От мигранта с атеистическим воспитанием до епископа в Албании

Он прибыл в Италию на лодке в 1993 году, стал сварщиком, открыл для себя веру, которую бабушка передала ему через песни, и стал священником. Три года назад он вернулся в Албанию, а теперь Папа назначил его викарным епископом Тираны.

В его голосе, звучавшем по телефону из Тираны, всё ещё слышалось удивление от того, что с ним произошло: сообщение о своём назначении он получил совсем недавно. Его история – это одна из тех маленьких, но великих историй, из которых соткана повседневная жизнь Церкви.

Аржан Додаж (Arjan Dodaj) родился 43 года назад в городке Лач-Курбин (Laç-Kurbin) на побережье Албании. Он оказался в Италии как эмигрант, переплыв на лодке Адриатическое море. Когда он покидал свою страну в жаркую звёздную ночь в сентябре 1993 года, ему было 16. Он искал лучшего будущего для себя и хотел помочь своей бедной семье. Ради этого он по 10 часов в день работал сварщиком и садовником. Наконец, он оказался в общине, где обрёл дом. Здесь он открыл для себя христианскую веру, которая когда-то вошла в его кровь, благодаря песням, что пела его бабушка. Через 10 лет в Риме св. Папа Иоанн Павел II рукоположил его в пресвитеры как члена общины «Дом Марии», принадлежащей к Священническому Братству Сыновей Святого Креста. В 2017 году он возвратился в свою страну как священник в рамках Fidei Donum (обмен священниками между епархиями, идея, предложенная Папой Франциском – прим. пер.). А 9 апреля этого года Папа Франциск назначил его викарным епископом в Архиепархии Тираны-Дурреса.

Детство

Аржан родился и был воспитан в семье албанских коммунистов. Его образование было атеистическим. «Я родился в таком окружении, где любой знак, напоминающий о христианской вере, был запрещён. В первые годы своей жизни я никогда не слышал о существовании Бога. Мои родители, к несчастью, ужасно поддались этому воздействию коммунизма, но мои бабушки и дедушки молились Господу».

Первые слова веры в душе Аржана посеяла его бабушка по матери. «Мои первые встречи с делами Божьими были похожи на рефрен, который звучал у меня в голове, у меня в душе. Несмотря на угрозы, моя бабушка была в своей молитвенной жизни совершенно свободным человеком. В её время, не умея писать, люди пели молитвы, как песни, чтобы выучить их наизусть. Только попав в Италию, я открыл, как много она мне рассказала об очень важных вещах, например, о таинствах, работая по дому, готовя еду, делая уборку. Она пела. Она сама научилась из песен и также научила меня.  Я выучил вторую половину «Радуйся, Мария», потому что она всегда предлагала мне читать вторую часть. Так Бог надо мной трудился».

Мигрант

«Я прибыл в Италию после падения коммунистического режима», — говорит вновь назначенный епископ. — «Получить нормальную визу тогда было невозможно. Единственный способ добраться – моторный катер. К несчастью, были и такие катера, которые вышли в море, но так и не добрались до цели».

Вскоре после падения коммунизма Аржан пытался покинуть страну. «Как и многим другим парням, мне пришлось сделать несколько попыток. При одной из первых попыток лодка была повреждена… Сегодня я благодарю Бога за то, что она не пошла ко дну: неизвестно, что тогда с нами стало бы, ведь нас там было так много, что негде было развернуться. Это было неописуемое приключение, настоящий исход. При следующих попытках, я мог сесть в одну из лодок, которые отплывали из моего родного города, из его прекрасной бухты, на берегах которой я так часто бывал ребёнком. Мы отправились 15 сентября 1993 года. Слава Богу, море было очень спокойным. Господь сохранил нас. Я очень хорошо помню этот момент: всё моё существо отрывалось от родины. Вся моя предыдущая жизнь покидала этот берег под ночным небом, полным звёзд. Я чувствовал, как внутри меня рвётся связь с моей прежней жизнью, с моей семьёй».

Размышляя над этим опытом, вспомогательный епископ Тираны подчёркивает: «И сегодня много людей прибывает в другую страну на лодках. Я считаю, что мы должны помнить о проливаемых ими слезах, о том, чем им пришлось пожертвовать, о тех злоключениях, через которые они проходят. Они бы не приехали, если бы та жизнь, которую они оставили, не была так полна боли».

Кое-кто из друзей Аржана эмигрировал в Италию незадолго до него. Благодаря им Аржан смог найти приют на севере Италии, в городе Дронеро, недалеко от Турина. Здесь он стал учеником сварщика. «Мы варили рамы для велосипедов. Делал я разную другу работу: в строительстве, в озеленении и садоводстве. Это позволяло мне помогать своей семье, потому что они были, действительно, очень бедны». Однажды друзья пригласили его на встречу в приходе. «Я много работал, иногда больше 10 часов в день. Так что возвращался домой по вечерам очень уставшим. У меня было несколько друзей. И однажды они сказали мне, что здесь есть интересная группа молодых людей в приходе, где настоятелем служил отец Массимо, член общины «Дом Марии». О, это было прекрасное время! Здесь я получил ту поддержку, которая была мне так необходима в тот очень уязвимый период моей юности».

Верующий и священник

Аржан принял крещение в 1997 году. Позднее он попросил принять его в общину «Дом Марии» Священнического Братства Сыновей Креста, в Риме. Там он учился, чтобы стать священником. Его родителям было очень трудно принять это решение сына. Через 10 лет после того, как он оказался в Италии, Папа Иоанн Павел II в базилике св. Петра возложил руки на его голову, посвящая в священнический сан.

«В тот самый год, когда я приехал в Италию, в 1993, св. Папа Иоанн Павел II посетил Албанию. Страна только что вышла из-под власти диктатора и выглядела, как изрытое окопами поле. Было много страданий и бедности, но одновременно была и жажда новой жизни. Я, как и многие дети и взрослые, хорошо помню, какие толпы людей сопровождали автомобиль Папы по обочинам дороги из Тираны в Шкодер. Папа Иоанн Павел II был моим постоянным спутником, как и Мать Тереза. Когда мы приходили в себя после диктаторского режима, она изливала на нас бальзам нежности, любви, доброты, надежды. Ведь она знала, как можно дать так много беднякам во всех концах мира».

Отец Додаж работал в разных приходах и стал капелланом албанской общины в Риме.

В 2017 году архиепископ Тираны Джордж Энтони Френдо (George Anthony Frendo) пригласил о. Аржана служить в его архиепархии. И настоятель общины «Дом Марии» о. Джакомо Мартинелли (Giacomo Martinelli), и викарий Рима кардинал Анджело Де Донатис (Angelo De Donatis) согласились. И о. Аржан вернулся в свою страну как Fidei Donum, т.е. как священник, временно перешедший на служение в другую епархию из той, к которой он официально причислен.

Епископ

О своём назначении викарным епископом о. Додаж сказал: «Честно говоря, я никогда даже не думал об этом и не желал ничего такого. Я счастлив жить жизнью приходского священника, в повседневном семейном окружении, как я жил всегда в своей общине, или со своими прихожанами, людьми, которые мне доверены. Но теперь, с этим назначением от Святейшего Отца Франциска, я получил новое поручение, новое призвание. И я принимаю его с доверием Богу и Пречистой Деве, с послушанием Церкви».

Албания стала первой страной Европы, которую посетил Папа Франциск. Она всегда была примером успешного сосуществования людей, исповедующих разные религии. Христиане других конфессий и мусульмане довольны выбором Папы Франциска. Отец Додаж поясняет, какое именно «сосуществование» идёт на благо его стране: «Это не религиозная толерантность. Очень важно изменить название и понять, что для нас это гармония, дружелюбие, дух тесного сотрудничества и взаимной поддержки».

Андреа Торньелли

Источник (англ.): Vatican News

Перевод: Наталья Проскурина