Как Католическая Церковь относится к ЭКО с использованием донора?

Вопрос: Как Католическая Церковь относится к ЭКО с использованием донора?

Отвечает президент на покое Папской академии защиты жизни монсеньор Элио Сгреччиа:

Чтобы вспомогательная технология была нравственно допустимой, необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, она не должна вести к гибели человеческих существ, в данном случае эмбрионов. Во-вторых, должна сохраняться структура семьи, то есть рождающиеся дети должны быть плодом акта любви между отцом и матерью. И третье условие: отцом и матерью ребенка могут быть только супруги, то есть в этот процесс не должен вмешиваться никто посторонний. Искусственное оплодотворение с участием донора разрывает единство семьи, поскольку ребенок является плодом донорства либо яйцеклетки, либо сперматозоида, чуждых супружеской паре. Но и в отношении искусственного оплодотворения без участия донора Церковь высказывает отрицательное суждение, потому что оно представляет собой технологию, заменяющую супружеский акт. Таким образом, нравственная оценка ЭКО всегда отрицательна, даже если оно производится с использованием гамет одних только супругов. В данном случае все равно нарушается творческий замысел, естественный для супругов.

Затем, встает вопрос о целесообразности соблюдения анонимности донора. И наука, и право могут утверждать, что соблюдения права ребенка знать своих биологических родителей достаточно для того, чтобы считать такую форму ЭКО этически приемлемой. Но для Церкви это звучит неубедительно. «Ты не полностью наш, но один человек дал свой сперматозоид»: это вряд ли будет для ребенка большой помощью, но, скорее, привнесет смятение в его осознание самого себя. Кроме того, подобное открытие может побудить на поиски биологического родителя, что нарушит и узы, созданные супружеской парой, получившей этого ребенка. Поэтому рассказать ребенку о том, кто его «подлинные» родители, недостаточно. Надо заметить, что в странах, где легализовано искусственное оплодотворение с использованием донора, законодательство пошло разными путями, сохраняя или, наоборот, запрещая сохранение анонимности, — но все-таки есть тенденция не сохранять анонимность. Закон стал меняться в эту сторону в Австрии, Германии, Нидерландах, Швеции, в Новом Южном Уэльсе. Правоведы в этих странах утверждают, что дети имеют право знать своих настоящих родителей, в то время как анонимность донора может привести к «безответственному родительству», своеобразному «памятнику неизвестному отцу и неизвестной матери», что воспрепятствует самоидентификации ребенка. Некоторые же страны используют это убеждение для того, чтобы притормозить распространение гетерологического оплодотворения. Согласно статистике, в тех странах, где анонимность донора была изъята из законодательства, все меньше пар стали прибегать к такой форме ЭКО.

Читать полностью: Русская редакция «Радио Ватикана»