Советы родителям от матери, чья дочь может быть причислена к лику святых

Маленькая девочка улыбается на фоне моря. Она очень хороша в своём кардигане цвета фуксии и воротничке с воланом. Её ясные глаза сияют, а улыбка ослепительна. Полосатая косынка на её голове скрывает отсутствие волос. На фоне волн, на пляже, она купается в солнечном свете как в свете небесном, который наполняет её сердце, освещая и оживляя всё её существо. Эту девочку зовут Анн-Габриэль. Ей 8 лет, и фотография сделана незадолго до её смерти.

Пока епархиальная фаза беатификационного процесса Анн-Габриэль Карон постепенно продвигается, портал Aleteia поговорил с её мамой о том, как научить своего ребёнка любить Бога.

Поставить Бога в центр жизни

Трубку берёт Мари-Дофин Карон. Её голос звучит мягко и спокойно, что так естественно для матери, вырастившей пятерых детей. Искренне, но деликатно, она признаётся: «Знаете, мне стало очень неловко, когда мне сказали о теме нашего разговора. Я не хочу, чтобы люди приписывали мне ту роль, которая мне никак не принадлежит. Я не меньше других ошеломлена происходящим!»

Постулатор беатификационного процесса Анн-Габриэль убедил её поговорить с журналистами. «Я не хочу, чтобы подумали, будто я уверена в положительном исходе беатификационного процесса. Если я говорю, что хотела бы видеть своих детей святыми, то только потому, что глубоко убеждена: все мы созданы для Бога, чтобы быть с Ним. Вот что значит быть святым. Дело не в родительской гордости».

Мама Анн-Габриэль признаёт связь между своей дочерью и Анн де Гинье, другой маленькой девочкой, которая умерла на сто лет раньше и уже объявлена Досточтимой. «Конечно, Анн де Гинье была примером для Анн-Габриэль и глубоко повлияла на её жизнь», — говорит Мари-Дофин Карон.

Отдавать всё Богу из любви

Когда Антуанетта де Гинье была беременна Анн, то была полна решимости жить той образцовой жизнью, которой она хотела бы для своей дочери. «Для меня беременность никогда не была приятным временем; я каждый раз болела», — объясняет Мари-Дофин Карон. – «Однако, когда я забеременела Анн-Габриэль, в моей голове засела мысль, сопровождавшая меня всю беременность. Мама Анн де Гинье сказала себе, что будет очень близка к Богу, а я очень переживала, что мир испортит моего ребёнка, такого чистого и невинного. Конечно, и во все предыдущие беременности я чувствовала ту же тревогу, но в гораздо меньшей степени».

В семье Карон «отношения с Богом очень личные. И мой муж, и я воспитывались не в страхе перед адом, но в страхе огорчить Бога. Этому же мы учили Анн-Габриэль: Господь – это Тот, Кто любит нас, Тот, Кому мы можем доверять, и Тот, Кого мы призваны радовать». Как? «Мы жертвуем всё, отдаём всё. Так, жертва, предложенная Богу, придавала трансцендентность болезни Анн-Габриэль, наделяя её смыслом. С самого раннего детства у Анн-Габриэль была привычка, подобно святой Терезе из Лизье, приносить жертвы из любви, чтобы, как она говорила, «вырвать тернии из венца Иисуса»».

Всегда говорить детям правду

С трёхлетнего возраста Анн-Габриэль задавалась экзистенциальными вопросами – о вечности, о смысле страдания и о смерти маленьких детей. Мари-Дофин Карон получила образование у сестёр-доминиканок Святого Духа, известных основательностью той подготовки, которую они дают своим ученикам. Она говорит: «У нас не было ответов на эти вопросы, очевидно, что они были за пределами нашего понимания, хотя мы и имели хорошую катехетическую подготовку… Очень важно катехизировать своих детей, чтобы воспитывать их интеллект, помещая Бога в самое сердце наших бесед». Откликаясь на переживания своей дочери, Мари-Дофин обратилась к двум книгам: Maman parle-moi du bon Dieu («Мамочка, расскажи мне о Боге») и Maman ne me quitte pas («Мама меня не покинет»).

Во время беседы Мари-Дофин Карон с теплотой вспоминает свои долгие разговоры с дочерью и те вопросы, которые ей задавала Анн-Габриэль. «Всегда нужно говорить детям правду (…). Я помню книгу о маленьком ребёнке, который спросил священника, не скажут ли ему потом, что Иисус в Пресвятых Дарах – это просто ещё одна красивая история, вроде рождественских подарков. Когда Анн-Габриэль задавала нам вопросы, которые были ей не по возрасту, я отвечала: «Ты ещё слишком маленькая, чтобы понять, но я расскажу тебе об этом позже», потому что я никогда не говорила ей неправды».

Сталкиваться с правдой бывает больно. Но именно правда сформировала абсолютное доверие Анн-Габриэль к папе и маме. Когда 8-летняя девочка, любящая жизнь, спрашивает своих родителей, умрёт ли она, её голос дрожит от страха и скорби, и это причиняет им величайшую боль. С такой болью было бы невозможно справиться, если бы не благодать. «Это был ужасный момент», — вспоминает Мари-Дофин Карон, — «но его необходимо было пережить. Вечером того дня, когда я сказала ей, что она умрёт, Анн-Габриэль объяснила: «Это то, чего я очень боялась. Сейчас я боюсь немного меньше, потому что я сказала себе, что, если я умру, то буду с Богом»».

Анн-Габриэль и Мари-Дофин Карон. Фото: Aleteia

Воспитывать дух ребёнка

Мари-Дофин Карон – учитель в государственной образовательной системе Франции и она хорошо знакома с трудностями молодых людей. «Конечно, как родители мы совершаем ошибки. И в отношении Анн-Габриэль -– тоже, как в отношении каждого из наших детей. Я думаю, что нам нужно это признавать и просить у наших детей прощения». Из такой любви вырастает доверие. «Это дух детства. Если ребёнок понимает, что Бог – отец, он будет абсолютно Ему доверять. У Анн-Габриэль была эта простота в молитве, когда она говорила: «Мой Бог, я принимаю всё, о чём Ты меня просишь, но пожалуйста, пусть это будет не слишком много». Будучи ребёнком, она всегда просила и слушалась».

«Мы хотели, чтобы наши дети понимали, что Господь – это Личность, и что Божьей любовью нужно жить очень конкретно, дома. Для нас это означало катехетическую формацию и молитву. Анн-Габриэль и я жили этим совершенно реально, потому что в начале своей супружеской жизни я ходила на Мессу каждый день», – продолжает Мари-Дофин Карон. – «У меня было время, поскольку я была в отпуске по уходу за детьми, и жили мы рядом с церковью. Я ходила на Мессу вместе с ней, а потом мы оставались на Розарий, так что я была уверена, что по крайней мере полчаса моего времени я посвящала Богу».

С тех пор пройти мимо церкви для неё всегда значило поприветствовать Иисуса, хотя бы преклонив колено. Анн-Габриэль росла в уверенности, что Иисус присутствует в дарохранительнице, и её любовь к Богу продолжала расти.

Отрывок из дневника Анн-Габриэль. Фото: Aleteia

Цените простые семейные радости

«За застенчивостью Анн-Габриэль скрывался очень сильный характер. Так жар скрывается под слоем пепла», — рассказывает Мари-Дофин Карон, улыбаясь. – «Она любила, когда мы делали что-то вместе, всей семьёй. Например, играли в карты, катались на велосипедах, наряжались, готовили еду, что-нибудь пекли, смотрели мультфильмы на DVD, читали, рисовали или занимались «маленьким рукоделием», как она это называла. Вступив в скауты, она полностью прониклась духом скаутов. Этот дух она разделяла со своим папой, который в душе так и остался скаутом».

Семья Карон воплощает радость, проживая её каждый день в простоте вполне обыденной жизни. «Не могу сказать, что Анн-Габриэль была совсем такой же маленькой девочкой, как любая другая», — говорит её мама, имея в виду те глубочайшие экзистенциальные вопросы, которые её дочь задавала уже в раннем детстве. – «Когда отдаёшь ключи Богу, то просто не можешь не делать всё правильно», — утверждает Мари-Дофин. – «Потому что тогда Он действует в нас. Точно так же это и с воспитанием детей».

Наши дети – не наши, они принадлежат Богу

Когда Мари-Дофин и Александр Карон узнали о смертельном диагнозе своей дочери, это причинило им ужасную боль. Готовясь к скорому прощанию с дочерью, они решили «сделать всё, что в их силах, чтобы она умерла святой смертью». «Конечно, мы молили о чуде, но мы также понимали, что наши дети нам не принадлежат. Они доверены нам, и мы предназначены быть только их временными опекунами».

Завершая эту долгую беседу, Мари-Дофин подытожила, поделившись смешанной с печалью надеждой матери, потерявшей ребёнка: «Знаете, у детей иногда бывает мистический взгляд на вечную жизнь… Они не так уж далеко от Неба».

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: Aleteia