- Бог есть Слово и Свет
Бог создал все сущее «словом силы Своей». Его творение многократно называется «creation per verbum», то есть «творение словом» (Быт 1-3, 6, 9-11, 14, 20, 24, 26; Псалом 32:8, 148:5; Иер 10:12; Притчи 3:19, 8:27; Евреям 11:3).
Речь идет, конечно, о том же Слове, которое было у Бога и было Бог (Ин 11:1). Это то же самое Слово, которое стало плотью (Ин 1:14). Бог – это Слово. С другой стороны, Библия наполнена не только Словом, но и Светом, аллегорией Света — «Бог есть Свет» (1Ин 1:5). То есть Слово есть Свет. Господь творит Словом и Светом. Истина Христа озаряет весь мир – творение Отца.
«Христос – Свет народам», — так начинается важнейший документ Второго Ватиканского Собора – Догматическая Конституция «О Церкви», а Николай Кузанский пишет: «Бог, как сама абсолютная максимальность, есть свет» (Николай Кузанский «Об ученом незнании»).
В дальнейшем мы попытаемся увидеть и упрочнить связь Света и Истины, а также задаться вопросом – как «увидеть» и ощутить Бога? Отправной точкой нам послужит рассуждение Ансельма Кентерберийского: «Почему не ощущает Тебя, Господи Боже, душа моя, если нашла она Тебя? Или она не нашло Того, о Ком, однако, нашла, что он есть Свет и Истина? Как же уразумела она это иначе, нежели увидев свет и истину? Да и могла ли она вообще уразуметь о Тебе нечто, кроме как через Твой свет и через Твою истину (Пс. 42, 3)?» (Ансельм Кентерберийский «Прослогион»)
- Светильник
Как распространяется Свет? Христос, то есть Истина – это «светильник», позволяющий человеку зажечь свой огонь от Него, соединиться с Богом, познав и приняв Истину:
«Ты, Господи, светильник мой» (2Цар 22:29)
И еще:
«Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Псалом 17:29)
Отметим также, что текст Псалма прямо говорит «тьму мою», именно «мою», а не какую-то абстрактную объективную тьму. Мы еще вернемся к этому позже.
Итак, Господь транслирует свой Свет, проецирует Его на все творение, распространяя его повсюду и зажигая души людей:
«Светильник Господень – дух человека» (Притчи 20:27).
Как же происходит передача Света от Бога человеку? На этот вопрос отвечают Евангелия:
«Светильник для тела есть око» (Мф 6:22; Лк 11:34).
То есть мы должны «увидеть» свет, чтобы зажечь свой дух от «Светильника». Формула кажется простой, но все не так просто. Чтобы «увидеть» свет, нужно принять Крест. CSSML – такая аббревиатура указана на медальоне Святого Бенедикта. Это ни что иное, как срока молитвы Vade Retro Satana («Отойди от меня, Сатана»), которая гласит: «Crux Sancta Sit Mihi Lux» («Крест Святой пусть мне светит»).
- Очи господа (как видит Бог)
В Псалме 118 читаем: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105). Свет не просто есть, он активен тогда, когда человек Его использует. Кроме того, Свет разлит везде, по всему творению:
«На всяком месте очи Господни» (Притчи 15:3)
И еще:
«Ибо очи Мои на всех путях их» (Иер 16:17)
Что же это означает? Это означает, что, когда речь идет об «очах Бога» — подразумевается Божественное зрение Светом, то есть передача Истины и Слова. Когда Бог «видит» или «смотрит», Он «знает» и «освещает»:
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Псалом 32:13)
Господь «видит» (освещает) всех, даже зародыш: «Зародыш мой видели очи Твои» (Псалом 138:16).
- Земля видит Свет
Итак, Господь «видит» — значит «передает свет Истины». Теперь нужно перейти к принятию этого света человеком.
Точнее всего процесс передачи и принятия человеком Света описан в Псалме 96:
«Молнии Его освещают вселенную, земля видит и трепещет» (Псалом 96:4).
Во-первых, мы еще раз убеждаемся, что Бог освещает все свое творение – вселенную. Во-вторых, мы читаем о том, как человек принимает этот Свет в дар: а) с трепетом, б) «видением», «смотрением» — «Земля видит» говорится в Псалме.
Итак, именно «вИдение» Света и есть познание и принятие Истины в дар. «И видящий Меня, видит Пославшего меня», говорит Иисус (Ин 12:45). То есть – тот, кто принимает Свет Христа, его Слово, тот принимает Бога-Отца, ибо «откровение слов твоих просвещает» (Псалом 118:130).
Как же «видит» человек?
- Свет и Спасение
«Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33:28). Зрение уже не просто одно из пяти чувств, нет – «не насытится око зрением» (Еккл 1:8). Зрение – это способ принятия Света Христа:
«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.» (Псалом 118:18)
«К Богу слезит око мое» (Иов 16:20)
«Око мое истомилось от горести» (Псалом 88)
«Иссохло от печали око мое» (Псалом 6:8; Псалом 30:10)
«…воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего!» (Псалом 4:7)
«Увидев» свет Господа, человек обретает новую жизнь в Истине. Эта жизнь посвящена и принадлежит Царству Божьему. Эта жизнь лишена смерти, так как она – жизнь вечная:
«И очи видящих не будут закрываемы» (Ис 32:3). Уже здесь пророк дает нам знание о будущем Креста, о Воскресении и жизни вечной. Так же говорится и в Псалмах:
«Просвети очи мои, да не усну я сном мертвым» (Псалом 12:4). Свет Господа возвещает жизнь вечную, свободную от сна мертвых. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5:14). Именно Свет Господа позволяет человеку спастись. Главное – избежать сна, то есть закрытых глаз – тьмы:
«Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес 5:6)
Не раз Библия напоминает нам в последующем, что именно свет связан напрямую со спасением и противостоит смерти:
«…ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.» (Пс.55:14)
Видеть – активная позиция христианина. «Смотреть – значит действовать, повинуясь воле к жизни» (Романо Гуардини «Господь», стр. 164). Более того, именно в этом процессе смотрения и проявляется истинная сила и присутствие Святого Духа. Ведь, как писал Ханс Урс фон Бальтазар, «Он не хочет быть зримым, Он хочет быть в нас зрячим оком». Дух Святой – «тот, через которого мы смотрим на Бога».
- Свобода воли и добровольная слепота
А теперь еще раз вернемся к Псалму 96 и Притчи 15:3: «молнии Его освещают вселенную» и «на всяком месте очи Господни». Это означает, что Свет разлился повсюду, то есть тьмы нет в принципе. «Ибо нет в Тебе Тьмы», пишет Ансельм Кентерберийский, — «но [душа] видит, что не может более видеть по причине собственной омраченности» (Ансельм Кентерберийский «Прослогион»). Тьма не существует. Свет – это имманентное качество мира, Его творения. Нельзя пройти мимо Света, так как он – везде. Так же нельзя не узнать Истину, ведь она разлита «на всяком месте» во вселенной.
С другой стороны, Господь даровал человеку свободную волю – единственный инструмент, которым он, в том числе, способен оградить себя от света и привести себя во тьму. Для этого человеку нужно закрыть глаза. Человек неспособен отрицать Свет, уничтожить его, прийти в место, где его нет. Но он всегда может закрыть глаза, чтобы не видеть свет, то есть добровольно ослепнуть, закрыться от Бога и Истины:
«И ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули» (Деяния 28:27).
Романо Гуардини так пишет об этом: «Так как они не хотят ничего видеть, предстающее их взору Божественное лишает их самого дара зрения – их зоркость сходит на нет, они слепнут» (Романо Гуардини «Господь», стр. 163).
Закрыть глаза, то есть – перестать видеть свет, сознательно от него отказаться означает совершить грех, поместить себя во тьму – обитель зла и грехов:
«И они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа» (Соф 1:17)
И еще:
«слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2Цар 5:8).
Пророк Исаия называет целый народ слепым, «хотя у него есть глаза» (Ис 43:8), подразумевая, что он пребывает во тьме греха. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Иоанна 2:9-11).
Закрыть глаза – всегда сознательное решение человека. И хотя тьмы в мире нет, человек может создать ее сам, свою собственную тьму – «Бог мой просвещает тьму мою» (Псалом 17:29).
- Свет во тьме
Но Иисус приходит в мир, чтобы спасти и «слепых»: «пришел Я в мир. Чтобы невидящие видели» (Ин 9:39). Именно так и происходит. Христос Спаситель искупляет грехи всех людей, распространяя свой Свет повсюду:
«Господь отверзает очи слепым» (Псалом 145:8)
И
«Многим слепым даровал зрение» (Лука 7:21)
Грех, как и свободная воля, силен, и, хотя «свет пришел в мир», но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:19).
Но на счастье людей, даже пребывающих во тьме:
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:4-5) и «Во тьме восходит свет правым» (Псалом 111:4). Значит, даже слепец, пребывающий во тьме, способен различить Свет и принять Истину, чтобы спастись.
Сам Иоанн говорит о себе, что он «не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин 1:8). Апостол продолжает так:
«Был свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). «Всякого человека» просвещает Бог. Он предлагает спасение всем, то есть «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4).
Господь благ и «видит» каждого и всякого:
«бедный и лихоимец встречаются друг с другом, но свет глазам того и другого дает Господь» (Притчи 29:13).
Как писал Романо Гуардини: «Того, кто понимает, что [он слеп], и сознается в этом Господу, озаряет «Свет мира», высвобождая в нем силу духовного видения. Теперь он способен видеть Посланного Богом, новый порядок вещей… И то, что он видит, делает его еще более зрячим. Он постигает суть Царствия Божиего…» (Романо Гуардини «Господь», стр. 163).
- Передача света
Итак, Христос призывает даже тех, кто во тьме. Даже из тьмы Он зовет «в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9). К тем, кто открывает глаза и видит, Он обращается:
«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф 5:8). Поступать, как чада света – значит передавать свет дальше от светильника к светильнику.
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк 13:33). Снова мы читаем «смотрите». В этом контексте имеется в виду именно функция передачи света, иное, библейское зрение – призвание всякого христианина. Ведь «Христос просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его» (Еф 1:15-19). «Просветил очи сердца вашего» — значит научил «видеть» в функции передачи света – Истины.
Именно с пришествием Христа свет проникает повсюду и везде. Но теперь он не просто разливается в творении, но проникает в сердца тьмы, зажигает светильники душ и запускает процесс передачи света от души к душе. Об этом и свидетельствует Он сам, обращаясь к нам в Нагорной проповеди:
«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:14-16).
Эта «свеча» — весть о Царствие Божьем. А как писал известный протестантский богослов, миссионер и культуролог Лесли Ньюбигин: «Царство Божье – не какое-то новое движение, к которому могут примкнуть желающие, требующее поддержки, которое может удаться или не удаться… Это весть о владычестве Бога… Это неотвратимая реальность, которая ставит всех перед необходимостью принять решение» (Лесли Ньюбигин «Раскрытие тайны: введение в теологию миссии», Нарния 2006, стр. 44-45).
Николай Сыров
Изображение: www.wikiart.org