза сути, заключающаяся в том, чтобы не растерять себя во второстепенном. Сегодня нет ничего проще (хотя, пожалуй, так было и вчера), чем вовлечься в поверхностную полемику средств массовой информации. Порой даже из лучших побуждений: например, чтобы предложить христианскую точку зрения на ту или иную проблему. Но всегда ли это полезно для Царства Божия? Моя относительная известность заставляет меня довольно часто задаваться этим вопросом. Вот и сегодня утром журналисты спрашивали меня о темах, не связанных с Митингом. Как у всех, у меня есть собственное мнение (разумеется, очень правильное) о многом. В большинстве случаев я стараюсь основывать его на моей христианской вере. Мне всегда льстит, когда журналисты предлагают его развить. Иногда, даже если меня не спрашивают, у меня возникает желание поделиться моим мнением в соцсетях. Но действительно ли я возвещаю Благую весть? Не отвлекаюсь ли я на самом деле, не теряю ли я время, свое и других людей, которое можно употребить на поиск сути, не недостаток ли это самого главного? «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Миссия христиан заключается прежде всего в возвещении сути, в способности видеть Благо и учить ему – не как некоему базовому знанию, не как главе из книги, которую следует зазубрить, а как образу действия; она в том, чтобы учиться смотреть на мир и на людей и видеть в них суть, существенное. Как любой образ действия, и этот передается исключительно, если мы сами практикуем его с терпением и смирением. Это очень простая и одновременно поистине необычайная задача, которую можно осуществлять везде, а особенно – в наших плюралистических обществах. Видеть и помогать другим видеть в каждом человеке явление Бога – это не мирская игра конкуренции, а способ кротко, но действенно преображать мир – по одному сердцу за раз.

Читать полный текст выступления отца Кандиара на русском языке: «Общение и освобождение»

Фото: aed-france.org