Отверзши врата и взглянув
Очень часто, когда мы приходим в церковь, молимся и предстоим пред Господом, мне на ум приходит один и тот же вопрос. Его можно сформулировать следующим образом: «Если сейчас, вот в этот самый момент в церковь войдет неверующий человек или человек, не знающий Бога, что он услышит, увидит и почувствует? Захочет ли он остаться, не говоря уж о том, чтобы вернуться?» Довольно часто, к прискорбию моему, мне думается, что он может и не испытать этого желания.
Конечно же, мы набожны, сконцентрированы на нашем общении с Богом, но наши лица и действия очень часто могут выражать пассивность, если не сказать, безразличие. Между тем все Евангелия говорят нам о том, что наша жизнь с Богом должна наполнять нас счастьем, и именно его мы и должны распространять. Исполненные аромата Христа, мы должны наполнить им все окружающее и всех окружающих нас. В Евангелии от Иоанна одним из выражений этого благоухания является радость, которой мы преисполнены и которой мы должны поделиться. «Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша была полна» (Ин 15, 11). Именно эту тайну радости во Христе мы и призваны встретить в совершении Евхаристии, так как именно об этом говорит Иисус.
Эти слова Иисус произносит во время Тайной Вечери, и именно поэтому аспект радости должен быть неотъемлемой частью нашего богослужения сегодня. Не потому, что мы должны что-то или кого-то позитивировать, не потому, что мы должны себя лучше чувствовать, а именно потому, что Христос Сам сказал об этом в центральном месте Евангелия, перед тем, как вознес молитву Отцу Своему небесному. Радостный, праздничный аспект богослужения не представляет собой какую-то дополнительную составляющую общения с Богом во Христе. Она является основой и следствием нашего предстояния пред Господом.
Разумеется, возникает вопрос: «Почему, когда мы воспоминаем и празднуем смерть Христову и Его Воскресение, Страсти Христовы, мы должны радоваться?» Первое, что приходит в голову: мы радуемся именно потому, что Христос умер и воскрес, чтобы мы были спасены и имели жизнь вечную. И это верно. Но для многих из нас это просто заученный из катехизиса ответ, и, к сожалению, очень часто мы не переживаем этого ни на эмоциональном, ни на духовном уровне. Вот и предстоим мы пред Господом с каменными лицами, как если бы богослужение, в принципе, не имело к нам никакого отношения. Ведь Христос-то служил Вечерю со Своими учениками, а не с нами. Апостолов мы воспринимаем как образец мудрости и послушания, а нам, «грешным», до них далеко. Следовательно, они, апостолы, могли радоваться, тогда как мы должны сконцентрироваться и быть серьезными до бесконечности. Стоит заметить также, что многие из нас, наверное, даже большинство, имеют достаточные основания, чтобы испытывать серьезную озабоченность.
Узрев Бога Живого
Но можно, а может быть, и нужно взглянуть на воспоминание Тайной Вечери, на Мессу и на жертву Христа под другим углом.
В момент совершения Тайной Вечери и Своей искупительной Жертвы на Кресте Христос находится в общении не с «идеальной» общиной Своих учеников, как очень часто рисуется нам в воображении, а с общиной реальных живых людей, на которых мы очень похожи, или, сказать точнее, – точно таких же, как и мы. Может быть, только с одним отличием, которое и меняет все. Но об этом чуть позже.
Евангелие от Иоанна начинает свое Пасхальное повествование со слов: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13, 1). Тайна богослужения – это, прежде всего, тайна любви Божией, оживляющей и одухотворяющей. В момент Тайной Вечери Иисус вверяет Своим ученикам Свое присутствие в мире. Христос вверяет «Своим» Самого Себя. Приглядимся же внимательнее к тем, кого до конца возлюбил Иисус и кому Он Себя доверил.
Во время богослужения Иисуса можно отметить три группы персонажей, и первым, безусловно, является Петр. Апостол Петр – камень и основание Церкви. Ему вверено укрепить братьев своих. Но Петр, к которому обращается Иисус, не «идеальный святой», а живой и достаточно слабый человек, иногда даже очень трусливый. Именно во время Вечери Христос открывает Петру, что он отречется от Своего учителя. В этот момент апостол Петр предстает перед нами не как каменная скала, а как песочный замок, который сможет сдуть ветер человеческих сомнений или смыть воды человеческого зла. Такой образ Петра весьма и весьма далек от непогрешимого персонажа, каким мы рисовали его себе в своем воображении.
Фигурой разочаровавшегося идеалиста предстает перед нами апостол Иуда Искариот. Не будем забывать, что Иуда был выбран Самим Господом. К моменту Вечери Иуда уже предал Своего учителя, и, что удивительно, цена предательства оказалась не такой уж и высокой. Иуда уступил Иисуса в десять раз дешевле, чем стоил фунт мира из нарда чистого, многоценного, как нам говорит об этом Иоанн в главе 12 своего Евангелия. Забыв о бесценности человеческой, не говоря уже о Божественной жизни, Иисус был продан, выражаясь современным языком, по цене «весенних скидок и распродаж» – без смущения души и сердца, из-за разочарования и неисполнения связанных с Ним надежд. Но обратим внимание на то, что Иуда – предатель и вор – присутствует в начале Вечери и слышит откровение о любви Божией, и даже он получит дар омовения ног.
Остальные же ученики узнают о том, что все они оставят Христа. Разумеется, они возражают, но Иисус, да и мы, благодаря евангелистам, знаем о том, что это окажется правдой.
Так что община учеников Христа во время установления Евхаристии слишком далека от идеала, какой мы себе представляли. Но именно этой общине Иисус Христос доверит Свое присутствие в мире, дабы провозгласить, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир не погиб, но спасен был, и именно им Он преподаст Свое Тело и Свою Кровь, Свое евхаристическое присутствие, которым живет Церковь до сего дня и которым живет и каждый из нас.
Теперь зададимся одним простым вопросом: «А стоило ли?» В большинстве случаев, когда наши ближние нас не понимают, отрекаются от нас, предают, не говоря уже о том, когда нас продают, наша первая, да зачастую и последняя реакция – закрыть перед ними дверь нашего сердца и удалиться от них. Большинство из нас не будет даже и помышлять о даре самих себя тем, кто нас оскорбляет, не понимает, предает и продает. Но в этом-то и заключается основное различие между мыслями Бога и Его действиями и действиями человека.
Христос, зная глубины человеческого сердца, не убегает от человека, но полностью отдает Себя в дар человеку падшему, дабы Своей благодатью возродить его к человечности. Своим осознанным решением жить именно с этой общиной Господь в самый драматический момент Своей жизни изменяет все человеческое измерение. Не убежать – но остаться, не осудить – но простить, не погубить – но спасти! Именно эту тайну мы воспоминаем в богослужении и, конечно же, нам есть чему радоваться, и радоваться безмерно.
Радость благодати
Одно из последствий данного понимания – осознание того, что никто из нас не идеален. Вы скажете, что вам это и так известно, и это, конечно, правда. Но прочитанная таким образом тайна богослужения не позволит наши недостаткам, а может быть, и нашим грехам, поколебать наше упование на Господа и воспрепятствовать нашему возвращению к Нему. Мне думается, что именно осознание того, что Бог во Христе любит нас, несмотря ни на что, и поможет этому апостолу вернуться к покинутому Учителю и трижды подтвердить свою любовь к Нему. Да, Петр не безгрешный человек, но утвержденный Христом, именно он является камнем, на котором стоит Церковь. Именно дар Христа на Тайной Вечере и на Кресте возвратит к Нему Петра. Петр понимает, что не на его идеализме, не на его праведности зиждется мир, а именно на даре и жертве Христа. Иуда Искариот, не осознав сего, полностью замкнется в своем разочаровании и погибнет в отчаянии. Во время богослужения, совершая воспоминание Тайной Вечери, каждый из нас призван вспомнить о том, что Христос приходит не к идеально праведной общине, где все кристально чисты и совершенны, а к каждому из нас, с нашими радостями и невзгодами, трудностями и удачами, взлетами и падениями, и даже с грехами. Однако именно эти наши жизни Христос примет такими, какие они есть, и преобразит их Своей благодатью. И что с этого момента зло и грех будут вызывать у нас слезы, как у Петра, когда пропел петух, и желание непрестанного покаяния и обращения к Христу.
Другим непреложным следствием такого прочтения будет то, что, живя во Христе, ибо мы во Христа крестились, мы призваны жить именно по примеру Самого Христа. Следовательно, не убегать от «несовершенных прихожан, которые, кстати, наши братья и сестры во Христе», а смотреть на друг друга и жить с друг другом по примеру того, как Сам Христос показал нам при установлении Евхаристии. Мы призваны, мне кажется, взглянуть друг на друга подобно тому, как Христос смотрит на нас. Это возможно, если только мы дадим Самому Господу взглянуть на нас, преобразить нас Своим взглядом, чтобы мы, просияв светом Христовым, осветили все, что находится вокруг нас. Может быть, тогда и упадут каменные маски во время богослужения, и мы, постоянно находясь пред Лицом Бога Живого, дадим Ему оживить и нас самих. Тогда, наверное, мы приблизимся чуть-чуть ближе и к пониманию, и к исполнению заповеди «да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Радость, которую дает нам Христос, не есть отрицание серьезности того, что совершается во время богослужения. Именно глубокое, серьезное понимание происходящего и преобразит нас, дав нам новое, освежающее переживание того, что мы празднуем.
Бог и человек, каждый из нас, предстанет друг перед другом в новом, до этого еще никогда не виданном свете. «Повесть временных лет» говорит о том, что одной из причин, если не самой важной, Крещения Руси было то, что опыт богослужения был описан как «пребывание на небесах». Каждых из нас должен радоваться тому, что у нас есть такая возможность. Вкушая хлеб ангелов, просвещенные светом незакатным на торжестве Дара Божия, мы выходим в мир, чтобы нести надежду и упование на то, что Бог никогда не оставляет никого из нас. Иногда, наверное, Он ведет нас странными путями, неизведанными и долгими, но никогда не оставляет.
Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №4 2009
(чтобы оформить подписку, кликните баннер)