Литургия и призвание человека

Св. Григорий Назианзин в своем Слове 45, на Пасху, так определил основное призвание человека: созданный, чтобы сделаться Богом, он призван войти в общение с Ним, Источником жизни, и привести к Нему все творение, дабы поклонилось Ему и следовали Его воле. Это человеческое призвание особенным образом находит свое исполнение в Литургии и Литургией. Святой Григорий говорит:

«Великий Зодчий вселенной замыслил и создал существо, наделенное двумя природами — видимой и невидимой. Бог сотворил человека, создав его тело из предсуществующей материи, оживленной Его собственным Духом… Так родился в некотором роде новый космос, большой и малый одновременно. Бог поместил его на земле… это «смешанное», поклоняю​щееся Ему существо, чтобы оно, имеющее начаток в невидимом, могло созерцать видимое, царствовать над земными тварями, повиноваться веле​ниям свыше, — бытие одновременно земное и небесное, преходящее и бессмертное, видимое и невидимое, держащееся середины между вели​чием и ничтожностью, одновременно плоть и дух… животное, идущее к иной родине и венец таинства  уподобившееся Богу простым приня​тием Божественной воли».

Григорий Назианзин. Слово 45, на Пасху; Оливье Клеман. Истоки – Москва: «Путь», 1994. С. 77.

Давайте в свете этих слов поразмышляем о призвании человека и фразе святого Иринея Лионского: «Слава Божия есть живой человек, а жизнь человека  видение Бога»

1. «Слава Божия есть живой человек»

Человек сотворен «по образу Божию», то есть, «как образ образа Бога» (Ориген) – Христа, Единственный образа Божий в полном смысле этого слова.

Но человек как творение – существо взыскующее, алчущее, и алчет он Бога. В этом мире алчет не только человек, но и все творение. Уникальность же человека в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога. Да, он и Homo sapiens, и Homo faber (человек производящий), но, прежде всего, – Homo adorans – человек благодарящий и славословящий. Только человек способен и призван благословлять в ответ на Божие благословение, и только человек наделен даром совершать Литургию.

Когда Бог нисходит на землю, для человека открывается возможность восхождения к Нему. Человек отвечает на нисхождение Бога собственным восхождением, вознося хвалы и просительные молитвы, принося жертвы и творя покаяние. Все это и есть Литургия – отклик на Божественный призыв к общению, к сопричастности Божественной жизни.

Подобно тому как в Своем нисхождении Бог открывает Сам Себя, так и человек в своем восхождении открывает себя самого.

Бог выходит навстречу человеку, общается с ним. Он делает это, чтобы возвысить все творение и, особым образом, человека до участия в предвечном празднике Своей Любви. Все творение – это дар Божий человеку, чтобы он мог познать Бога и чтобы его жизнь стала причастием Богу.

Человек как образ Божий является личностью. Слово «личность» не случайно одного корня со словом «лицо». Бог есть Личность в абсолютном смысле, и только Он может быть Творцом личностного бытия.

Лицо – это та сторона личности, которая обращена к другой личности, когда вступает с ней в общение. Контакт между лицами предполагает неустранимое различие между Я и Ты, при котором каждый остается самим собой. То же самое можно сказать и об отношениях между человеком и Богом. Богу дорогасамостоятельность человеческого ты: Он обращается к человеку, а человек отвечает Ему, не утрачивая при этом своего человеческого естества, но, напротив, исполняя свое человеческое призвание – быть Славой Божией и являть ее миру.

Это и происходит в Литургии. Когда сотворенный, участвуя в Литургии, поворачивается к Творцу, он таким образом вступает в личностные отношения с Богом. В этом и проявляется наисокровеннейшая сущность человека. Но эти отношения полны жизни и целиком раскрывают себя, только когда развиваются. Человек призван возрастать до «меры полного возраста Христова» (Еф 4,13), и этот рост обретает полноту, когда человек священнодействует, когда, стоя, воздев руки, он приносит в дар Богу то, что сам получил от Него: творение, жизнь, благодать.

2. «А жизнь человека — видение Бога»: призыв к святости

Человек получает мир в дар и одновременно приносит его Богу. Будучи священником, он благословляет мироздание и тем объединяет его. Весь мир, таким образом, становится «хлебом» одной всеобъемлющей Евхаристии, а человек – священником, совершающим это космическое таинство.

«Жизнь человека — видение Бога», – продолжает св. Ириней. Чтобы видеть Бога, человек должен вступить в общение с Ним, обрести в себе ту Жизнь, которая и есть Сам Бог. Это и значит исполнить свое призвание к святости.

Святость – это признак Божий и подлинный ее источник – Пресвятая Троица. Хотя святость – атрибут божественный, мы можем участвовать в ней, или, точнее, стать причастниками этой святости. Это происходит особенным образом, когда мы священнодействуем. Литургия, и, особенно, Евхаристия, являются тем местом, где нам дано приобщиться Святости Бога. Святость это не какая-то добавка к природе человека: человек, который не черпает из источника святости, не является человеком в полном смысле слова, ибо святость и есть жизнь, именно она делает ее истинно и полностью человеческой.

Христос говорил: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. (…) ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6,58). Речь здесь идет не только о временной жизни, но о вечной. На это люди сказали Ему: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Иисус ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6, 34,35). То есть, лишь во Христе можно обрести жизнь и святость.

Каждый раз, когда Церковь совершает Божественную Литургию, Христос приходит к человеку в Слове и Хлебе. С Ним и в Нем вечность соединяется со временем. Дух Божий освящает и преображает творение, в том числе и человека, который отвечает на призыв Бога, выражая этот ответ в литургических обрядах. Это преображение не означает, что человек становится Богом по природе – божественная природа присуща лишь Самому Богу. Однако человек может участвовать в божественной жизни, причащаясь Тела и Крови Христовых, делаясь причастником Искупительного действия Христа. Таким образом, он исполняет свое призвание, осуществляет свое назначение, становится орудием Божиим для исполнения Его воли. Вот почему Второй Ватиканский Собор называет Литургию источником и вершиной всей жизни Церкви и жизни каждого христианина (см. SC 10). Христос соделывает нас причастниками Своего священнического служения. Когда человек участвует в Литургии и когда он внимает ей, он осуществляет свое наивысшее призвание – «совершать поклонение предвечному Отцу» (SC 7).

Литургией не исчерпывается вся деятельность Церкви, ибо полное участие человека в Литургии предваряется призванием к вере и обращению. Именно потому Церковь непрестанно идет в мир, проповедуя Благую Весть, дабы «все люди познали истинного Бога и Иисуса Христа» (SC 9), Который и есть Истинная Жизнь человека. В свою очередь, сама Литургия побуждает человека воплощать в жизни то, что он принял верою.

3. Человек совершает литургию и как личность и как член общины

Совершение Литургии – это совместное действие Христа и народа Божия, оно занимает центральное место во всей христианской жизни Церкви, как вселенской, так и поместной, равно как и в жизни каждого верующего в отдельности. Ибо в ней достигает своей полноты и действие Бога Отца, освящающего мир во Христе, и поклонение, которое воздают люди Отцу через Христа, Сына Божия. Человек вовлекается в это движение, когда участвует в Литургии, освящающей его каждодневную жизнь.

Каждый христианин призван осознать свое место в праздновании Литургии. Это касается также и его личного участия, благодаря которому Литургия обретает личный характер, что не противоречит общественному характеру этого действия, потому что каждый человек освящается именно как член Тела Христова, которым он стал в крещении. Таким образом, каждый христианин призван лично участвовать в святости Христа, но также и вся Церковь, как единое Тело, обладает тем же призванием. Наше участие в Литургии не должно быть только формальным, ибо каждый раз, когда христиане собираются на Литургию, они, при помощи обрядовых жестов и слов, отвечают на обращение к ним Бога. Таким образом человек входит в радость Господа и свидетельствует о ней в мире. Приобщаясь этой радости в совершении Литургии, верующий человек находит истинный источник своего служения Церкви и миру.

Важность этого свидетельства в радости хорошо понимали уже первые христиане.

4. Аминь… или обряды как ответ человека Богу

Литургия – это, прежде всего, шествие, странствие. Начинается же это странствие, когда верующие покидают свои дома, чтобы собраться в Церкви. Их собирает Сам Христос для участия в Его служении, в Его деле, то есть Литургии.

Верующие собираются вокруг алтаря – центра храма и одновременно центра Церкви. Алтарем является Сам Христос, Его человечество, которое Он воспринял и соделал нерукотворным храмом Божиим. Во Христе нам открыт путь на Небо, и только восходя к Нему, Церковь реализует свое призвание во всей полноте.

Христос ведет нас к Отцу. Как Воплощенный Бог, Он являет нам Отца и примиряет нас с Ним. Как Воплощенное Слово, Он обращается к нам в Литургии Слова, и это преображающее деяние соделывает человеческий слух способным воспринимать слова Евангелия как воистину Слово Божие, а слушающего их человека – во вместилище Слова.

Нашим аминь, произносимым на Литургии, мы выражаем наше всецелое согласие со всем тем, что на ней происходит; оно предполагает наше активное участие. Это аминь даровано нам Христом, ибо, только зная Его и пребывая в Нем, мы можем сказать аминь Богу. Если Церковь есть аминь Христу, то сам Христос –аминь Богу, и в этом аминь решается судьба человечества.

Принося и возлагая на престол хлеб и вино, мы приносим в жертву Богу всю нашу жизнь, все наше существование. Так мы выражаем нашу жажду Бога. Жаждать Бога значит всем сердцем, всем существом сознавать, что Он существует, что вне Его – мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нем и только в Нем находится и причина, и цель, и радость всего существующего. Этим действием мы хотим выразить то, о чем писал св. Августин: «Для Себя создал нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его».

Приношением хлеба и вина человек и благодарит Бога, и исполняет свое призвание человека, царя, священника и пророка, призвание преобразовывать свою жизнь и жизнь всего творения в богообщение.

Но мы знаем, что эту жертву принес, единожды и навсегда, Христос в Своем Воплощении и послушании Отцу, в Своем Воскресении и Вознесении на небо. Принося Богу самих себя и все творение, мы приносим жертву Христову, приносим Христа – Того, Кто и есть наша жизнь. Таким образом, каждый раз, совершая Евхаристию, мы заново осознаем, что все уже принесено Христом и что Он и есть наше приношение.

Поэтому и мы, Господи, совершая ныне память искупления нашего, вспоминаем о смерти Христовой и Его сошествии в преисподнюю, исповедуем Его воскресение и вознесение к деснице Твоей и, ожидая Его пришествия в славе, приносим Тебе Его Тело и Кровь, Жертву, Тебе угодную и всему миру спасительную. Воззри, Господи, на Жертву, Тобою для Церкви Твоей уготованную, и удостой милостиво всех от единого этого Хлеба и Чаши причащающихся быть собранными Духом Святым во единое тело, да станут они во Христе жертвой живой во славу величия Твоего.

IV Евхаристическая молитва

Слова Евхаристической молитвы говорят о том, что, причащаясь, мы причащаемся Христу, и это значит, что мы принимаем в себя Его жизнь, Его любовь, Его служение. Святой Дух соединяет нас в любви и восстанавливает нашу жизнь как общение с Богом, то есть, призывает нас стать теми, кем мы призваны стать: Телом Христовым и, во Христе, «жертвой живой во славу величия» Бога.

Текст подготовлен Марией Терезой Рамуш FMM с использованием следующих материалов:

Римский Миссал. Общее наставление к Римскому Миссалу.

Документы II Ватиканского Собора. Конституция о священной Литургии. – Москва: «Паолине», 2004

Александр Шмеман. Евхаристия: таинство Царства. – Москва: Паломник, 1992.

Александр Шмеман. За жизнь мира – Москва: Полиграмм, 2001.

Михаэль Кунцлер. Литургия Церкви. – Т.1. – Москва: «Христианская Россия», 2000.

Габриэль Бунг. Скудельные сосуды. – Рига: Международный Фонд им. Александра Меня, 1999.

Оливье Клеман. Истоки. – Москва: «Путь», 1994.

* * *

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2007

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)