Святой Ансельм Кентерберийский родился в 1033 или 1034 году в Аосте, в Италии в семье Гондольфа и Эремберги, в семье не только знатной, но и богатой. В раннем возрасте, только узнав из рассказов матери о Едином и Всемогущем Боге, сущем на небесах, он видел сон, в котором поднялся по горам на небеса в обитель Бога, где Бог ласково беседовал с ним и где хлебодар по велению Бога дал мальчику белоснежный хлебец. Проснувшись он был уверен, что в самом деле был на небесах, помнил вкус небесного хлеба и с того дня решил, что станет монахом.
В ожидании этого он принялся усердно учиться и к 15 годам получил самое лучшее для молодого человека своих лет и общественного положения образование. Однако, когда пятнадцатилетний Ансельм хотел вступить в монастырь, его отец своего согласия на это не дал. От разочарования юноша заболел, и болезнь вселила в него надежду, что если он окажется на пороге смерти, то отец позволит ему принести обеты, но этого не случилось – он выздоровел. Отец постарался увлечь его радостями мирской жизни, но хотя на какое-то время ему это и удалось, это не принесло согласия между отцом и сыном. Преследования со стороны отца, усилившиеся после смерти матери вместе с желанием посвятить себя Богу, сопряжённым с жаждой знаний, в конце концов подвигли молодого человека на то, чтобы покинуть родной дом. Некоторое время он провёл в Бургундии и во Франции, а затем пришёл в Бек, в знаменитую школу Бекского монастыря, где приором был прославленный богослов Ланфранк. Здесь, в возрасте 26 лет Ансельм принял окончательное решение стать монахом.
После пострижения Ансельм остался в Беке. Здесь, в Беке он написал свои первые крупные философские работы «Монологион» и «Прослогион», принёсшие ему европейскую известность. Здесь он занял пост приора, а в 1078 году – аббата, в то время как его учитель Ланфранк стал архиепископом Кентерберийским. После смерти Ланфранка кафедра архиепископа Кентерберийского несколько лет оставалась вакантной, так как король Вильгельм, остро нуждаясь в средствах, препятствовал, сколько мог, назначению нового епископа, чтобы иметь возможность законно пользоваться доходами с владений Церкви. Прошло четыре года, прежде чем король, тяжело заболев и страшась расплаты за грехи, дал согласие на избрание нового епископа. Этим епископом стал Ансельм. Стал против собственного желания, не имея склонности ни к политической деятельности, ни к дипломатии, но считая своим долгом заботиться о благе Церкви.
Почти сразу после его избрания, между королем и новым епископом возник конфликт – епископ требовал независимости Церкви, возвращения захваченного королём церковного имущества, невмешательства во внутренние церковные дела, включая светскую инвеституру — право короля самому назначать английских епископов — обличал нравы, царившие при дворе короля, известного своей безнравственностью, которой он заражал окружающих его придворных. Несмотря на то, что английское духовенство приняло сторону короля, Ансельм, мягкий и деликатный по характеру, твёрдо держался своего мнения. Конфликт всё больше и больше усиливался и, в конце концов, Ансельм был вынужден оставить Англию и удалиться в Рим, а затем в Лион, предпочитая изгнание сделке с совестью. «Предпочитаю быть в разногласии с людьми, — писал он, — чем соглашаясь с ними, быть в разногласии с Богом».
Только после смерти короля Вильгельма Ансельм смог вернуться в Англию, но так как он настаивал на независимости Церкви от королевской власти, ему вновь пришлось покинуть свою кафедру. Конфликт продолжался до 1107 года. Последние два года жизни святой Ансельм провёл в Кентербери, управляя церковью Британии.
Его взгляды на воспитание юношества, которые описал его биограф в беседе с неким аббатом, жаловавшимся на то, что как ни наказывает, и в какой строгости ни держит он воспитанников монастырской школы, они делаются всё более «тупы и звероподобны», и сегодня выглядят чрезвычайно прогрессивными. Святой Ансельм советовал предоставлять молодым людям разумную свободу, говоря, что недостаток её и «неразумное стеснение» ведёт к порочным помыслам, потере доверия сначала к воспитателям, а затем и ко всему окружающему миру, в котором они приучаются видеть только злое, а от этого, как следствие, делаются злыми сами.
Святой Ансельм первым из средневековых философов и богословов заговорил о важности разума в постижении Бога, достигнув в своих трудах гармонии между верой и разумом. «Мне кажется это несуразным — не обращаться после утверждения в вере к пониманию того, во что веришь» — писал он. На его труды опирались такие философы и богословы, как Фома Аквинский, Дунс Скотт, Декарт, Гегель и другие, в средние века его называли alter ego святого Августина из Гиппоны, признавая его тем самым равным этому величайшему из святых и богословов.
Святой Ансельм Кентерберийский был канонизирован Папой Александром VI. В 1720 г. Папа Климент XI провозгласил его Учителем Церкви. День памяти святого Ансельма отмечается 21 апреля.
Анна Кудрик
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве