Европейская Синодальная Континентальная Ассамблея: в перспективе свидетельства

5-11 февраля в Праге состоялась Европейская Синодальная Континентальная Ассамблея, цель которой – развивать диалог между странами одного региона, делиться опытом и совместно распознавать, как дальше осуществлять «движение вместе». Подробностями и личными переживаниями от работы, а также заметками о методе поделилась Оксана Пименова, участница национального Синодального процесса и член российской делегации в Праге.

В Ассамблее приняло участие более 500 человек (200 участников лично и 390 онлайн). Встреча состояла из двух частей: с 5 по 9 февраля участвовали все представители Народа Божия, плодом их работы стал Заключительный документ, а с 10 по 11 февраля обсуждение Документа провели епископы, составив к нему дополнительный комментарий.

Самым глубоким и плодотворным опытом, который привел к открытию нового взгляда на весь процесс, для меня оказалась работа в малых группах посредством духовной беседы. Каждое утро мы получали для этого методологические инструкции. В первый день нам предложили сосредоточить внимание на первом вопросе Документа континентального этапа (п. 106): какие идеи или интуиции наиболее резонируют с конкретным опытом и реалиями Церкви на континенте. На следующий день мы обсуждали второй вопрос – точки напряжения, и модераторы особенно рекомендовали, чтобы, озвучив проблемы, мы не спешили сразу же на них ответить, а прожили с ними до следующего дня. В третий день на основе проделанного пути распознания (с той самой паузой перед ответами) нам было предложено обсудить приоритеты, повторяющиеся темы и призывы к действию, сформулировать их в три основных положения, чтобы поделиться с общим собранием.

Каждый день работа над заданным вопросом проходила в малой группе посредством метода духовной беседы, которая также состояла из трех частей: сначала все участники высказывали то, чем хотели поделиться, не перебивая и не обсуждая сказанное. После осмысления было предложено поделиться реакцией по поводу услышанного. И далее совместно выделить и сформулировать три основных идеи, которые были затронуты в процессе обсуждения, чтобы озвучить их на общем собрании.

Интересно отметить, что вопрос на каждый день перекликался с динамикой групповой работы. Общая канва заключилась в том, чтобы через «я» первого дня, когда мы делились личными впечатлениями, и через «ты» второго дня, когда мы ставили вопросы и озвучивали вызовы, связанные со слушанием других, прийти к глубине «мы» — осознанию общности и попытке говорить о совместных направлениях движения, исходя из этого единства.

На мой взгляд, работа нашей малой группы в этой перспективе была плодотворной. В первый день после участия в общем собрании, где делегаты стран делились резюме Синодального процесса, мы познакомились друг с другом и погрузились в контекст церковной жизни наших стран. Во второй день на общем собрании мы продолжали слушать выступления делегаций, многие из которых звучали требовательно или даже агрессивно. Стали появляться мысли сомнения, стоит ли что-то говорить, если оно потонет среди прочих голосов. Динамика работы малых групп была связана с вызовами и вопросами, и я лично была немного разочарована. Нам самим не удалось выдержать напряжение — озвучить вопросы и не спешить сразу же на них ответить, прожить с ними до следующего дня. Будучи хорошо теологически подкованными, участники нашей группы сразу же давали ответы и очень правильные, но это было не то, что нужно. Сказывалась усталость.

В какой-то момент, когда стало трудно концентрировать внимание, единственное, что я нашла возможным делать, — это молиться: за того, кто сейчас выступает, за тех людей, с кем не получилось найти общий язык, о действии Святого Духа, чтобы Он вошел в каждую ситуацию и весь процесс и показал, что Он хочет от нас и от меня конкретно. Думаю, что именно это напряжение, признание своей ограниченности и просьба услышать и направить позволили пережить личное обращение. Главное действующее лицо не я, а Он, значит, следует быть ведомой. Это успокоило и позволило по-другому смотреть на происходящее.

На следующий день усталость ушла, появилась большая концентрация и свобода, даже в отношении слушания тех, чья позиция максимально далека, а также способность заметить тех, кому нужна была помощь и поддержка. Более того, вспомнились моменты прошедших дней, которые оказались бОльшим христианским свидетельством, чем высказывание мнений и работа над документом: то, как люди подходили выразить слова поддержки, по-настоящему заинтересованные улыбки, личные беседы или даже спокойный тон выступлений. Мне стало понятнее, почему Библия написана как история жизни, оставаясь актуальной на все времена, а не как Заключительный документ.

Удивительное изменение произошло и в динамике работы малой группы. Наше обсуждение сдвинулось с чисто теологической дискуссии в сторону вопроса веры, отношений со Христом и встречи с Ним через ближнего. Мы говорили о свидетельстве веры посредством жизни и о действии Святого Духа. Именно в этом мы нашли точки соприкосновения, способные созидать единство в разнообразии, и в этот момент внутри группы возникла более глубокая связь и радость. Придумать такой опыт специально невозможно, он дается как дар. И для меня это подтверждение того, что Синодальный процесс ведом, если и когда мы просим Его вести нас. На мой взгляд, именно в этой атмосфере нам удалось наилучшим образом пройти через третий этап духовной беседы — не просто собрать все проговоренное в главные темы, а сгенерировать его как совместный плод беседы.

На мой взгляд, нашей группе не хватило еще одного-двух дней, чтобы в этом новом состоянии общности сделать следующий шаг – углубиться в те вопросы и проблемы, которые вызывают наибольший резонанс. По опыту Синода о молодежи в 2018 году помню, что изменение произошло не только в работе малых групп, но спустя какое-то время стало ощутимым и на общих собраниях Ассамблеи. В тот раз я была глубоко поражена этим действием Святого Духа.

Пережитый опыт также подтверждает принципиальное различие между Синодом и Парламентом. В отличие от Парламента, который представляет собрание представителей, соревнующихся за поддержку большинства для реализации своих интересов, главное действующее лицо Синода не большинство, а Святой Дух, и задача каждого участника не продвигать свои интересы, а обратиться и слушать Святого Духа через то, что Он говорит непосредственно ему, и через то, что Он говорит другим. Чтобы распознать этот голос, принять и передать его, необходима постоянная духовная работа. Тогда мы не противопоставляем себя друг другу как представители разных интересов, а осознаем как единую Церковь, движимую в одном направлении, которая имеет различия, но они не разделяют нас, а обогащают. Как мне кажется, именно вызов обратиться, отпустить свои интересы, чтобы совместно прислушаться к Его голосу и пережить радость этого момента, является одним из основных камней преткновения на пути синодального процесса, причиной разочарования работы многих групп, которые ждут быстрых решений всех проблем и вопросов. Это реформа, которая начинается внутри нас, преображает нас и потом делает способными изменить мир вокруг.

Практика духовной беседы или по-другому – группового распознания является одним из замечательных инструментов тренировки, чтобы избежать указанного искушения, хотя, наверное, не единственным. В любом случае, более пристальное внимание и углубление этого метода видится полезным и плодотворным для синодального воспитания. Плюс заключается также в том, что под него можно использовать любой материал: вопросы, проблемы и вызовы первого епархиального этапа, континентального этапа, те, которые появятся при работе на вселенском уровне, или какие-то свои.

На мой взгляд, сам метод учит участников, если ему следовать и делать это с открытым сердцем. Хотя это точно не происходит автоматически, разным группам требуется разное время и степень погружения, не всегда перемены происходят быстро, и важен позитивный пример и поддержка. Но в какой-то момент участники могут открыть, что важна не сколько внешняя форма обсуждения (темы, проблемы, требования, на которых сейчас большая концентрация и разочарование от невозможности достигнуть все и сразу), а внутренние процессы личного обращения и обращения группового. И именно это способно принести большую радость, даже если документы не совершенны и другие вещи разочаровывают. Зато эта радость рождает уверенность, что можно и даже хочется идти дальше, говорить «да! веди меня». И уже из этой радости могут родиться ответы и практические действия, участие и миссия.

Мы начинаем понимать, что такое синодальность, практикуя ее, и чем яснее понимаем, тем лучше способны практиковать. Хоть и есть какие-то промежуточные итоги, такие как составление документов разных этапов, этот процесс разворачивается во времени. Он претендует на то, чтобы стать образом жизни Церкви и верующих – способных слушать и слышать, открытых для действия Святого Духа, готовых к обращению, ответственных за христианскую миссию, полных радости и надежды свидетелей мира. Это происходит постепенно, но плоды точно стоят того, чтобы продолжать.

Оксана Пименова