Свящ. Илья Астапов: «Прошу у Бога благодати быть верным до конца»

24 июня этого года на Божественной Литургии в Преображенском Кафедральном соборе Новосибирска был рукоположен в пресвитеры о. Илья Астапов, а 12 ноября он отслужил примиционную Святую Мессу в своём родном приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, многие члены которого помнят его ещё несовершеннолетним юношей. О пути к священству длиной в 15 лет, поисках обряда и харизмы, а также обо всех тех, кто сопровождал его в эти годы, неопресвитер рассказал Ольге Хруль в рамках цикла «Церковь с человеческим лицом».

В начале пути, 2011 год. Фото: Ольга Хруль

— Отец Илья, обратимся к началу вашего пути. Где вы учились?

— По первому образованию я социальный педагог. Но на выбор этой профессии в некотором роде уже повлиял собор, а точнее мое знакомство через отцов-салезианцев со св. Иоанном Боско. Ко времени поступления в университет (2003 г.) я уже несколько лет был волонтером в воскресной школе при «Доме Марии», где с детьми из неблагополучных семей организовывал досуг – песни под пианино и театральные постановки. Эта воскресная школа, куда я пришел ради творчества, стала местом моей первой катехизации. И именно она помогла мне прийти в собор.

Ораторий в Кафедральном соборе в Москве. Фото предоставлено отцом Ильёй

— Как возник Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в вашей жизни?

— В 2002 году директор воскресной школы Валентина Николаевна Багина, мама греко-католического священника Мартирия Багина, предложила мне поехать в паломничество в Фатиму и даже дала мне средства для этого. И я 16-летний решился на самое первое паломничество в моей жизни. Это был колоссальный опыт воцерковления через общение со многими людьми, которые паломничали вместе со мной, и которых я встретил в многочисленных храмах и монастырях Европы по дороге в Фатиму и обратно. В поездке нас было 70 человек – католики и православные вместе. Удивительный пример единства, с отсутствием которого с тех пор я просто не согласен мириться. Многие католики в этой поездке были из собора. Здесь я познакомился с Натальей Кандудиной, которая снимала документальный фильм о паломничестве и которая предложила мне после возвращения принять участие в ее киношколе при соборе. Опять же, Фатима только впоследствии начнет во мне приносить плоды обращения и призвания, а в начале меня привлекла именно идея учиться снимать документальное кино. Но когда ради этого я переступил порог собора, то первое, что меня впечатлило, это группа молодежи, которая молилась Розарием. Присоединившись к ним, я нашел в соборе свой дом и свою духовную семью.

Мощи святого Иоанна Боско в Москве. Фото: Ольга Хруль

— Как были связаны собор, учеба и решение посвятить себя Богу?

— В соборе я очень быстро присоединился к группе молодежи из Оратория св. Иоанна Боско. Здесь мне предложили заниматься тем же, что я любил и чем занимался в воскресной школе, а именно театральными постановками. Специально для них писал сценарии. Большое впечатление на меня произвело жизнеописание св. Доминика Савио. Это была первая католическая книга, которую я прочитал. Ее мне подарил один мальчишка, который часто посещал Ораторий. Пример этого святого, а также святого Иоанна Боско впоследствии напомнили мне вопрос священников, которых я встретил в Фатиме: «Хочешь ли ты стать священником?» Тогда я не знал, как и что ответить. Спонтанно согласился, что хочу. Но по мере посещения собора и Оратория мой ответ на вопрос становился все более ясным и твердым. Мне очень нравилось, что при соборе у нас организовалась маленькая группка молодых ребят, которые думали о посвященной Богу жизни, даже проводили молитвы о призвании по четвергам перед Святыми Дарами. Между собой мы делились нашими мечтами, кто и где себя видел, в какой Конгрегации или общине. А я тогда уже очень полюбил пример св. Иоанна Боско. Моя волонтерская работа среди детей и молодежи, Ораторий и салезианская духовность повлияли на выбор и моей светской профессии. Но в тот момент я уже ясно понимал, что хотел бы стать священником. Сделать первые шаги я осмелился только в 2008 году. Это был длинный путь через две монашеские конгрегации, а затем – возвращение к епархиальному священству. Путь к священству длиной в 15 лет.

Фото предоставлено отцом Ильёй

– И как ваша мама: поняла, приняла и отпустила?

— Поначалу ей было непросто принять, понять, где я пропадаю все время. Почему Католическая Церковь, ведь я был крещен в православии. Но по мере моего воцерковления и первых решительных шагов в сторону посвященной Богу жизни возрастало и ее доверие, и ее поддержка. В 2009 году она стояла на перроне, когда у нее еще была сломана рука, в окружении большой группы молодежи из Оратория, чтобы проводить меня в салезианский преновициат. Вместе с папой она благословляла меня иконой, одобряя мое вступление в созерцательный монастырь Конгрегации Воплощенного Слова. Она была рядом, когда я все же принял решение прервать монашескую формацию. Красочной иллюстрацией ее поддержки могут послужить слова наставления, которые она написала мне недавно из больницы, откуда смотрела трансляцию моей примиционной Мессы в соборе: «Твоя проповедь мне очень понравилась. Служи Господу, помогай людям… Удачи тебе в твоем непростом служении».

Отец Илья с мамой. Кафедральный Собор в Москве. Фото: Ольга Хруль

— Вы с мамой ходите на многие культурные мероприятия. Чему отдаете предпочтение, кроме консерватории?

— К сожалению, я не так часто бывал дома в годы формации и обучения, так как жил то на Украине, то в Польше, Италии и Испании. Поэтому культурные совместные события случались не так часто. Лишь недавно мы решили во время моих приездов искать возможность куда-то сходить. Раньше, приезжая домой, я больше времени посвящал различным встречам. И только сейчас, когда мои родители состарились, понимаю, как ценно уделять время родителям и больше проводить его с ними. Но культурные мероприятия были различными: это и опера, и кинотеатр, и просто поход в ресторан или совместная поездка в Петербург. Здесь стоит сказать и про моего отца. Он очень жертвенная душа. Так как всякий раз, когда я приезжаю и уезжаю на места служения, он всегда меня встречает на вокзале или в аэропорту, и провожает на машине.

Фото предоставлено отцом Ильёй

– Как прошли годы вашей учебы в семинарии?

— В католической семинарии «Мария – Царица Апостолов» в Петербурге я проучился только три года (2020-2023), так как перед этим у меня было пять лет обучения в международной семинарии в Италии (2013-2018). Несмотря на это, я очень рад быть частью питерской семинарии, приобщиться к ее истории, к тем, кто в ней учился и ее заканчивал.

Фото предоставлено отцом Ильёй

— Ваш выпуск 30-й по счету, юбилейный!

— Да, действительно. Я даже об этом ранее не задумывался. На самом деле, каждый выпуск нашей семинарии – это большое событие для нашей поместной Церкви, которое стоит праздновать с таким размахом, как и юбилей. К сожалению, в семинарии обучается меньше людей, чем следовало бы. Поэтому необходимо молиться о призваниях. А молодым ребятам-католикам – быть смелее и жертвеннее для того, чтобы решиться посвятить себя Богу.

Фото предоставлено отцом Ильёй

— Что чувствует семинарист и выпускник, ставший долгожданным и вымоленным священником?

— Это смешанные чувства благодарности и собственного недостоинства. Оборачиваясь на свой длинный путь к священству, осознаю, как милостив ко мне Бог. Сколько Его долготерпения, сколько Его доверия и верности, чтобы всякий раз ставить меня на этот путь, с которого я по той или иной причине сворачивал. Это рождает во мне огромное чувство восхищения Его милосердием, любовью и тем, как Он настойчив, когда кого-либо призывает. А также благодарности за всех тех людей, которых Он поставил на этом пути, чтобы помогать и поддерживать меня. Это укрепляет меня в верности выбранному призванию и помогает углублять понимание священства.

Фото предоставлено отцом Ильёй

— Вам приходилось встречаться с Папой Римским?

— Личной встречи, конечно же, не было. Но наиболее запомнилась встреча Папы Бенедикта XVI с небольшой группой студентов из разных стран. И я был среди них. Наша поездка в Вечный Город была связана с тем, чтобы подготовить телемост Папы с молодежью всего мира. Это были очень яркие впечатления. Другой наиболее запомнившийся момент – это Месса на торжество Христа Царя в Ватикане, во время которой Папа Франциск держал в руках реликварий с останками апостола Петра, произнося Символ веры. Тогда я уже был семинаристом. Проживая и обучаясь в Италии, я несколько раз в год имел счастье вместе со своими собратьями присутствовать на богослужениях, которые возглавлял Папа. В Конгрегации Воплощенного Слова я очень хорошо усвоил и принял к сердцу, что в Церкви всегда необходимо любить три белые вещи – Иисуса в Евхаристии, Деву Марию и Святейшего Отца.

Примиционная Месса отца Ильи в Москве. Фото: Ольга Хруль

— Наши приходские бабушки – кто они для вас?

— Наши соборные бабушки для меня — родные бабушки. Они большой пример жертвенности и глубокой веры. Их забота, молитва, пример благочестия, добрые слова наставления – огромная поддержка для меня. Через общение с ними словно происходит преемственность в вере. Для них молодежь Собора – большая радость и утешение. Мне очень жаль, что не все бабушки, которые молились обо мне, дожили до дня моего рукоположения. Поэтому мою первую Мессу в Соборе я пожертвовал именно за них. Пани Аня, пани Ядвига Немонякина, пани Юзефа Сергеева – навсегда в моих молитвах и помяннике. Дорогие сестры Валентина и Климентина, ныне здравствующие, — это те, с кем олицетворяется у меня атмосфера собора, когда я впервые в нем оказался.

Постриг. Фото предоставлено отцом Ильёй

— Кто еще оказал влияние на ваше становление?

— Влияние на меня оказало большое количество людей. Всех просто невозможно будет перечислить. Первая католическая монахиня, с которой я познакомился в паломничестве в Фатиму, была сестра Тамара из Общины Блаженств. Благодаря ей я научился молитве Розария. Она всегда была ко мне очень внимательна. Конечно, это и отцы-салезианцы и монахини собора. Моим исповедником был о. Августин Дзендзель, который помогал мне духовно и в период салезианской формации. Никогда не забуду его увещевания: «Дорогие, сейчас в Церкви идет Год Милосердия. Пожалуйста, будьте милосердны ко Христу». Я очень благодарен и о. Аркадию Грабовскому, который стал для меня практически духовным отцом. Вместе с ним мы смогли реализовать очень многое в Оратории и моей жизни. Я стал аниматором и салезианцем-сотрудником (которым являюсь и по сей день). Он всегда молитвой и заботой сопровождал меня, даже тогда, когда я принял решение покинуть новициат отцов-салезианцев. Большое влияние на меня оказали и сестры Семьи Марии, в летних лагерях которых я принимал участие. От них я учился молиться и почитать Иисуса в Святых Дарах. Безусловно, что очень основательную духовную и интеллектуальную формацию я получил в Конгрегации Воплощенного Слова. В ней я провел шесть лет. И поддерживаю очень хорошие, добрые отношения со священниками и сестрами этой духовной семьи. На протяжении моего пути рядом со мной были и представители епархиального священства, с которыми меня связывают дружеские отношения. Здесь могу вспомнить о. Сергия Зуева, о. Сергея Тимашова. В том, что я смог стать священником, огромную роль сыграли греко-католические священники о. Александр Бургос и о. Иван Лега, а также поддержка многих и многих людей: семинаристов, собратьев-священников, монахинь и мирян. Я им очень благодарен!

Рукоположение. Фото: ТВ Кана

— Как возникло греко-католичество в вашей жизни?

— Осознание того, что я являюсь католиком византийского обряда, произошло не сразу. Можно сказать, что 10 лет я практиковал только латинский обряд, был министрантом в соборе, кандидатом на поступление в Общество отцов-салезианцев. Как и многим, никто мне не пояснял прежде, что в силу Крещения и традиции я явлюсь в Церкви греко-католиком. И я даже смутно мог себе представить, что это такое. Но я никогда не хотел менять свой обряд. Большое впечатление на меня произвело посещение общин и монастырей во Львове и его окрестностях, знакомство с салезианцами византийского обряда в 2010 году. У меня начинался период послушничества – новициат, и вот тогда я все более стал утверждаться в желании практиковать византийский обряд. Реализовать это я смог уже в Конгрегации Воплощенного Слова. Поступив в монастырь в Ивано-Франковске, я смог ближе познакомиться с жизнеописанием блаженного Леонида Федорова, экзарха Католической Церкви Византийского обряда в России, с ролью митрополита Андрея Шептицкого в истории возникновения нашей поместной Церкви, с различными документами и переписками. Именно тогда я обрел уверенность, что это мое. Более глубокое знакомство с нашей поместной богослужебной традицией произошло уже после моего возвращения в Россию в 2018 году, благодаря приходу Сошествия Святого Духа и о. Александру Бургосу. Это действительно исторический приход, который старается развиваться согласно видению блаженного Леонида Федорова.

Фото предоставлено отцом Ильёй

— Расскажите немного об иконе Фатимской Божьей Матери.

— Для меня Божья Матерь, явившая Себя в Фатиме, очень близка и дорога. Неслучайно, что мои самые большие жизненные решения были связаны с паломничеством в Фатиму, где я был три раза. С Ней связано мое обращение в католичество и мое священническое призвание. Поэтому я очень люблю и этот образ «Тобою единство», который посвящен Богородице Фатимской. Оригинал иконы находится в г. Пушкин (Царское село), где о. Александр Бургос был некогда настоятелем. Именно ему пришла идея заказать написание этого образа у русского иконописца так, чтобы икона отвечала всем канонам русской школы. Она действительно стала первой местной католической иконой, которая получила широкое почитание. Перед ней молились Папа Франциск и Вселенский Патриарх Варфоломей, и многие другие. Она паломничала по России и всему миру. И особо почитается в греко-католическом приходе Сошествия Святого Духа, где ежемесячно перед ней служат Акафист, и где существует Братство в честь Фатимской Иконы Божьей Матери, целью которого является посвящение себя Пренепорочному Сердцу Богородицы, молитва Розария или Богородичного правила, изучение и распространение фатимских посланий, особенно в их связи с Россией. Именно для этой цели вместе с о. Александром Бургосом мы провели цикл передач «Фатимская весть» на Радио Мария. Очень люблю данный образ, поэтому использовал его на иконках в память о моем рукоположении.

Фото: Ольга Хруль

— Каким вы видите современного греко-католического священника?

— Несмотря на то, что быть греко-католическим священником не самая простая задача, так как нередко можно встретить непонимание не только со стороны православных, но и со стороны духовенства и верных Латинского обряда, все же это увлекательное следование за Христом. Это миссия свидетельства о прекрасном обрядовом многообразии нашей Вселенской Церкви и о ее единстве. Наша поместная Церковь – одна из самых маленьких Католических Церквей (ей всего чуть более ста лет), которая переживает поистине апостольское время, ведь ей только еще предстоит укрепляться, возрастать, пополняться новыми членами. По мысли блаженного Леонида Федорова главной нашей целью является распространение и популяризация здоровых идей о католичестве, диалог и дружба с нашими православными братьями и сестрами, а также совместный поиск того, что нас сближает и направляет к единству. Современный греко-католический священник – тот, кто любит свою Церковь и обряд, кто не привык разочаровываться и опускать руки, для которого на первом месте – служение людям, кто готов смело свидетельствовать об уникальном облике этой поместной Церкви с ее славяно-византийской традицией и богословским богатством. Все это требует постоянства, мужества и глубокой молитвенной жизни.

Фото: Ольга Хруль

— Что бы вы пожелали юношам, ищущим свое призвание в Церкви?

— Желаю великодушия и постоянства. Великодушия – чтобы смело вверять себя служению Богу, начиная уже сегодня, сейчас, с исполнения повседневных обязанностей в духе служения. И постоянства, о котором следует просить в молитве, так как от постоянства зависит наша верность выбранному пути. Многие из нас, местных призваний, подобны цветам, выросшим на камнях. Наши корни не столь глубокие и не столь прочные, поэтому нам особенно необходимо еще более доверять Богу, усерднее молиться и просить о благодати быть верными до конца.

Фото: Ольга Хруль

«Мы должны богатеть молитвой и трудами ради Него».

Проповедь отца Ильи Астапова на примиционной Святой Мессе в московском Кафедральном соборе

Дорогие братья и сестры!

Господь близко! Господь уже приходит и Господь уже здесь и сейчас!

И если вы собрались в этом храме, значит, вы вышли к Нему навстречу! Значит вы уже призваны Господом, чтобы встретить Его конкретно здесь, сегодня!

Никогда не устану повторять: что у нас есть один день, один единственный день, чтобы любить нашего Бога, чтобы любить Иисуса Христа — это сегодня! И только сегодня! Потому что то, что было вчера, уже прошло; а то, что завтра — уже может не наступить для кого-то из нас. Он наша главная любовь, наша цель. Он та прекрасная премудрость, которая открывает себя здесь, непосредственно в этой общине, в cобрании, в Cлове, в Евхаристии. Господь уже здесь!

Если посмотрим на свои души, то попробуем сравнить эти души, очищенные в Таинстве Крещения, ставшие подобными этим девам. Эти души мудрые, разумные или не очень?

И Господь сегодня показывает нам, что те, кто ищет Его, кто ставит Его во главу своей жизни, те Его обретают, даже когда засыпают, даже когда приходит усталость, даже когда жизненные обстоятельства, житейские кандалы и так далее становятся слишком тяжелыми, что утомляют настолько, что мы засыпаем даже в духовной жизни.

Посмотрите! Господь говорит нам: «Бодрствуйте!» Но уснули все девы: и благоразумные, и неразумные — все уснули. Равно оказались в чём-то недостойными. Но у одних был елей, а у других его не было.

Я священник византийского обряда, поэтому люблю отсылать к греческому языку. По-гречески елей — это έλαιο (элеус), то есть получается слово, которое обозначает также милость. У нас есть такой момент в богослужении, который называется «Полиелей». Бог многомилостив, и мы поём псалом, где воспеваем то, что Бог полон милости к нам! У него много милости для каждого из нас! Мы знаем, что милость Его обновляется каждое утро для каждого из нас! Он верен, даже, когда мы не верны!

И вот, у одних этих дев, видимо, этой милости было больше, а у других этой милости, возможно, не было, потому что, когда мы приходим в Церковь, некоторые крестятся, другие обновляют своё Крещение, присоединяясь к ней, и в Таинстве покаяния (которое называется многотрудным Крещением) обновляют свои души, свои крещальные обеты. Проходит некоторое время, приходит привычка и мы, возможно, делаем нашу духовную жизнь чем-то похожей на мебель, на антураж: то, что традиционно всегда с нами, не очень важная, может быть, вещь, не очень близкая, не всегда нужная… Иногда, может быть, и нужная по воскресеньям, но в другие дни можно как-то и обойтись, потому что есть другие заботы: работа, семья, дети, много всякой житейской cуеты. И тогда приходит это засыпание духовное, засыпание души. И мы забываем, что на самом деле мы призваны возрастать в добродетелях, главная из которых – любовь. Достигнуть совершенства любви!

Кто из нас реально помнит, для чего все мы сотворены Богом? Простая истина, которую знают те, кто делал духовные упражнения святого Игнатия Лойолы: человек сотворён Богом для того, чтобы служить Ему, почитать Его, и тем спасти свою душу! И так должен поступать в своей жизни, так пользоваться приходящими благами и всем тем, что Бог даёт, всем тем, что его окружает, насколько это помогает ему достигнуть этой цели – служить Богу, почитать Его и спасти свою душу. И настолько должен отвращаться этого всего, насколько оно отдаляет его от цели.

И вот, кто ищет Бога, кто жаждет Бога так, как сегодня мы пели в псалме: «Тебя от ранней зари ищу я» (Пс, 62), тот возрастает в добродетелях, тот не просто идёт на исповедь, чтобы изменить свою жизнь чудесным образом: исповедовался — и Господь меня преобразил ,я теперь новый святой человек, живу дальше, как жил. Нет! Нужно посмотреть на свои добродетели. Есть ли в наших сердцах эта милость? Эта любовь? И пока мы ещё на пути, и пока мы ещё ожидаем пришествия Христа во славе, мы должны богатеть молитвой и трудами ради Него! Трудами любви и милосердия по отношению к нашим ближним. На тот момент, что если мы вдруг уcнём и потом, услышав громкий зов «Вот жених грядёт в полуночи, душа пробудись», чтобы у нас хватило этого елея, масла, любви, добродетелей, доброго отношения, милосердия. А если мы будем нерадеть, если мы покрестились, присоединились, да, регулярно исповедуемся, но не делаем никаких постановлений, не избираем себе самую главную добродетель любви или хотя бы ту добродетель, которая противоположна нашим грехам, особенно тем, которые чаще всего случаются, то может оказаться, что этого масла, этого елея будет недостаточно, когда настанет тёмная, глухая ночь под названием смерть. И тогда уже никто из нас не сможет друг с другом поделиться, никто из нас не сможет свою добродетель отдать за другого, никто из нас не сможет добрые дела cвои отдать за ближнего своего. Только сейчас, пока мы на пути. Именно поэтому апостол говорит: «Носите бремена друг друга — и тем исполните завет Христов». Любить друг друга, любить до самопожертвования. И тогда светильники нашей души, нашего сердца будут горящие, и мы войдём в этот брачный пир! Этот брачный пир начинается здесь (показывает на алтарь), на Евхаристии.

Долго желала душа моя есть с вами эту Пасху. Могу повторить эти слова Иисуса Христа, потому что я из этого прихода, я здесь вырос, некоторые меня помнят из оратория, cалезиаские сотрудники мне сегодня напомнили (смеётся). Поэтому желаю разделить с вами этот брачный пир нашего Христа – агнца, который дарует себя! Он близко, Он у дверей, как мы слышали сегодня в первом чтении. Он готов и ждёт, когда мы Ему откроем и покажем Ему: «Господи! Мы пришли сюда ради Тебя!»

Я уверен, что все из вас сегодня пришли сюда ради Него Одного, и значит, сегодня должна состояться долгожданная встреча. Но будет очень плохо, ужасно, если она не принесёт плода. Поэтому откройте свои сердца, вознесите свои сердца, решитесь очистить ваши сердца, изберите пример Христа для того, чтобы наполнить ваши лампады Его Благодатью, Его любовью, Его прощением, Его многомилостию, если можно так сказать. Аминь.

Фото: Ольга Хруль

Смотрите также:

Запись трансляции примиционной Святой Мессы о. Ильи в московском Кафедральном соборе

Фотоальбом Ольги Хруль с примиционной Святой Мессы

Программа отца Ильи «Фатимская весть» на Радио Мария