Адвент: наш шанс искупить потерянное время

Это время ожидания, но одновременно и призыв жить полнотой радости в настоящий момент.

С приходом Адвента мы понимаем, что календарный год приближается к концу.  Преобладающее настроение можно выразить старинной поговоркой «скатертью дорога» и полным согласием в том, что мы все готовы к новому началу. Должен признаться, что лично у меня это был очень неплохой год, и я всегда с некоторым подозрением отношусь, когда про каждый прожитый год громогласно заявляют, что хуже ещё не бывало. Я уже пережил 39 оборотов Земли вокруг Солнца и каждый из них мне понравился. Однако я разделяю надежды на то, что новый год будет лучше, чем прошедший.

Прощальный взгляд на 2020-й приносит и сладость, и горечь одновременно. Наши дети растут и уже не будут такими, как были в этом году. И небеса уже никогда не будут сиять именно таким светом, каким они сияли в 2020-м. Когда я думаю об уходящем годе, вспоминаются, конечно, стресс и тревоги, но в первую очередь, всё-таки вспоминается радость. У кого-то воспоминания об уходящем годе могут быть ещё лучше, чем у меня, а у кого-то – намного хуже. Каков бы ни был наш личный опыт, для многих людей это был невероятно трудный год. Честно говоря, каждый отдельный год приносит некоторому числу людей несправедливо большую долю несчастий. В такие времена, когда на нашу долю выпадают страдания, мы инстинктивно обращаемся к прошлому или к будущему. Мы надеемся, что следующий год может быть лучше, что всё вернётся к норме, снова станет так, как было. Что угодно, только бы убежать из настоящего момента!

Но в этом году я обнаружил, что это желание сбежать из нынешних, текущих обстоятельств, выбивает нас из естественного течения времени. Мы намертво застреваем в уже ушедшем прошлом или витаем в мечтах о ещё не существующем будущем. Я осязаемо чувствую беспокойство, которое от этого возникает – всем кажется, что жизнь «поставили на паузу». А это приводит к вялости и отсутствию мотивации к действию: мы как будто экономим свою энергию ради «светлого завтра», которое никогда не приходит.

Конечно, такая жизнь приносит глубокую неудовлетворённость. Поэт Т.С. Элиот диагностирует эту проблему в своём стихотворении «Бёрнт Нортон», когда говорит: «Если всё время присутствует вечно/ Всё время недоступно искуплению». Причина этого, сообщает он, в том, что тогда всё сводится к абстракции или возможности. И мы никогда не живём по-настоящему, не в данном моменте. Это не жизнь, а только её тень.

В начале Адвента многие священники в своих проповедях поощряют своих прихожан замедлиться, наблюдать и ожидать прихода Христа в Рождественскую ночь. Я доверяю этому совету, и знаю, что когда мне самому удаётся замедлиться и обращать внимание на то, что происходит здесь и сейчас, время как будто растягивается, и мои дни становятся не только более долгими, но и более наполненными, приносящими удовлетворение.

Однако идея не в том, чтобы отбросить текущий момент и ждать воображаемого будущего. Мы не призываем перевести часы вперёд, чтобы проскочить время, отпущенное 2020-му, и жить ради того, что придёт за ним. Мы живём, чтобы осуществить и этим искупить нынешний момент. Прямо здесь. Прямо сейчас. Ради этого мы замедляемся. Адвент и Рождество прекрасны тем, что они создают яркие традиции, окружающие эти моменты ожидания. Эти традиции поддерживают нас, как леса поддерживают мраморную скульптуру. Они поддерживают нас в трудный для нас год, потому что они – всегда одни и те же, освобождают нас от прошлого и будущего и позволяют праздновать настоящее. Я знаю, что это звучит как теория, но вот, что я хочу сказать: когда мы с детьми зажигаем свечи на венке Адвента и поём «Приди, приди, Эммануил» или смотрим на ещё не украшенную рождественскую ёлку, которую собираемся украшать к Рождеству всей семьёй, становится совершенно неважно, какие прошлые разочарования и какие лихорадочные мечты о будущем застряли у меня в голове (Автор статьи – католический священник, перешедший из епископальной Церкви, в которой не существует целибата для священников. Согласно пастырскому правилу, созданному Иоанном Павлом II для таких случаев, став католическим священником, он сохраняет свой брак. — Прим. ред.).

Ближе к концу стихотворения «Бёрнт Нортон» Т.С. Элиот встречает птицу, которая ведёт его к осушенному пруду, «наполненному водой из солнечного света». И тогда птица поёт ему, что время – это не то, что он думает. Оно гораздо более таинственно. Обоснованные надежды на будущее и здоровая ностальгия соединяют будущее и прошлое в то, чем является настоящий момент. Нам не нужно отбрасывать прошлое и будущее, делая вид, что они не существуют. Нам не нужно бодриться, представляя дело так, что этот год вовсе не был предельно сложным и трудным. Нам не нужно жить, закрывая глаза на вызов, который бросает нам будущее.

Мы ищем действия любви, проникающего всё это насквозь. Прошлое такое, какое есть, будь то к лучшему или к худшему, будущее ещё не состоялось, но любовь обнимает это всё. Во время Адвента мы ожидаем этого объятия любви, а в Рождество мы его празднуем. Наше собственное внутреннее действие любви к настоящему моменту вовлекает нас в более подлинное непреходящее существование и помогает выйти за пределы времени. Любовь границ не имеет. Её никогда не бывает достаточно, но и самая малая толика её имеет бесконечную ценность. Вот, как одно, отдельное и ограниченное действие может нас освободить. Он пускает корни в нашем опыте переживания времени и трансформирует его, спасает его и возрождает в настоящем моменте.

о. Майкл Реннье

Источник (англ.): Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина

Фото: Pinterest