Господа кардиналы, дорогие братья и сестры,
сердечно приветствую всех вас. Меня очень радует эта инициатива монахов и монахинь разных Церквей и церковных общин собраться вместе. Особенно важно, что ваша встреча проходит во время недели молитв о единстве христиан; каждый год эта неделя напоминает нам о том, что душа экуменического движения — экуменизм духовный, как об этом и сказано в декрете Unitatis redintegratio, чье 50-летие мы недавно праздновали.
Я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями о той важной роли, которую играет посвященная жизнь для достижения христианского единства.
Желание восстановить единство всех христиан присутствует во всех Церквях и касается как духовенства, так и мирян. Но посвященная жизнь, которая укоренена в воле Христа и в общих традициях неразделенной Церкви, без сомнения, особым образом призвана к развитию этого единства. Неслучайно многие «пионеры экуменизма» были людьми посвященной жизни. И до сих пор самые разные общины монашествующих посвящают себя этой цели и являются особо важными местами встреч христиан разных традиций. Я бы хотел особо отметить такие экуменические общины, как Тэзе и Бозе, представители которых сегодня тоже присутствуют здесь. Посвященная жизнь предполагает поиск единства с Богом и поиск единства внутри сообщества братьев, чтобы реализовать таким образом молитву Господа — «да будут все едино».
Ваша встреча проходит в Августиниануме, институте изучения патристики. Святой Августин начал свое правило с такого яркого утверждения: «Главная цель того, зачем вы собрались вместе, состоит в том, чтобы вы жили единодушно в одном доме и имели одну душу и одно сердце, простертые к Богу». Посвященная жизнь показывает нам, что таковое единство не является плодом наших собственных усилий: единство — это дар Духа Святого, который реализует единство в разнообразии. Посвященная жизнь также показывает нам, что единство может быть достигнуто только если мы идем вместе, только если мы идем вместе по пути братства в любви, в служении и в принятии друг друга.
Нет единства без обращения. Посвященная жизнь напоминает нам, что в центре поиска единства, в том числе, и в центре экуменизма, должно быть обращение сердца, которое включает в себя просьбу о прощении и дар этого прощения. Должно произойти обращение нашего собственного взгляда: мы должны стремиться смотреть друг на друга в Боге, и мы должны уметь видеть с точки зрения другого: вот две задачи в процессе поиска единства, и они касаются и единства внутри религиозных общин, и единства христиан разных традиций.
Нет единства без молитвы. Посвящанная жизнь — это школа молитвы. Экуменизм предполагает, прежде всего, молитву, обращенную к одному и тому же Господу Иисусу; молитва — его важнейшая основа. Один из пионеров экуменизма и недели молитв о единстве христиан, о. Поль Кутурье, для иллюстрации связи между экуменизмом и посвященной жизнью использовал такой образ: он сравнивал всех, кто молится о единстве, и вообще всё экуменическое движение — с «невидимым монастырем», в котором собрались христиане разных Церквей, из разных стран, с разных континентов. Дорогие братья и сестры, вы — первые вдохновители этого «невидимого монастыря»: призываю вас молиться о единстве христиан и «перевести» эту молитву также и на язык повседневной жизни.
Нет единства без святости жизни. Посвященная жизнь помогает нам осознать призыв, который обращен ко всем крещенным: призыв к святости жизни, которая есть единственный верный путь к единству. Особым образом об этом сказано в декрете Unitatis redintegratio: «Да памятуют все верные Христу, что они тем успешнее будут способствовать единению христиан и даже осуществлять его, чем более чистую жизнь по Евангелию будут они стараться вести. Ибо чем теснее будет их общение с Отцом, со Словом и с Духом, тем легче сумеют они углубить и взрастить взаимное братское общение”.
Дорогие братья и сестры, в благодарность за ваше служение, за ваши усилия по достижению единства, молюсь, чтобы Господь щедро благословил это ваше служение и чтобы он вдохновлял вас неустанно работать ради мира, ради примирения Церквей и христианских общин. Прошу вас молиться обо мне и от всего сердца благословляю вас. Попросим Господа о благословении в молитве, которую каждый из нас, одну и ту же, прочтет на своем языке:
Отче наш…
Да благословит вас Господь!
Источник (ит.): vatican.va
Перевод: Сергей Гуркин