6 февраля — св. Павел Мики и сподвижники, 26 японских мучеников

В XVI веке христианство быстро распространилось в Японии благодаря деятельности иезуитских и францисканских миссионеров. Однако в 1587 году император Тоётоми Хидэёси издал указ, объявляющий христианство и миссионерскую деятельность вне закона, положив начало чудовищным гонениям, в которых были убиты десятки тысяч христиан (более 4000 задокументированных мучеников и ещё от 33 000 до 37 000 погибших во время Симабарского восстания 1637—1638 гг.).

Самой массовой казнью, устроенной по приказу Тоётоми Хидэёси, стало распятие 26 католиков в Нагасаки 5 февраля 1597 года. В их числе: иезуиты Павел Мики, Диего Кисай и Иоанн из Гото; францисканцы (OFM) Франциско Бланко, Франциско де сан Мигель, Гонзало Гарсия, Мартин де ла Асенсьон, Петр Баптист Бласкес и Филипп Иисуса; а также францисканские терциарии Павел Судзуки, Пётр Сукедзиро, Павел Ибараки, Франциск, Матфий и Бонавентура из Киото, Косимо Такея, Михаил и Фома Кодзаки, Лев Карасумару, Иоаким Саккакибара, Фома Идауки, Иоанн Кисака, Габриэль из Дуиско, Франциск Фахеланте (Донато), а также 12-летний Людовик Ибараки и 13-летний Антоний из Нагасаки.

Первый указ о преследовании католиков был издан Тоётоми Хидэёси 24 июля 1587 года и, хотя он не был приведен в исполнение немедленно, тем не менее, заложил основу для последующих кровавых преследований. Общество Иисуса продолжало беспрепятственно осуществлять своё апостольство вместе с францисканцами, прибывшими с Филиппин в 1593 году. Но император, первоначально благосклонно относившийся к христианам, заподозрил, что их апостольская деятельность является лишь подготовкой почвы для реализации колониальных амбиций Испании и Португалии, и 8 ноября 1596 года приказал губернаторам Осаки и Киото арестовать всех религиозных деятелей этих земель.

Преследуемые христиане скрывались в сельской местности, однако, вассалам Хидэёси удалось задержать трех иезуитов, шесть францисканцев и семнадцать терциариев, перечисленных выше. Они были арестованы в начале 1597 года и доставлены на площадь в Киото со связанными за спиной руками. Затем им отрезали часть левого уха, поскольку местный губернатор отказался отрезать им уши и носы, как то предписывал приговор императора. Истекающих кровью узников провели по улицам города в сопровождении стражника, державшего на шесте надпись с причиной их осуждения: «Поскольку эти люди, прибывшие из Филиппин под видом дипломатов, находились в Мияко (Киото), проповедуя христианское учение, которое я строго запретил много лет назад, и построили церковь и совершили бесчеловечные поступки, я приказываю распять их в Нагасаки вместе с японцами, которые следовали этому учению». Местное население молчаливо сочувствовало невинным жертвам, которые вместе возносили молитвы Богу и мирно шли к месту своего последнего упокоения. Всего мученики прошли пешком около 750 км из Киото в Нагасаки, где их распяли на холме Нисидзака, который теперь называется Горой Святых.

Мемориал памяти 26 японских мучеников на Горе Святых, Нагасаки. Фото: www.simonearmer.com

Перед казнью им разрешили в последний раз исповедаться, но, ввиду запрета на совершение Евхаристии, они не могли причаститься. Затем их руки привязали веревками к крестам, а шею приковали к ним железными обручами. Проходившие мимо христиане преклоняли колени для молитвы. Маленький Антоний запел псалом «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне», который подхватили его товарищи Фома и Людовик. Первым, убитым двумя ударами копья, был Филипп Иисуса, а последним — отец Петр Баптист Бласкес. Предание гласит, что язычница, лишенная речи, внезапно обрела голос, прикоснувшись к кресту, на котором он висел. Святой осенил её крестным знамением рукой, чудесным образом освобожденной от оков. Отец Павел Мики произнёс с креста свою последнюю проповедь с необычайным красноречием, завершив её пламенной молитвой за своих палачей и за обращение всех японцев в христианство.

Когда все они по-очереди были пронзены копьем, христиане ворвались за ограду, чтобы благоговейно собрать кровь мучеников тканью.

Мы мало что знаем о каждом из них. Беатификационный процесс был назвал в честь отца Павла Мики, обращенного японца из Киото, принявшего крещение в возрасте 5 лет, в 1570 году, и в 1587 году вступившего в Общество Иисуса. Казненные вместе с ним собратья-иезуиты Диего и Иоанн также были обращенными японцами, как и францисканские терциарии. Только сами братья-францисканцы были миссионерами из других стран — из Испании, Португалии и Мексики.

Интересна история мальчиков, вошедших в число первых японских мучеников. Все они были связаны с францисканской миссией.

Людовика Ибараки дядя отдал на воспитание францисканцу отцу Петру Баптисту. Священник, убедившись в необычайных способностях мальчика, держал его при себе, поручая  помогать в катехизации и прислуживать на Мессе. После ареста он не терял спокойствия духа. Некоему самураю, желавшему спасти его от смерти ценой отречения от веры, ответил: «Глупец, и ты должен стать христианином, если хочешь избежать смерти души!»

Антоний также был министрантом в храме францисканцев. Его родителями были католиками – отец-китаец и мать-японка. Они воспитали сына в духе истинного благочестия. Братья, видя искренность его намерений и глубину веры, приняли мальчика в Третий Орден, не взирая на возраст. Вместе со своим духовником, отцом Иеронимом Иисуса, переехал сначала в Киото, затем в Осаку. На момент ареста ему было 13 лет. Антоний мог избежать смерти, но сам пожелал остаться с арестованными францисканцами.

Третий мальчик — 14-летний Фома Кодзаки, распятый вместе со своим отцом, Михаилом, катехизатором и активным членом Третьего Ордена из Осаки.

Почитание этих славных мучеников никогда не ослабевало среди христиан; более того, их слава быстро распространилась по всему миру, поскольку миссионеры были разных национальностей. Папа Урбан VIII беатифицировал первых японских мучеников 14 сентября 1627 года, а блаженный Папа Пий IX канонизировал их 8 июня 1862 года.

По материалам сайта www.santiebeati.it, портала mycatholic.life, сайта францисканцы.рф и материалов из других открытых источников

Материалы по теме: