Перед лицом вечности: как преодолеть страх смерти

Вопрос: В ноябре католики молятся об усопших и много размышляют о смерти. Мне от этого не по себе. Знаю, что как католик я должен верить в жизнь вечную, и я верю, но в то же время я боюсь смерти, и от знания истин нашей веры легче не становится. Что делать с этим страхом?

Отвечает Дмитрий Стрелкин, психолог-консультант и арт-терапевт:

Ноябрь в Католической Церкви — это особое время литургического года, посвященное молитвенному поминовению усопших и размышлениям о смерти, суде, Небе и Аде. Для многих верующих, это время сопряжено с глубоким внутренним конфликтом. С одной стороны, существует твердая вера в жизнь вечную, данная Христом, с другой — необъяснимый, глубоко укорененный страх перед самой смертью как фактом. Это противоречие свидетельствует о сложности человеческой природы, в которой вера сосуществует с естественным инстинктом самосохранения. Давайте рассмотрим этот страх через призму экзистенциально-гуманистической психологии и арт-терапии.

1. Экзистенциально-гуманистический подход: Признание страха как двигателя аутентичной жизни

С точки зрения экзистенциально-гуманистической психологии (опираясь на идеи Ирвина Ялома, Ролло Мэя, Виктора Франкла), страх смерти — это фундаментальная, неотъемлемая часть человеческого бытия. Это не патология, а «данность существования». Проблема возникает не из-за самого страха, а из-за попыток его отрицать или подавить.

Итак, вот, что утверждают сторонники ЭГП:

Смерть придает жизни смысл. Экзистенциалисты утверждают, что осознание нашей конечности является мощнейшим катализатором для обретения смысла. Если бы мы жили вечно, ни один наш выбор не имел бы веса. Знание о том, что время ограничено, заставляет нас задуматься: «Как мне прожить эту единственную, уникальную жизнь?». Ваш дискомфорт в ноябре можно переформулировать не как «Я боюсь смерти», а как «Смерть напоминает мне о том, что моя жизнь драгоценна и уникальна. Что я делаю с этим даром?».

Столкновение, а не бегство. Вместо того чтобы убегать от мыслей о смерти, гуманистический подход предлагает встретиться с ними лицом к лицу. Признать: «Да, я смертен. Это вызывает во мне тревогу». Само по себе признание и проговаривание этого страха (в том числе в терапии) лишает его части деструктивной силы. Подавленный страх парализует; осознанный и принятый — может мотивировать.

Акцент на жизни. Этот подход смещает фокус с «жизни после смерти» на «жизнь перед смертью». Он задает вопросы: Живете ли вы аутентично, в соответствии со своими ценностями? Чувствуете ли вы связь с другими людьми, с миром? Оставляете ли вы после себя «след» — в любви, творчестве, добрых делах? Интеграция этого подхода с верой обогащает ее: вера в вечную жизнь не отменяет ответственности за жизнь земную, а, напротив, придает ей вечное измерение. Ваши земные поступки, любовь и служение уже сейчас являются вкладом в Царство Божие.

2. Арт-терапия: Выражение невыразимого и интеграция через творчество

Страх смерти часто бывает иррационален и не укладывается в слова. Здесь на помощь приходит арт-терапия, которая позволяет работать с образами, символами и метафорами, минуя ограничения логического языка.

Рассмотрим методы арт-терапии в преодолении страха смерти.

Визуализация и дистанцирование. Вам может быть полезно создать художественное произведение на тему вашего страха. Это может быть рисунок, рассказ, скульптура из глины, коллаж из фотографий. Как выглядит ваш страх? Какого он цвета, формы, текстуры? Перенося внутренний образ вовне, вы получаете над ним некоторую власть, дистанцируетесь от него. Вы не тождественны своему страху; вы — тот, кто может его наблюдать и исследовать.

Создание личных символов надежды. В противовес образу страха, создайте образ вашей надежды, веры, вечной жизни. Каким цветом для вас является Воскресение? Какой образ выражает для вас Божью любовь? Это может быть абстрактная композиция света, пробивающегося сквозь тучи, или более конкретный символ (якорь — классический символ надежды, феникс и т.д.). Создавая такой «якорь надежды», вы получаете визуальный инструмент для возвращения к состоянию покоя, когда страх становится слишком сильным.

Интеграция противоречий. Арт-терапия прекрасно подходит для работы с конфликтами. Попробуйте создать рисунок, состоящий из двух частей, или мандалу. В одной части изобразите свой страх, сомнения, тревогу, связанные со смертью. В другой — свою веру, надежду, воспоминания о моментах глубокой близости с Богом. Разместив их рядом на одном листе, вы признаете право на существование обеих частей своей личности и делаете шаг к их интеграции. Вы не должны быть «идеально верующим», отрицающим свою человеческую природу; вы — целостная личность, которая в творческом акте может принести Богу и свой страх, и свою веру.

Ваш страх перед смертью в свете ноябрьских размышлений — это не тупик, а возможность для глубокого роста. Католическая вера предлагает богословское и сакраментальное измерение для преображения этого страха в доверие и надежду. Экзистенциально-гуманистический подход приглашает вас признать свой страх как часть человеческого удела и использовать его как стимул для проживания более осмысленной и аутентичной жизни. Арт-терапия предоставляет инструменты для выражения, исследования и интеграции этих сложных переживаний на невербальном, символическом уровне.

Не боритесь со страхом в одиночку. Принесите его в молитву, обсудите с духовным наставником, выразите в рисунках, фотографиях, глине. Позвольте этому ноябрьскому времени стать для вас не периодом тревоги, а временем глубокой работы души, ведущей к более зрелому, целостному и, как ни парадоксально, радостному принятию как жизни, так и смерти в лучах веры в Воскресшего Христа.

Дмитрий Стрелкин

Изображение: Freepik

Вы можете отправить свой вопрос психологу анонимно через чат-бот в Телеграм и мы постараемся на него ответить.