бр. Энцо Бьянки: «Иисус знает дорогу к сердцу каждого из своих слушателей»

“И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее”.

После рассказа о призвании первых четырех учеников (ср. Мк 1,16-20), Марк подчеркивает, что Иисус больше не один. Уже есть небольшая община, которая следует за этим учителем, пришедшим из Галилеи к берегу Мертвого моря после ареста его собственного учителя, пророка Иоанна Крестителя, и эта маленькая община будет расти и сопровождать Христа, участвуя до самого конца в Его жизни.

Евангелист показывает нам обычный день из жизни Христа и его учеников: день в Капернауме (Мк 1, 21-34), городе, расположенном к северу от Галилейского моря, на перекрестке между Палестиной, Ливаном и Ассирией; в городе, где живут самые разные люди, в городе, который Иисус выбрал как свое «место жительства», место, в котором Он и Его община были дома (Мк 1, 29.35), где Он бывал время от времени, в промежутках между своими странствиями в Галилею и Иудею. Каким был этот день Иисуса? Он проповедовал и учил, встречался с людьми и освобождал их от бесов, заботился о них и молился о них. Кроме того, конечно, было и место, где Он принимал пищу вместе со своими близкими, пребывая со своей общиной и уча их жить так, чтобы принять грядущее Царство Божье.

Вот что Евангелие рассказывает нам об этом дне Иисуса. Это суббота, день Господень, в который еврей по заповеди освящает день седьмой и ходит в синагогу. Иисус и Его ученики тоже идут в синагогу Капернаума; после чтения отрывков из Торы и из пророков любой взрослый мужчина мог взять слово и прокомментировать то, что только что было провозглашено. Иисус здесь — обычный верующий из народа израильского, Он мирянин, не священник, и Он осуществляет это свое право. Он идет к амвону и говорит проповедь; Марк, впрочем, ничего не сообщает нам о ее содержании — в отличие от Луки, который рассказывает нам о проповеди Иисуса в синагоге Назарета (Лк 4, 16-21).

Итак, происходит то, что иногда случается и с нами: говорящий проповедь не дает нам уснуть, и он говорит такие слова, которые затрагивают самые глубины нашей души; Он произносит в том числе и те вопросы, которые каждый из нас чувствует в своем сердце, и Он дает нам увидеть подлинный ответ на эти вопросы. В общем, Иисус показывает, что обладает необычайным, редкостным авторитетом. Его слова не похожи на слова профессиональных служителей культа, тех многочисленных книжников, которым поручено изучать и толковать Писание.

Чем же отличается Его проповедь? Как минимум, можно сказать, что Он говорит слова, которые идут из самой Его глубины, слова, которые, кажется, родились в прожитой Им тишине, слова, которые произносятся с убежденностью и со страстью, слова, произнесенные тем, кто не только верит в то, что говорит, но и живет в соответствие с тем, что говорит. Разница, прежде всего, в живой целостности того, как Иисус думал, говорил и жил; именно это придает Его словам такую авторитетность.

Осторожно: Иисус не из тех, кто соблазняет красивыми словами, или своей эрудицией, или филигранной точностью своих слов, или множеством цитат; не принадлежит Он и к числу тех проповедников, которые всех прельщают, но никого не обращают. Напротив, Он знает дорогу к сердцу каждого из своих слушателей, и они вынуждены поэтому думать, что это — новое учение, мудрое и пророческое одновременно, учение, которое потрясает, ранит и убеждает.

Всем нам хотелось бы слушать на воскресных службах таких проповедников, но реальность иногда нас разочаровывает. Но ведь никто из тех, кто проповедует в наших собраниях, не есть Сын Божий, ставший человеком; иногда это уставший и даже разочарованный в своем призвании человек; иногда проблема настолько велика, что он вынужден повторять обряды и слова, которые больше не убеждают его и больше не вызывают в нем чувств. Тем не менее, мне кажется, что даже в такой бедности, если сердце у нас открыто и если мы хотим услышать Слово Божие, что-то из Него всегда достигает нас…

Сразу после этой проповеди Иисус проявляет свой авторитет, освобождая человека от нечистого духа. Там, в синагоге, есть человек, мучимый нечистым духом, человек, в котором действует бес. Мы не обращаем сейчас внимание на ту неистовость, громогласность слов этого человека – это изложено традиционным образным восточным стилем. Лучше обратимся к сути: есть человек, в котором бес действует особым образом, в котором сила, противостоящая Богу, особо сильна; в этом человеке — нечистый дух, который противостоит Святому Духу Божию. Присутствие Христа в синагоге — угроза для этой демонической силы, и вот возглашается истина: «что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Но Иисус прежде всего заставляет беса замолчать, а потом освобождает человека от присутствия этого беса. Освобождение ознаменовано громким возгласом: «дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него».

Обратим внимание на это молчание, которое Иисус накладывает на беса: то, что выкрикивает одержимый, верно, Иисус — действительно Святый Божий; но это не должно быть провозглашаемо слишком легко. На протяжении всего Евангелия от Марка подчеркивается эта забота Иисуса о провозглашении того, Кто Он есть: не должно «обоживать» Иисуса слишком быстро, не должно этого делать только вследствие чудес, Им сотворенных, не должно делать этого вследствие нашего энтузиазма, возбужденного Им. Это можно будет провозгласить только в том момент, когда вы увидите Его висящим на кресте. Только тогда — свидетельствует Евангелие — исповедание может быть подлинным, глубоко осознанным; таким, как он было у сотника, который, видя Иисуса, висящего на кресте, провозглашает: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15, 39). Лучшим комментарием будут слова Гвидо Картезинаца, монаха 12 века: «Должно поклоняться истине обнаженной, висящей на кресте».

о. Энцо Бьянки
настоятель экуменической общины Бозе
советник Папы Франциска по вопросам единства христиан

Перевод: Сергей Гуркин