«Бесконечная книга» Михаэля Энде: нескучный катехизис для детей и подростков

«Бесконечная книга» (нем. Die Unendliche Geschichte, вар. – «Бесконечная история», «История, конца которой нет») была написана немецким писателем Михаэлем Энде в 1979 году. Роман был очень популярен, трижды переиздавался и был переведен на множество языков. На русском языке он был впервые выпущен в 1992 году в пересказе Татьяны Набатниковой, а в 1997 году появился полноценный перевод Александры Исаевой и Лилианы Лунгиной.

Сам автор не любил публично давать интерпретацию своим произведениям, утверждая, что «поэзия и искусство не объясняют мир, они изображают его… Хорошее стихотворение не рассказывает, как улучшить мир, оно само по себе – кусочек улучшенного мира, а поэтому в «морали» нет необходимости».

Тем не менее, можно сказать, что роман пронизан библейскими образами, христианскими идеями и мотивами.

Давайте совершим путешествие вместе с главными героями книги, чтобы поискать тому подтверждение.

Итак, в стране Фантазии беда: на нее надвигается Ничто, которое губит и поглощает все на своем пути. Как выясняет после многих опасных приключений один из героев романа мальчик Атрей из племени зеленокожих охотников на буйволов, спасти Фантазию может только человеческий ребенок, «сын Адама». Он должен попасть в эту волшебную страну и дать ее правительнице, Детской Королеве, которая является средоточием всей жизни в Фантазии, новое имя. Это уже, вероятно, напомнит нам о Книге Бытия, когда в последний день творения Бог создал человека, чтобы тот дал имена всем живым существам, что необходимо для завершения божественного порядка.

Кого же выбирают на эту роль? Или кто ее выбирает, ведь мы все наделены свободой воли? Выбор падает на десятилетнего мальчика Бастиана Бальтазара Букса, «неудачника по всем линиям», как называет его неприветливый владелец книжной лавки.

У Бастиана умерла мама, а отец ушел в свое горе и замкнулся в себе. Друзей у мальчика нет, ребята смеются над ним и обижают его, потому что он, с их точки зрения, странно себя ведет: тоже уйдя в себя, выдумывает разные истории и вещи. Сдачи он дать обидчикам не может, оказавшись беспомощным в реальном мире. Со спортом не дружит, учится плохо, и, получается, очень мало у него радостей. Вот кто оказывается избранным, «один из малых сих», не имеющий личных заслуг и достижений. Вспомним, например, Песнь Пресвятой Богородицы: «ибо призрел Он на малость Рабы Своей» и евангельские «блаженны нищие духом» и «не вы Меня избрали, а Я вас избрал».

Бастиан осознает свою «малость» и несовершенство и при этом не озлобляется на окружающих, а старается украсить свой внутренний мир, читая книги, фантазируя и выдумывая.

Кстати, «избранным» он становится тоже не самым красивым образом: он крадет «Бесконечную книгу» в букинистическом магазине и, решив убежать из дома, прячется на школьном чердаке, где читает книгу, прогуливая уроки.

Так Бастиан и знакомится со страной Фантазией, узнает о беде, постигшей ее, об Атрее и его Поиске. Примечательно, что на книге изображен знак Детской Королевы АУРИН, знак ее власти: «две змеи, светлая и темная, заглотившие хвосты друг друга, образовав овал». Овал, или точнее круг, является символом бесконечности, а темная и светлая змеи (по сути черное и белое – цвета доминиканского ордена) напоминают, быть может, о двух основных христианских добродетелях: чистоте и смирении.

Великий Поиск Атрея тоже интересен. Юный охотник встречает на своем пути сфинксов, которые кого-то пропускают, а кого-то нет. Причем «это не связано ни с мудростью, ни с храбростью, ни с добротой». Еще одно напоминание о том, что «не вы Меня избрали», и что Бог избирает не за великие заслуги и достижения.

Проходя через ворота Волшебного Зеркала, того, в котором видишь себя, свою истинную суть, Атрей видит Бастиана. Получается, смельчак и воин Атрей тоже в душе робкий мальчик, нуждающийся в любви, а тихий и ушедший в себя Бастиан способен быть смелым и отважным. Один из героев романа говорит о Волшебном Зеркале так: «те посетители, которые считали себя безупречными, в ужасе бежали прочь от чудовища, которое видели в зеркале». Умение принять себя таким, какой ты есть, не выдумывая в угоду своим страстям или, быть может, и нашим ближним – это то, что необходимо, чтобы познать себя, а познав, полюбить.

Потеряв надежду привести человеческого ребенка и спасти Фантазию, Атрей оказывается в месте отчаяния – городе Призраков. Там от вервольфа Гморка он узнает, что Ничто приговорило Фантазию к смерти, желая силы и власти над людьми. Ведь если завладеть их мыслями и желаниями, так легко управлять, внушая людям, что их мечты и упования не имеют никакого значения. Даже фантазийцы-порождения Мрака пытаются как-то помешать этому, что может нам напомнить о том, что равнодушие страшнее злобы и ненависти.

Бастиан, даже когда осознает, что это он «избранный», он – тот самый «великий герой», которому и предназначено спасти Фантазию, далеко не сразу решается попасть туда. Очень долго он борется с собой, долго страшится, то придумывая себе оправдания: «не знаю, как это сделать», «а вдруг я ошибаюсь с именем»; то считая себя недостойным прекрасной Детской Королевы и храброго Атрея. Как это похоже на наши собственные сомнения, слабости и страсти, и боязнь начать, когда мы понимаем, что Господь призвал и избрал нас.

В итоге Бастиан преодолевает свои страхи и оказывается в Фантазии. Он дает имя Детской Королеве – Луниана, и она предлагает ему стать творцом нового мира.
Каждый из нас – образ и подобие Божие, а, значит, каждый из нас – творец, в той или иной степени, в той или иной области. Все мы к этому предназначены.

Луниана дает главному герою АУРИН, знак власти над Фантазией. На нем обнаруживается надпись: «Делай, что хочешь». Господь создал нас свободными и всегда дает нам свободу выбора. «Все мне позволительно, но не все полезно», — напоминает апостол Павел, а святой Августин поясняет: «Возлюби Бога и делай, что хочешь».

Бастиан начинает желать и творить. Вскоре становится понятно, что свобода выбора и возможность делать, что хочешь – всегда ответственность, во всем присутствуют причинно-следственные связи. А еще за эту свободу нужно платить. Наш герой платит тем, что, всякий раз загадывая желание, он утрачивает одно из воспоминаний о реальном мире.

Вначале Бастиан ни о чем не задумывается, потакая своим порывам и страстям и до какой-то степени стремясь самоутвердиться в мире Фантазии. Уязвленное тщеславие и обиды (пусть и неосознанные) – по сути своей жажда любви, только мальчик этого еще не понимает. И еще не знает, что любят не за заслуги и достижения, что любят не за что-то, а иногда даже вопреки чему-то. Он стремится добиться любви и признания, становясь красивым, храбрым, сильным, известным, признанным сочинителем историй и обретает репутацию мудреца.

И вот однажды в своих странствиях с Атреем, драконом везения Фухуром и почитателями-фантазийцами Бастиан встречает злую волшебницу Ксаиду. Она искушает его, убеждая в том, что истинная мудрость и величие – «пребывать НАД вещами, никого не любить и не ненавидеть». Можно сказать, это то же самое Ничто из первой части книги, когда равнодушие страшнее ненависти. Гордыня – самый тяжкий грех – если человек провозглашает: «Мне не нужен никто». Ни Бога, ни ближних такой человек не любит, да и себя тоже нет.

Самый простой способ пробудить гордыню – сеять распри и раздоры. И Ксаида с легкостью ссорит Бастиана с его друзьями: вначале с лошачихой Йихой, а потом с Атреем и Фухуром.

Только счастья Бастиану это «мне не нужен никто» не приносит. Он доходит до опустошения, его уже не радуют власть и свобода, он не рад дарам Фантазии.

Конец у поддавшихся самому страшному греху печальный – пребывание в Городе Старых Королей, без желаний, без воспоминаний, без мыслей. Однако Бастиану удается, сохранив еще несколько желаний и воспоминаний, а, значит, не утратив еще все человеческое, выбраться из Города, где ему подсказывают, что он должен найти свое самое заветное желание.

Затем главный герой оказывается в Искале, городе, жители которого – искалнары – все делают сообща. У них даже местоимения «я» нет, только «мы». Каждый из них одинаков и вполне себе заменим. Бастиан отмечает красоту этого единства, уже понимая, что все мы нуждаемся друг в друге. Но в единстве искалнаров чего-то не хватает. И герою удается увидеть, чего.

«Но Бастиан хотел быть незаменимым и единственным. Он хотел, чтобы его любили именно таким, каков он есть. В единстве искалнаров была гармония, но не было любви.

Он больше не хотел быть самым великим, самым сильным или самым умным. Все это осталось позади. Он хотел теперь, чтобы его любили такого, какой он есть – хороший ли, плохой ли, умный или глупый, красивый или не очень, со всеми его недостатками – и, может, как раз за них».

Какой же он на самом деле? Герой понимает, что за всеми дарами Фантазии он потерял себя.

После встречи с мамой Айолой, которая, по своей природе обладающая избытком любви и потребностью ее отдавать, готова одаривать этим мальчика и принимать его таким, какой он есть, прощая и понимая его, Бастиан начинает раскаиваться в своей гордыне. Вскоре он осознает, что его истинная воля – любить.

Но нельзя любить вообще, не зная кого. Кого же хочет любить Бастиан, с кем ему нужно будет поделиться Живой Водой?

Наш герой не знает, он забыл всех в реальном мире, даже своих собственных родителей. Только свое имя осталось у него в памяти.

Пытаясь помочь мальчику, старый горняк Йор из шахты Минроуд подсказывает ему, что чтобы полюбить кого-то, надо забыть самого себя.

Возможно, это напомнит нам о молитве святого Франциска Ассизского: «Дай мне, Господи, не ждать утешения, а утешать, не ждать понимания, а понимать, не ждать любви, а любить. Ибо только кто дает, тот обретает. Только кто о себе забывает – тот находит себя. Только кто прощает – тот будет прощен. Только кто умирает – тот воскресает для жизни вечной».

Такова суть христианской любви, которая, по словам апостола Павла, «не ищет своего», идеал, к которому все мы должны стремиться.

И вот Бастиан находит в шахте вмерзшую глыбу льда с изображением человека, которого мальчик вроде бы и не знает, но по ком, оказывается, бесконечно тоскует. Своего отца, только Бастиан этого уже не помнит.

«Все время он видел перед собой ту картину. Ему хотелось обнять глыбу льда, в которую вмерз тот незнакомый человек, чтобы растопить лед своим теплом». А свое имя герой забывает.

Теперь он любит конкретного человека, теперь он готов отправиться на поиски Живой Воды.

Вскоре он снова встречается с забавными и озорными существами, ведущими, по сути, бессмысленную жизнь, которых он сам сделал таковыми, потакая своему тщеславию, а, может, и искренне веря, что творит добро.

Устами этих созданий звучит еще одна глубокая мудрость: «Конечно, сам от себя ты в полном восторге, тебе очень хочется считать себя добрым, а нам приходится расплачиваться за такое добро!»

Как часто мы все совершаем вроде бы и хорошие поступки, вроде бы и во благо ближним. А о самих ближних об этом не думаем, делаем это или из чувства долга, или из желания успокоить свою совесть, проявить себя великодушным человеком. И сами не ведаем, что творим. В итоге радости это не приносит никому.

«Делай, что хочешь» подразумевает ответственность за свои поступки, еще раз напоминает нам автор.

Бастиан, встретившись с Атреем и Фухуром, находит в себе силы отказаться от АУРИНА, отдает его Атрею, по сути, без слов прося у своих друзей прощения. Все трое, после такого безмолвного примирения, оказываются в гроте с Живой Водой. Фухур переводит то, что поет вода: «Я вода жизни! Источник, который бьет сам из себя и наполняется оттого, что из него пьют. Пей, пей, пей! Делай, что хочешь!»

В данном случае вспоминаются два параллельных места из Ветхого и Нового Завета: «Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» и «Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром». О жизни новой, о возрождении и обновлении со Христом, об общем воскресении.

Также есть ассоциации и с Таинством Крещения, тем более что Бастиан ничего не помнит о себе, и за него отвечает Атрей, совсем как крестный отвечает за ребенка и за него свидетельствует о вере.

Бастиан, войдя в воду, становится самим собой, и к нему возвращаются все его воспоминания. Это еще и напоминание об исцелении, как в Евангелии, где для этого нужно было спуститься в купель, к источнику. Главный герой исцеляется, обретает радость жизни и любви.

«И самым прекрасным было то, что он хотел быть только тем, что он есть. Если б ему пришлось выбирать для себя из множества возможностей, он не выбрал бы ничего другого. Теперь он знал: в мире тысячи радостей, но главная из них – уметь любить».

Следующий абзац кажется перифразом слов апостола Павла, тех, где о «радости, которую никто не отнимет»: «… он никогда больше не терял этой радости. И в самые трудные времена у него оставалась эта радость сердца, которая придавала ему силы и приносила утешение другим».

Бастиан возвращается в реальный мир. Вроде бы все по-прежнему, только теперь он любит и принимает себя таким, какой он есть, и в результате оказывается способным на смелые поступки и в реальности: не боится вылезти через окно, решается сам пойти к господину Кореандру насчет вроде бы украденной книги, которую, как выясняется, никто и не крал, потому что у букиниста не было такой книги.

А самое главное, он приносит Живой Воды своему отцу. Теперь они оба понимают, что любят друг друга и нужны друг другу, теперь они услышат друг друга, а не будут уходить в себя в своей печали, постараются жить дальше и радоваться жизни.

Может быть, Бастиан покажет в будущем своему отцу дорогу в Фантазию, ведь туда ведут тысячи путей, не только книги. Но, как очень любит повторять автор, напоминая, что Фантазия и способность творить бесконечны, «это уже другая история, и мы расскажем ее как-нибудь в другой раз».

«Бесконечная книга», как мне кажется, отлично подойдёт для воскресных школ, а также для бесед о вере и жизни с детьми и подростками. В ненавязчивой форме, не читая скучной морали, даже прямо не говоря о религии, автор напоминает читателям две основные заповеди: о любви к Богу, сотворившему все, и к ближним, которых надо любить как самих себя. Может быть, у тех, кто прочтет эту книгу, возникнет желание лучше ознакомиться с образами, представленными в ней. Кто знает, вдруг следующим шагом будет знакомство с Книгой Книг – Библией, с учением Христа и желание поделиться Живой Водой радости жизни и любви с другими?