Мария-Матерь в христианском искусстве

Образ Марии-Матери, предстающий перед зрителями на протяжении веков в христианском искусстве, наполнен любовью и глубокой созерцательностью. В бесчисленных изображениях, появлявшихся начиная со средневековья и далее, мы ощущаем, что художники хотели передать внутреннее движение, описанное святым Лукой. Повествуя о том, как несколько пастухов пришли к вифлеемской пещере поклониться Младенцу и рассказать, что возвестил им о Нём ангел, евангелист говорит: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (2, 19).

Молчание человека, хранящего глубоко в своём сердце необыкновенные воспоминания и размышляющего о них, характеризуют Марию в сценах Рождества северо-нидерландского художника Гертгена тот Синт Янса и французского живописца из Лотарингии Жоржа де Ла Тура: и на одном и на другом полотне ночная обстановка позволяет им создать убедительную атмосферу интимности происходящего. В обоих случаях Христос представлен как лучезарное светило, как единственный источник света, лучами которого освещаются все предметы вокруг Него, и таким образом любовь, с которой Мария созерцает Младенца, обретает характер своего рода «просвещения».

Гертген тот Синт Янс "Рождество"
Гертген тот Синт Янс «Рождество»

В христианской иконографии Пресвятая Дева Мария, размышляющая о тайне Своего Сына, занимает центральное место также в бегстве в Египет, – в сюжете, в котором Евангелие выводит на первый план святого Иосифа. На одном из вариантов этой темы кисти итальянского художника эпохи Раннего Возрождения Фра Беато Анджелико, например, две надписи, обрамляющие картину сверху и снизу, объясняют это событие: одна в буквальном смысле, а другая в богородичном. В нижней надписи художник-доминиканец привёл отрывок из Евангелия, когда ангел велит святому Иосифу проснуться, взять Младенца и Матерь Его, и бежать в Египет (Мф 2, 13). Верхняя надпись представляет фразу из Ветхого Завета, – «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс 55 [54], 8), – намекая на «Жену, облечённую в солнце» из Книги Откровения, Которая «убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» (12, 6).

Из двух цитат верхняя является более важной, потому что, в то время как нижняя является всего лишь пояснением, верхняя дает ключ к прочтению, поэтически связывая фигуру Пресвятой Богородицы, прижимающей к груди Младенца Иисуса, с псалмопевцем, который, разочаровавшись в двойственности человека и мира, вопрошает «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс 55 [54], 7-9).

Так Дева Мария, несущая Младенца в «пустыню», в «укрытие», становится образом души, ищущей внутреннего покоя вдали от шума мира, образом созерцателя, монаха и глубоко верующего человека.

Та же мистическая роль отводится Марии в гравюре «Бегство в Египет» Мартина Шонгауэра, где над Матерью, Которая удаляется с Сыном, видны маленькие ангелы, наклоняющие ветви дерева, чтобы сделать тень и дать возможность Иосифу сорвать горсть фиников. Этот симпатичный художественный вымысел отсылает к другому ветхозаветному отрывку, где говорится, что «леса и всякое благовонное дерево осенят Израиля по повелению Божию» (Варух 5, 8). Контекстом замысла этого произведения является великая поэма мудрости, в которой Бог говорит избранному народу: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (Варух, 3, 14). Господь обещает содействовать их возвращению к Нему, указывая, «чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились, для уравнения земли, чтобы Израиль шел твердо, со славою Божиею, а леса и всякое благовонное дерево осеняли Израиля по повелению Божию. Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Варух, 5, 7-9).

Поэтому на гравюре Шонгауэра Пресвятая Дева Мария, смотрящая на Младенца Иисуса и обнимающая Его, является образом тех, кто познал, «где находится мудрость, где сила, где знание (…), где находится свет очей и мир». Для Марии всё это находится в Нём, в Её Сыне, Иисусе.

о. Тимоти Вердон

Читать полностью: Русская редакция «Радио Ватикана»