В Брянске освящен новый храм во имя Божией Матери Неустанной Помощи

Первый храм

В 30-60-х годах XIX века в Брянск – уездный город в Орловской губернии – как и в другие российские города стали прибывать ссыльные поляки. С другой стороны, в российской армии традиционно служило немало поляков, а польские рабочие и специалисты активно задействовались в строительстве железных дорог. Долгое время для участия в таинствах брянские католики были вынуждены ездить в Смоленск или Москву, а начиная с 1850-х гг. – в Орел, где власти разрешили учредить постоянное капелланство для окормления лиц католического исповедания, а затем и построить храм. В середине XIX века в Брянске проживало около 1000 католиков.

Хотя настоятели Орловского прихода уделяли большое внимание брянской общине, переезды (больше 120 км) отнимали много сил и вреимени. В 1895 община обратилась к властям за разрешением открыть часовню в самом городе Брянске, каковое было даровано спустя два года – в январе 1897 года. Спустя еще два года – 28 марта 1899 года – храм во имя Божией Матери Неустанной Помощи был освящен.

Изменения в общественной жизни начала XX века первоначально предвещали новую эпоху в развитии церковной жизни: после манифеста о веротерпимости численность католической общины в Брянске, как и в других местах, существенно увеличилась, как и ее социальная активность, участие в благотворительности и образовании. Еще больше число католиков в этих местах увеличилось в результате наплыва беженцев из западных губерний в годы Первой мировой войны. К 1917 году в Брянске действовало уже три школы для детей из католических семей.

После октябрьского переворота положение Церкви стало неуклонно ухудшаться, и многие прихожане после Брестского мира вернулись   на историческую родину. Значительно меньше стало и связенников. В 20-х гг. приход окормлял о. Антоний Дземешкевич, уроженец Брянской губернии, на котором, однако, лежало попечение о множестве приходов от Орла до Нижнего Новгорода. Советское государство предъявляло к общине заведомо невыполнимые финансовые и юридические требования. К середине 30-х годов брянский приход перестал существовать, здание храма было закрыто и перестроено, церковное имущество – разворовано. О. Антоний был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Жертва священника

Католическая церковная жизнь в Брянске стала возрождаться в середине 1990-х, когда сюда стал приезжать сначала из Курска, затем из Орла о. Иосиф Гунчага. В ответ на призыв о. Иосифа к местным католикам, который прозвучал по местному радио, люди пришли на первые мессы, которые служились на ступенях закрытого храма. В 1997 году община прихода Божией Матери Неустанной Помощи была зарегистирована, а вскоре в Брянске появился постоянный священник – о. Ян Германовский из Словакии. В 2002 году был приобретен участок земли 13 соток с ветхим домом для часовни, которая была освящена 22 декабря 2002 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.

18 января 2005 года 70-летний о. Ян, запомнившийся всем как человек исключительной доброты и смирения, был убит на пороге приходского дома двумя бездомными 20 и 18 лет, которым священник до этого не раз оказывал помощь. Потрясение, которым стала смерть священника, оказалось для брянской общины вторым рождением: в результате общественного резонанса о существовании прихода узнали армяне-католики, переселившиеся в Брянск из Грузии. Численность прихода сразу же увеличилась в несколько раз, и в ней появилось много активных людей.

После смерти о. Яна настоятелями брянской общины были о. Анджей Дудзик (также ныне уже покойный) и о. Целестин Дерунов. Несмотря на все усилия священников и прихожан прошения о возвращении исторического здания храма встречали отказ со стороны властй. Поэтому, когда администратором прихода стал декан южного деканата Центрального региона Архиепархии монс. Збигнев Круль, который в прошлом уже немало заботился о брянской общине, было принято решение строить новый храм.

В 2010 году в престольный праздник Божией Матери Неустанной Помощи, 27 июня, начались строительные работы, и сейчас уже храм полностью готов – осталась лишь отделка приходского дома, находящегося на первом этаже. Храм, строительство которого не могло обойтись без помощи зарубежных благотворителей, тем не менее в значительной степени построен руками и заботами самих прихожан, которые щедро жертвовали для этого свои средства и время. “Люди вкладывали в строительство стольки времени и сил, как люди вкладывают только во что-то свое, личное. Ценность нашего храма и приходского центра в том, что в каждом кирпиче, каждом краске стоят конкретные люди.”

Судьбы

Накануне освящения архиепископ Павел встретился с прихожанами, которые рассказали ему о том, как, каждый по-своему, нашли путь к этому храму. Для одних – как для старейшей прихожанки брянского прихода Виктории Симоновой, которая была крещена еще в старом храме, – главным событием на этом пути было прозвучавшее в 1997 году по радио объявление о том, что католический священник (это был о. Иосиф Гунчага) приглашает католиков на мессу. И сама сотрудница радио, которая прочитала это объявление в эфире, сегодня тоже – прихожанка этого храма.

Для других путь к церкви открыла трагическая смерть о. Яна Германовского, как это случилось для армян – членов брянского прихода. “Бог через смерть отца Яна открыл нам глаза”, рассказывали они. “Мы приехали сюда из Грузии, и жили без Бога, потому что у нас не было церкви. Когда отца Яна убили, мы нашли этот дом, идругие прихожане нас сначала испугались. Но мы объяснили, что мы армяне и католики. Так все и началось, и сегодня Бог уже дал нам свою церковь. Это чудо, которое ежедневно происходит в нашей жизни”.

Освящение храма

Принимая в начале торжественного богослужения из рук прихожан – вполне реальные, а не символические – ключи от храма, архиепископ сказал: “Подлинные ключи этого храма – это человеческие судьбы, истории людей, преодолевших так много, чтобы найти дорогу к храму и своими руками его построить”.

“Я хочу поблагодарить всех, кто участвовал в возрождении этого живого храма христианской общины, и каменного храма – ее дома”, сказал архиепископ в своей проповеди. “В истории, которая предшествовала освящению этого храма, были и боль, и скорбь, но нужно вспомнить слова священника Ездры из сегодняшнего первого чтения: не печальтесь и не плачьте, потому что день сей свят Господу Богу вашему (ср. Неем 8, 9). Этот храм – это дело Божие, и сам Бог является основанием этой общины и этого храма, где Он присутствует посреди Своего народа.”

Архиепископ пригласил участников богослужения к молитве об общинах, которые до сих пор не имеют своего храма, и о христианах, которые не могут участвовать в Евхаристии из-за недостатка священников или преследований.

“Этот храм на самом деле строила бескорыстная любовь – единственное, что оставляет след в истории. Все остальное проходит, и проходит быстро. А дела бескорыстной любви остаются, и остаются вечно. В этом смысле храм строится не силами и средствами, а бескорыстной любовью. Это важно понять, потому что то, за счет чего будет расти ваша община, благодаря чему вы сможете укрепляться, – это именно расширение и утверждение взаимной любви бескорыстной любви, через которую Христос будет привлекать все больше людей к себе”.

Во время освящения алтаря в него были вложены частицы мощей св. Андрея Боболи (1591-1657) и св. Терезы Младенца Иисуса (1873-1897) – Учителя Церкви и одной из святых покровительниц России. Затем архиепископ помазал святым миром алтарь и кресты в стенах храма. Присутствующие священники и монахини подтвердили совершение обряда своими подписями в торжественном акте об освящении церкви. От лица прихода его подписали настоятель и трое прихожан – староста прихода Григор Елиазян, прораб стройки Мкртич Елиазян и старейшая прихожанка Виктория Симонова.

Поздравить брянский приход с торжеством приехали гости из Москвы, Владимира, Сочи, Тулы, Курска, Калуги и Польши. Тульский приход передал в дар новому храму орган, скамьи – подарок прихода из Орла, убранство храма прибыло из Польши, кресла в алтаре – из Смоленска.

Было зачитано также поздравление монс. Тадеуша Пикуса – который в начале 90-х служил в Москве, а сегодня – епископ Дрогичинской епархии в Польше, к которой принадлежит администратор прихода, монс. Збигнев.

Благодарность в адрес архиепископа и о. Збигнева, а также о. Иосифа Гунчаги, который положил начало возрождению прихода, от лица прихожан этого храма, где во время богослужений звучат молитвы по-русски, по-армянски и по-польски, тоже прозвучала троекратно: “Спасибо! Дзенькуемы! Шноракалутюн!”

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве