Архиепископ Павел Пецци: «Церковь не меняет доктрину»

В четверг, 30 октября, Архиепископ Павел Пецци встретился со своей паствой в Москве, чтобы рассказать о прошедшем в этом месяце в Ватикане Чрезвычайном Синоде по вопросам семьи и ответить на возникшие в связи с ним вопросы.

Модератор встречи, директор культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, начал беседу непосредственно с того, зачем вообще понадобилась эта встреча. Действительно, на протяжении всего Синода и после него в СМИ выходили довольно экстравагантные новости, в которых говорилось об изменениях в католической морали и вероучении. Полный зал собрался, чтобы услышать впечатления епископа о Синоде и разобраться, всему ли из того, о чём писали СМИ, стоит доверять.

Для начала владыка рассказал о том, что представляет собой Синод и как проходила его работа.

Ординарные сессии Синода Епископов проходят регулярно, один раз в три года. Чрезвычайный Синод может быть собран Святейшим Отцом, когда он видит в этом необходимость, и нынешний Экстраординарный Синод был третьим по счету в современной истории Католической Церкви. Он собрал около 250 участников с пяти континентов, но, несмотря на такое количество спикеров, отличительной особенностью этой сессии, как подчеркнул владыка Павел, стал искренний, открытый диалог в обстановке подлинного и глубокого общения Церкви.

Помимо запланированных 180-190 выступлений по четыре минуты, устав Синода дал возможность участникам сделать ряд свободных выступлений по три минуты – на такие выступления было выделено по одному часу в каждый день работы Синода. По словам епископа, эта часть дискуссии получилась особенно живой и конструктивной.

Помимо изложения проблем и поиска возможных ответов на них, эта сессия Синода уделила особое внимание личным свидетельствам. Необходимость не просто говорить о проблемах, но и дать свидетельство о том, как мы их переживаем, подчеркнул Папа Франциск в своей вступительной речи, обращенной к участникам Синода. По словам епископа Павла Пецци, это помогло глубже пережить свою ответственность за происходящее: «Мы говорили не просто об абстрактных теориях, а о конкретных вещах, касающихся повседневной жизни миллионов людей».

Основной проблемой, затронутой Синодом, стало обилие сломанных, разведенных семей и распространение глубокого релятивизма в самой концепции Таинства Брака. «Мы живём в мире, где, прямо или косвенно, постоянно нападают на семью. Потому что гораздо легче управлять человеком, не имеющим прочной связи и поддержки», — сказал владыка Павел. – «Речь шла о проблеме разводов, сожительства, гражданского брака… Все больше христианских семей выбирают такой путь, отказавшись от прекрасного приключения, которым является церковный брак».

Основную причину этой проблемы епископ видит в том, что сегодня недостаточно внимания уделяется семье как Призванию. Именно об этом он говорил в своём выступлении на Синоде. «Нужно открыть красоту брака заново, ведь это Призвание, это способ изменить весь мир, изменив себя. Человек появился не просто так: он нужен, он любим, Богу небезразлична его судьба! Так что семья – это не проблема, которую нужно решить. Это нечто живое, непосредственно касающееся судьбы и миссии человека».

Также для преодоления релятивизма в концепции Таинства Брака важно воспитание, тщательная подготовка к церковному браку, и этому вопросу, по мнению епископа, было уделено слишком мало внимания в ходе Синода.

Самым тяжелым моментом, по словам владыки Павла, стал промежуточный доклад Синода. СМИ немало писали о его неоднозначности и множестве негативных отзывов самих участников встречи. Епископ видит две основных причины этой неоднозначности. Во-первых, текст этот был составлен очень быстро, всего за полдня, а должен был синтезировать почти 200 высказываний, прозвучавших в первой части работы Синода. Во-вторых, значение некоторых статей было преувеличено, в то время как другим было уделено недостаточно внимания, так что могло сложиться впечатление некоторого смещения акцентов. Тем не менее, вопросам, которые так волновали СМИ, на деле было уделено не так уж много внимания в ходе Синода. Например, вопросов однополых союзов касалось всего три статьи, ни одна из которых, в итоге, не была принята (они принимаются 2/3 голосов для включения в итоговый доклад). «Эти вопросы слишком деликатны, чтобы изложить их в двух словах, а более пространного размышления на эту тему формат Синода не позволяет», — объяснил епископ. То же касается большинства вопросов, связанных с душепастырством разведенных второбрачных, особенно, вопроса их допуска к Таинствам. «Никаких изменений по этой части в Церкви в ближайшее время не ожидается», – заверил владыка.

В ходе рассказа епископа о Синоде и ответов на заданные аудиторией вопросы, всё более странными казались любые утверждения СМИ об инновационности предложенных Синодом тем и решений. «Никаких предложений по изменению доктрины Церкви не было. Даже намёков на таковые», — подчеркнул епископ. Кроме того, у Синода и не было цели предлагать какие-либо нормативные акты. Задача была – посмотреть объективным взглядом на реально существующие проблемы и попытаться найти возможные пути их решения. Большинство затронутых тем удастся углубить только в следующем году, во время Ординарной Сессии Синода Епископов, который продолжит размышлять о роли и задачах христианской семьи в современном мире.

Текст: Анастасия Орлова

Фото: Наталья Гилева