«Под покровом Всевышнего»: о Поклонении Пресвятым Дарам

Каждый святой час поклонения приближает мир к Богу.
Папа Иоанн Павел II

Если говорить о латинских католических богослужениях и обрядах, то с Поклонением Пресвятым Дарам я познакомилась одним из первых, после Мессы Novus Ordo и Литургии Часов.

Поклонение Пресвятым Дарам (или Адорация) — это внелитургическое почитание Христа, присутствующего под видом Хлеба, освященного в ходе Евхаристии. Может иметь форму как специального богослужения, так и частной молитвы во время выставления Святых Таинств. Или же эти две формы сочетаются. В качестве частной молитвы Адорация — это в том числе и посещение церкви, не обязательно католической, может быть, и православной, во время Мессы или Литургии, а также в любое время, когда в алтаре находятся Святые Дары.

Практика Адорации появилась в Западной Европе в начале XIII века как видимый знак веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии. А также отчасти по причине редкого причащения мирян в Средние века, которое должно было чем-то восполняться. И для меня, как и для средневековых мирян, видимо, требовалось такое «восполнение» в виде Поклонения.

В момент моего прихода в Католическую Церковь я испытывала острую тоску и жажду причаститься. Случилось так, что до этого я год не подходила к Чаше, причины сейчас неважны, так как речь не об этом. Благодарение Богу, католический священник услышал меня и до присоединения допустил к причастию после обязательной исповеди в качестве дисциплинарной меры. То есть за каждой Мессой причащаться я не могла.

А еще тогда я поняла, что подобную тоску и жажду причаститься я испытывала все годы в Православной Церкви. Если знаешь обряд, но не молишься в нем, неудивительно, что такое осознание приходит с опозданием. К тому же в византийском обряде присутствуют только элементы Поклонения Пресвятым Дарам (например, некоторые молитвы и песнопения Литургии Преждеосвященных Даров, а также само причащение Запасными Дарами). Греко-католическая Церковь, однако, знала этот обряд (как кальку с латинского) до II Ватиканского Собора, после которого данная практика осталась, видимо, только в форме местных традиций.

Итак, нужно было восполнить редкое причащение. А еще, поскольку я практически сразу выбрала в качестве утренних и вечерних молитв Литургию Часов, то текстов в моем ежедневном молитвенном правиле было много. Но помимо священных текстов и их осознанного чтения нужно же что-то еще. А именно, тишина и созерцание.

Помню одно из первых в моей жизни Поклонений Пресвятым Дарам. Будний день, мало народу, по-моему, кроме отца, сестер и меня вообще никого не было. Святые Дары торжественно выставляются, и наступает полная тишина. Приходит запоздавшее, может быть, но четкое понимание, что Христос всегда рядом с нами, всегда ждет и любит, то, что, увы, отчасти заслонялось, на мой взгляд, пышными и архаичными богослужениями Православной Церкви (у всех духовный опыт разный, спорить ни с кем не хочу).

И вот я, такая какая я есть, пришла к Тому, Кто всегда меня принимает и примет, такой какая я есть. Нет больше чьих-то ожиданий, которым неизбежно не можешь полностью соответствовать, а если что-то подобное и вспоминается, то кажется совсем неважным. Не чьим-то требованиям соответствовать нужно, а все немного по-другому. Конечно же, не захочешь опечалить Того, Кто тебя так любит, да и заповеди даны нам для нашего же блага. И на исповеди иногда хочется говорить не «оскорбила Господа», а «огорчила Господа», кажется, что это в большей степени описывает отношения Бога и человека.
Быть может, рано или поздно мы все произносим что-то подобное.

Иногда просто глубоко вздыхаешь и молчишь перед Святыми Дарами или, если что-то накопилось, плачешь перед ними. И все в тишине, ведь для общения с самыми близкими слова не всегда нужны.

А если и обращаешься с просьбой, то это перекликается неожиданно с концовкой в книге «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Говоришь про себя что-то вроде: «Не научили меня нужным словам, да и нет таких слов. Но вот я, такая какая есть, с кучей слабостей и страстей, ничего не могущая без Тебя, прихожу к Тебе и могу только попросить: и пусть никто не уйдет обиженным».

Ощущение, как будто правда «под покровом Всевышнего», как на Мессе во время Евхаристического канона: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», что теперь уже ничего не страшно, ведь Христос посреди нас. И есть, и будет!

Лариса Беляева