Весна – самое время вспомнить замечательную сказку «Рапунцель». Но не ту, которую мы знаем из диснеевского мультфильма. И не ту, которая нам известна из детских сборников сказок. А самую что ни на есть аутентичную «Рапунцель» братьев Гримм, которых обвиняли в излишней жестокости и любви к кровавым подробностям.
У этой сказки было две редакции. При первой публикации она, действительно, поражала читателя обилием кровавых деталей. Второе издание уже имело более мягкую форму. Для переводов на русский язык использовали именно его, стараясь при этом еще больше сгладить неприглядные подробности.
Само слово «рапунцель» у нас, в отличие от немцев, не вызывает никаких ассоциаций. Мы не используем ни вершки, ни корешки этого растения в еду. Во многих странах рапунцель, т.е. колокольчик, садовый или полевой, используется в салат. С той лишь разницей, что некоторые сорта хороши по весне, когда совсем молодая зелень. А другие обладают несъедобной зеленью, зато вкусными корешками.
Беременная женщина в начале сказки братьев Гримм просит тот сорт, у которого едят весенние листья. И так ей хочется салатика, что она готова рискнуть жизнью мужа ради этого. И ей абсолютно все равно, что растет этот рапунцель в саду колдуньи, а, значит, ничего доброго от него быть не может. В результате старая ведьма фрау Готель приходит забрать у непутевых родителей едва родившегося ребенка. Девочка достается колдунье в обмен за пучок рапунцель.
В этом странном эпизоде скрывается народная мудрость, которая предостерегает от навязчивых желаний, с одной стороны. А с другой стороны, в этой сказке сокрыт не только пугающий языческий смысл, но и христианское осмысление событий жизни.
В начале сказки «Рапунцель» происходит своеобразное повторение истории грехопадения. Беременная женщина живет по формуле «если очень хочется и нельзя, то все-таки можно». И, не задумываясь, ради своей, в общем-то, прихоти отправляет мужа на возможную гибель. Чтобы хоть как-то оправдать ее, народная мудрость говорит, что она бледнела на глазах и только рапунцель помог ей восстановиться. Вполне вероятно, что сказочницы, со слов которых братья Гримм записали сказку, хорошо знали, о чем говорили. Сказка про весеннее растение пришла в записи замечательных немецких фольклористов из рассказов дочерей и экономки аптекаря Вильда из Касселя. Уж кому, как не им, было знать, что рапунцель помогает при расстройстве сна и анемии, которая и вызывает нередко бледность у беременных, как и склонность к обморокам.
Впрочем, возвращаясь к родителям Рапунцель, осуждая ее мать, нельзя не сказать и о странностях отца девочки. Сейчас мы бы такое поведение назвали не самоотверженным, а созависимым. Ведь, находясь в нормальном состоянии, он должен был, собрав все свое мужество и прихватив деньги, обойти сад колдуньи и постучатся с парадного входа, чтобы купить травку. Вот тогда это было бы самоотверженным, а в данном случае, подчинившись воле жены, он даже не задумывается о том, что делает. А он, между прочим, нарушает заповедь. И вполне очевидно, даже если выйти за пределы сказочной логики, что зло должно было себя проявить в ответ на его действия.
Фрау Готель отнимает у супругов самое дорогое – новорожденного ребенка. И что удивительно, они не оказывают сопротивления, как родители известного маленького волшебника Гарри Поттера. Логика сказки вполне себе позволяет такое развитие событий… Но нет. В старых сказках родители редко защищают своих малышей. С одной стороны, потому что в те далекие времена детские смерти были не новостью. А с другой стороны, в этом – особенности мировоззрения. Детей нередко отдавали в услужение, продавали, оставляли и т.п. А вот тут произошел обмен, напоминающий искупительную жертву. Дочка понесла ответственность за грехи родителей. И только кажется, что эта история не про нас. Современные психологи постоянно отмечают, что мы живем в мире сценариев. Дети неосознанно повторяют сценарий родительской семьи. Даже когда кажется, что в жизни все сложилось по-иному, если внимательно присмотреться к своим жестам и фразам, особенно к реакциям в состоянии усталости или раздражения, неожиданно можно обнаружить, что мы повторяем именно то, что так не нравилось в детстве. И это тот момент, когда фрау Готель приходит в наш дом, чтобы отобрать из сердца ребенка, да и родительского тоже, что-то важное и значимое. И никто не оказывает ей сопротивления, потому что всем не до этого. А ведь изгнать ее может порой одна шутка или короткое «прости».
Страшная колдунья уносит младенца к себе и растит девочку двенадцать лет как свою дочь. Размышляя об истории бедной Рапунцель, которая в период полового созревания оказывается в башне, мы как-то не замечаем то, что первые двенадцать лет жизни ее становлением и возрастанием занималась ведьма. Чему она могла научить ребенка?
Как ни странно, жестокости не научила. Ведь когда к Рапунцель повадился ходить принц, она не надоумила его спрятаться и пронзить мечем свою тюремщицу. И не применила против нее магию, которой вполне могла владеть. Девичью честь она тоже не сохранила, но это вполне могло стать результатом неопытности и простой девичей глупости. Все-таки жизнь в башне не совсем соответствует периоду юности.
Сама башня – это весьма непростой образ в европейской культуре. Символ неприступности и символ непорочности и чистоты. А так же символ местности, находящейся под защитой могущественного правителя. Почему этот символ приходит в сказку? И почему в башню девушку запирает именно ведьма? Скорее всего, здесь прослеживаются следы какого-то языческого культа, связанного с женской инициацией. Если провести параллель с русской культурой, то мы нередко встречаем сказки, в которых девушка попадает к бабе Яге, колдунье, которая ассоциировалась со смертью. Таким образом, девочка умирает, чтобы преобразиться в женщину.
Так происходит и с героиней сказки «Рапунцель». Только ведьма этим совсем недовольна. Она случайно замечает беременность девушки, обратив внимание на ее странные слова, что принца поднимать легче, чем ее. Фрау Готель учиняет страшную расправу. Девушку она отправляет в темную страну, по первой версии сказки, отрубив ей руки. Обвиненные в излишней жестокости братья Гримм во второй редакции сказки руки вернули, но Рапунцель все равно отправилась в какое-то жуткое место, где прожила довольно долгое время и родила близнецов. Принца ведьма сбрасывает с башни. В первой версии, выколов ему глаза, а во второй он их просто оцарапал шиповником, но все равно потерял зрение. Несчастный принц бродит по неизвестной стране, пока не слышит прекрасное пение возлюбленной. Увидев его, Рапунцель заплакала, и слезы ее, упав на глаза любимого, вернули ему зрение.
Надо не забывать, что эта жуткая история со счастливым концом была записана не в языческой среде, а в христианской Германии. Это позволяет нам дать истории и христианское толкование.
Каждый из нас рано или поздно оказывается в своей башне. Иногда к этому подталкивает осознание внутреннего одиночества, какое-то заболевание и травма, что-то, что выбивает нас из ритма повседневности. Современный человек отчаянно стремится к комфорту. Это желание, на самом деле, затмевает все. Речь идет не только об удобной одежде и вкусной еде, но и о комфортной психологической среде: никаких конфликтов и резких слов, никаких трудностей и потрясений. И все это закрывает человека в башне собственного эгоизма. Именно он становится фрау Готель. Посылая нам те или иные трудности, Господь штурмует нашу башню, напоминая, что только в трудностях, в том числе и в боли, и в их преодолении мы обретаем свое истинное Я. Ту внутреннюю составляющую, которая приближает нас к Богу. И только когда мы позволяем Господу заглянуть в наше укрепление, оно становится башней из слоновой кости, неприступной для козней дьявольских.
Мы охотно свешиваем косы, чтобы втянуть к себе в домик новые эмоции, которые, в конечном счете, нас опустошают, новые впечатления, которые нас развлекают, и новых людей, которые помогают нам спрятаться от внутренних проблем и противоречий. И чем это заканчивается? Историей Рапунцель! Или разбитым корытом.
Ведь Рапунцель сидит не в обычной башне. Она стоит на земле, но внутри нее нет никаких лестниц и переходов. Только маленькая комнатка под самой крышей. Узкое пространство, в котором душа начинает задыхаться и терять себя. И любой, кто заглядывает на огонек, вдруг становится принцем.
А сам принц? Только ли любопытство и прекрасный голос подтолкнул его к этой странной башне? Разве не мог он пойти мимо? Мало ли какой морок кроется в башне, в которую наведывается ведьма. В принце жил, вероятно, страстный искатель острых ощущений. Жизнь во дворце не приносила ему драйва, а вот экзотическая красавица в лесной башне… Связь с ней – это и своего рода протест, отказ от привычных устоев общества, предписывающего искать невесту из своей среды. Как нередко бывает в подобных случаях, принц жестоко поплатился. И есть шансы, что сделал выводы. Иначе слезы Рапунцель не принесли бы ему исцеление.
Сказка братьев Гримм имеет счастливый конец. Жизнь обычно нет. Вероятно, проблема в том, что мы не прислушиваемся к песням, которые нам поет Бог через нашу жизнь. Дух радостного восприятия мира, пусть даже и погруженного во тьму, мало популярен в наши дни. А ведь именно этот дух учит нас, что даже из страшного греха, преображенного покаянием, может произойти добрый плод. История Рапунцель именно об этом. Грех, присутствие зла, боль и страдание открывают путь к Любви. И если вспомнить, что наше спасение на Кресте Голгофы, то сказка приобретает совсем иной смысл…
Анна Гольдина