60 лет энциклике PACEM IN TERRIS

11 апреля 1963 года святой Иоанн XXIII подписал свою последнюю энциклику о мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе, PACEM IN TERRIS. В честь юбилея мы собрали ярчайшие цитаты из этого документа.

Часть 1. Порядок среди людей:

  • В основание любого упорядоченного и зрелого общества должен быть положен принцип, который гласит, что каждый человек — это личность, то есть существо, одаренное разумом и свободной волей. Поэтому он обладает правами и обязанностями, которые прямо и непосредственно проистекают из самой его природы: таким образом, права и обязанности всеобщи, неприкосновенны, неотчуждаемы.
  • Каждый человек имеет право на уважение личности, на доброе имя, на свободу в поиске истины, на свободу мысли и выражение своего мнения, на служение искусству в рамках, определяемых нравственными нормами и общим благом. Он также имеет право на объективную информацию.
  • Достоинство личности каждого человека требует от него поступать сознательно и свободно. Поэтому в отношениях социума нужно осуществлять права, исполнять обязанности, развивать различные формы сотрудничества, главным образом, в соответствии с личным решением, т. е. по убеждению, собственной инициативе, в духе ответственности, а не под принуждением или давлением, исходящем извне. Жизнь в обществе, основанная на силе, — бесчеловечна. Личность, таким образом, неизбежно подвергается принуждению и насилию, ее развитие и совершенствование, напротив, затрудняются.
  • Объективная основа нравственного порядка — всемирного, абсолютного и неизменного в своих принципах — сокрыта в Истинном, Трансцендентном Боге, Который есть Личность. Он — первая Истина и высшее Благо и, следовательно, глубочайший Источник, из Которого упорядоченная плодотворная и соответствующая достоинству личности жизнь в обществе черпает подлинную жизненную силу.

Часть 2. Отношения между людьми и общественной властью внутри государства:

  • Власть, которая основывается исключительно или преимущественно на терроре и страхе перед наказанием, или на обещании заманчивого вознаграждения, не побуждает людей деятельно стремиться к достижению общего блага; а если даже, предположим, и побуждает их к этому, то неизменно попирая достоинство человеческой личности, т. е., достоинство разумного и свободного существа. Власть — прежде всего нравственная сила, которая, следовательно, должна в первую очередь взывать к совести, то есть к обязанности добровольно содействовать общему благу, возложенной на каждого человека.
  • Основная задача органов власти — дисциплинировать и гармонизировать отношения между людьми так, чтобы, осуществляя свои права, они не препятствовали и не угрожали правам друг друга и при этом исполняли соответствующие обязанности. Помимо этого, их обязанность — эффективно защищать и восстанавливать осуществление прав гражданами.
  • Правовое устройство, согласованное с нравственным порядком и соответствующее степени зрелости государства, выражением которого он является, составляет, без сомнения, основной элемент для достижения общего блага.
  • Достоинство, присущее человеческой личности, требует, чтобы люди принимали деятельное участие в общественной жизни, хотя формы их участия по необходимости связаны со степенью зрелости, достигнутой государством, членами которого они являются и в котором они действуют.

Часть 3. Отношения между государствами:

  • Отношения между государствами должны руководствоваться истиной. Она требует, прежде всего, удалить любые признаки расизма и, следовательно, признать принцип равноправия всех государств в силу их естественного достоинства. Каждое из них имеет право на существование, самостоятельное развитие, средства, необходимые для него и на то, чтобы именно на него была в первую очередь возложена обязанность осуществлять все это. Каждое государство имеет право на доброе имя и на надлежащее уважение.
  • Не существует людей по природе высших и низших — все равны по естественному достоинству. Следовательно, нет высших и низших государств: все они равны в силу человеческого достоинства, поскольку представляют собой организмы, члены которых — люди.
  • Всякое действие, направленное на угнетение или истощение жизненных сил меньшинств, попирает справедливость, тем более, если эти меры нацелены на полное уничтожение.
  • Одно из прав личности — право включаться в то государство, в котором человек рассчитывает найти возможность обеспечить будущее себе и своей семье. Следовательно, это государство, в пределах, допускаемых традиционно понимаемым общим благом, должно позволять такое включение и способствовать интеграции новых членов.

Часть 4. Отношения людей и государств с мировым сообществом:

  • Общее благо каждого государства и всемирное общее благо нельзя определить не принимая во внимание личность. Поэтому властные структуры мирового сообщества должны поставить перед собой цель признавать, уважать, защищать и поощрять права личности, действуя непосредственно, когда это возможно, или создавая такие условия, при наличии которых органы власти отдельных государств могли бы исполнять свои специфические функции.

Часть 5. Пастырские воззвания:

  • В свете веры и движимые любовью, прилагайте усилия к тому, чтобы учреждения, созданные для экономических, социальных, культурных и политических целей, не препятствовали, а помогали людям совершенствоваться как в мирском, так и в духовном плане.
  • Однако никогда не следует смешивать заблуждение с заблуждающимся, даже если речь идет о неверном понимании нравственно-религиозной истины. Заблуждающийся остается, прежде всего, человеком и сохраняет, во всех случаях, достоинство личности; его следует рассматривать и уважать, как подобает его достоинству.
  • Всем людям доброй воли предстоит выполнить огромную задачу — восстанавливать в истине, справедливости, любви, свободе жизнь в обществе: сосуществование отдельных лиц; граждан и государств; связи между самими государствами; лицами, семьями, посредническими институтами и государством, с одной стороны, и мировым сообществом, с другой. Задание благороднейшее, ведущее к осуществлению подлинного мира следуя порядку, установленному Богом.

С полным текстом документа вы можете ознакомиться по ссылке.