История развития миссии иезуитов в Китае
Сегодня Китай одна из мощных мировых держав, со своей самобытной культурой и историей. В последнее время Китай стал привлекать не только ученых, но и туристов, приезжающих сюда со всех концов света, чтобы лично прикоснуться к истории к одной из самых загадочных и великих стран Азии.
В начале XVI в. китайская империя воспринималась европейцами как наиболее совершенная часть мира. Людьми, ответственными за то впечатление о Китае, которое возникло в результате его открытия глазам и умам европейцев в XVI-XVIII вв., были, прежде всего, западные путешественники и католические миссионеры.
Главную канву в истории формирования контактов Китая и Запада являет собой миссия ордена иезуитов (Общество Иисуса, Societas Jesu). С 1583 г. орден был главным орудием деятельности Римской Католической Церкви в Китае. Иезуиты стали первыми, кто в Новое время установил стабильный контакт между двумя мирами – Западом и Востоком.
Многие знают, что иезуитов часто называют самым ученым орденом среди всего разнообразия монашеских орденов Католической Церкви. Многие иезуиты поистине заслуженные ученые с мировым именем. Миссионеры, которые в последующем стали работать в Китае, не стали исключением. В начальный период развития деятельности миссии в Китае иезуиты оказали огромное влияние на формирование образа Европы для китайского народа. Для Китая в период с начала XVI и по конец XVIII вв. миссионеры служили практически единственным источником информации о Западе. Иезуиты не только распространили западные научные и культурные идеи в Китае, но также познакомили Европу с удивительной и чарующей культурой Китая. Интересным фактом является то, что в миссионерском служении для иезуитов оказалось более простой задачей повлиять на китайскую науку, нежели на традиционные верования китайцев.
В Китае иезуиты приобрели среди местного населения репутацию выдающихся западных ученых. Благодаря данной «учености» иезуитам предоставлялся доступ в высшие круги правящей и интеллектуальной элите Поднебесной империи. Иезуиты нередко принимались на государственную службу в качестве астрономов, математиков и инженеров. Священники иезуиты пользовались уважением при императорском дворе. Все это предопределило развитие христианства в Китае. Иезуиты использовали свои научные знания с достаточной гибкостью, как средство достижения доверия, с помощью которого можно было приблизиться к китайским ученым и распространить христианство среди местного населения. Одним из лучших методов преподнесения христианского вероучения и европейской культуры стал так называемый метод инкультурации христианства, заключающийся в распространении идей христианства на основе изучения местных верований и культуры. То есть, говоря простыми словами, это метод приспособления христианства для конкретной культуры или страны. Ярким примером является перевод Библии на коренные языки, совершения литургии на коренных языках, своеобразное изображение Девы Марии, например, когда Она изображается в образе японской женщины и т.п.
Но вернемся к Китаю и к иезуитам. Говоря о развитии инкультурации христианства в Китае, прежде всего, нужно сказать о выдающемся итальянском иезуите — Маттео Риччи, благодаря которому в XVI в. и было положено начало развития миссионерской деятельности в Поднебесной империи. Маттео Риччи предложил изучить и перенять некоторые традиционные нормы и культурные особенности китайцев. Прежде всего, это касалось изучения языка, принятия китайского имени и перевода Священного Писания на китайский язык. По его мнению, это должно было способствовать распространению католического вероучения на территории Китая. Кстати, сам Маттео Риччи по приезду в Китай принял новое имя – Ли Ма Доу. Это позволило ему войти в доверие к местным чиновникам и наладить контакт с конфуцианскими учеными.
Маттео Риччи по праву можно назвать первым европейским католическим миссионером, который не просто с уважением отнесся к культуре Китая, но и попытался принять ее в полной мере, стать ее полноценной частью, приняв образ жизни сначала буддийского монаха, после – конфуцианского ученого. Вначале своего миссионерского служения Маттео Риччи и остальные иезуиты решили вести образ жизни, подобный буддистским монахам и носить традиционные монашеские одеяния буддистов. Изучая буддизм и сопоставляя его с христианской традицией и вероучением, Маттео Риччи отметил множество схожих параллелей в догматах и ритуалах. Так, например, буддистские монахи признавали некоторый род «троицы» (Три драгоценности), а также наличие рая и ада, пребывание душ умерших, в которых, в отличие от христианства, носило лишь временный характер. Они также практиковали покаяние и соблюдали обет безбрачия. По мнению Маттео Риччи, такая практика деятельности иезуитов должна была послужить распространению и последующему обращению в католическую веру китайского народа. Но следует справедливо заметить, что продуктивного результата данный метод не принес, потому, как уже на ранних этапах деятельности иезуитов в Китае, местный народ относился к миссионерам именно как к буддистским монахам. Маттео Риччи в своем дневнике писал следующее: «Воскурение католиками благовоний и поклонения христианским образам воспринималось столь же естественно, как и в буддистском храме». Китайцы не воспринимали всех существенных различий между двумя доктринами. Поэтому оценив такой путь «в народ» как малоперспективный, миссионеры решили поменять тактику своих действий. В последующем буддизм и даосизм в работах иезуитов получили крайне негативную оценку.
Из всех религиозных и философских течений Китая конфуцианство получило в работах Маттео Риччи наиболее положительную оценку, и было признано в качестве доктрины, наиболее совместимой с христианским вероучением. Иезуиты решили изменить тактику своей деятельности и направили свою миссию, прежде всего, на проповедь христианства среди чиновничьей элиты Китая. Конфуцианство рассматривалось как важный инструмент интеллектуального сближения с ней. Маттео Риччи стал именовать себя «западным Конфуцием» и акцентировал свое внимание на поисках возможных точек соприкосновения католического вероучения с конфуцианством. В рамках инкультурации христианства и межрелигиозного диалога Маттео Риччи попытался отождествить католическое вероучение с некоторыми базовыми идеями конфуцианства. Им были заимствованы некоторые элементы традиционной культуры китайского народа, которые он видоизменил и в последующем использовал в своей миссионерской практике.
Идея взаимодействия китайской конфуцианской традиции и католического вероучения легла в основу уникального памятника христианской миссионерской литературы Китая конца XVI-XVIII вв.: катехизиса в форме диалога между западными и китайскими философами, названного Маттео Риччи «Тяньчжу Ши И» (Подлинный смысл Небесного Господа). Композиция текста «Тяньчжу Ши И» стала итогом трудных размышлений Маттео Риччи о путях и перспективах проповеди католичества в Китае. В данной работе Маттео Риччи целенаправленно попытался соединить идею христианского воспитания с конфуцианской заботой о моральном совершенствовании. Для обозначения Бога и других ипостасей Маттео Риччи заимствовал многие понятия из традиционной китайской терминологии.
Иезуитские методы катехизации с XVII в. в ходе миссионерской деятельности на Востоке становились особо эффективными, так как базировались на веротерпимости и языковой подготовке. Миссионеры смогли в той или иной мере донести католические идеи до крупнейшей нехристианской цивилизации своего времени. Создать уникальный синтез этических норм местной культуры и основных положений католического вероучения. Деятельность М. Риччи в Китае являлась беспрецедентным опытом пересмотра доминирующих в ту эпоху идеологических позиций и открывала новую страницу в истории культурных связей между Востоком и Западом. К большому огорчению иезуитов ведение миссионерской деятельности в Китае в 1773 г. было запрещено. Это было связано с недоверием императорского двора приезжим европейцам.
За время существования миссии (1552- 1775 гг.) было проделана огромная работа по христианизации Китая. За период более двухсот лет деятельности миссии в Китае члены ордена не только смогли обратить в христианство некоторых весьма важных лиц при дворе императора, но также распространили католичество во многих провинциях империи. Одной из наиболее значимых достижений работы ордена в Поднебесной было то, что Китай оказался известен в Европе.
Методы инкультурации христианства Маттео Риччи заслужили всеобщее признание и стали широко использоваться в миссионерской практике среди китайского населения вплоть до настоящего времени (Макао, Гонконг, Шанхай, Чаньчунь и др.). Новая страница развития католичества в Китае была открыта сравнительно недавно, но о современном состоянии я расскажу Вам во второй части статьи.
Николай Чирков