о. Виктор Жук, SJ: библиодрама как встреча со Словом Божьим

Библиодрама – явление, популярное на Западе – мало-помалу обретает известность и в России. Однако пока непросто найти исчерпывающую и достоверную информацию об этом методе на русском языке. В частности, потому что в России практически отсутствуют специалисты, прошедшие профессиональную подготовку для того, чтобы практиковать этот метод. Отец Виктор Жук, SJ окончил школы психодрамы и библиодрамы в Италии и теперь проводит встречи в Москве, в Институте св. Фомы. Он делится с нашими читателями подробным рассказом об этом методе.

— Отец Виктор, начнём с определения. Что такое библиодрама и для чего она предназначена?

— Библиодрама – это встреча с библейским повествованием в группе при помощи так называемых «активных методик». Речь о том, чтобы «оживить» библейский текст, «проиграть» его, впустить в себя, почувствовать себя внутри повествуемой истории. Для этого используются приемы, которые активизируют скорее не наши привычные способы отвечать на Слово Божье – размышление, моральные выводы и т.д., а позволяют вовлечь во встречу со Словом тело, чувства, эмоциональные переживания, нашу личную историю… Это делается с той целью, чтобы более полно открыться спасительной Вести – в конце концов, размышление, рациональные выводы являются лишь очень ограниченной частью возможных реакций на то, что нам хочет открыть Бог через Библию. Мы часто реагируем на тот или иной отрывок, идя «заезженной тропой», выстраивая в уме логические цепочки или вспоминая, например, что услышали в какой-то проповеди или на занятиях по катехизису, в то время как Слово Божье, «живое и действенное», по выражению Послания к Евреям, имеет потенциал вовлекать наше существо гораздо более широко и глубоко.

— Этот метод возник в церковной среде или это адаптация классического метода психодрамы? Имеет ли библиодрама какие-то принципиальные отличия?

— Насколько мне известно, эксперименты с таким подходом к библейскому тексту зародились сразу в нескольких средах – и среди христиан, и среди наших «старших братьев» – иудеев. Я имею в виду именно метод, который вовлекает всех участников группы, а не является просто «театральным представлением», где есть четкое разделение на актеров и пассивную публику, как например представление яслей на Рождество или Страстей Христовых в Страстную Пятницу. Метод психодрамы стал подходящей основой для библиодрамы, т.к. в его основе лежат принципы, помогающие раскрывать внутренний мир человека в доверительной обстановке группы. По моему мнению, для библиодрамы очень важна одна из основополагающих идей основателя психодрамы Якоба Леви Морено – восприятие встречи как чего-то мистического, что неизбежно хотя бы чуть-чуть изменяет и преображает её участника, если он достаточно открыт. Как объясняет Морено, его метод позволяет создать особую реальность, где события представляются «понарошку», но их переживание на внутреннем уровне может быть вполне аутентичным, правдивым. Опыт – и мой личный, и многих других участников психодрамы и библиодрамы – показывает, что очень мощным инструментом является техника «обмена ролями», когда тебе нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения «противника» или просто другого персонажа, став на его место и воплотившись в его роль.

Принципиальное отличие библиодрамы состоим в том, что, в то время как в психодраме обычно исследуется внутренний мир одной конкретной личности и другие участники помогают «протагонисту» в этом (хотя возможны и другие варианты взаимодействия участников), в библиодраме в центре находится библейская история, в которой участники принимают подходящие роли.

— Вы окончили специальную школу библиодрамы. Это необходимо? Какие риски могут возникнуть, если библиодраму проводит неподготовленный человек?

— Школа библиодрамы позволяет прежде всего получить много опыта, участвуя в инсценировках, которые впоследствии анализируются и оцениваются с точки зрения метода. Необходимо хорошо усвоить различные аспекты метода (в том числе теорию в связи с общим представлением о личности в психологии) и научиться чувствовать себя комфортно в роли ведущего группы, даже если это не получается идеально (особенно на первых порах). Важно также четко осознавать границы метода и не «лезть» туда, где есть риск навредить, например, пытаясь решать чьи-то внутренние проблемы, не имея компетенций в этой сфере. Впрочем, такая предосторожность касается любых занятий подобного рода.

— Как проходит библиодрама? Я знаю, что встреча состоит из нескольких этапов. Расскажите, пожалуйста, что это за этапы и для чего каждый из них необходим.

Начинается сессия библиодрамы обычно с «разминки» или «разогрева» — нескольких упражнений, предназначенных для взаимного знакомства и создания доверительной атмосферы в группе, а также для психоэмоциональной активации. Далее следует погружение в текст – я обычно приглашаю участников представить детали сцены в своем воображении, слушая медленно читаемый отрывок. Затем каждый идентифицирует себя с каким-либо персонажем повествования, старается прочувствовать его состояние – и представляется от имени этого персонажа. Следующий этап – это спонтанная инсценировка, где актеры изображают действие и при помощи вопросов режиссера стараются глубже осознать то, что происходит не только внешне, но и во внутреннем мире героев и – что самое важное и, пожалуй, самое сложное – каким образом Бог присутствует в разыгрываемой сцене. В конце участники делятся тем, что пережили, как по-новому восприняли данный библейский текст и как эта история затрагивает их личную реальность.

— Сколько времени может занимать одна встреча и сколько человек может быть в группе?

Встреча может занять от двух до трех часов. «Комфортное» количество участников – от 5 до 12-15 человек.

— Всем ли подойдёт такой метод? Ведь не все люди обладают актёрскими способностями…

— Актером быть вовсе не обязательно. Иногда актерские способности могут наоборот мешать, т.к. в библиодраме суть в том, чтобы изобразить персонажа по-своему, а не играя на публику или следуя каким-то конвенциям. Для тех же, у кого нет никакого опыта подобной игры, библиодрама может помочь осознать потенциал, скрытый в театральной игре, в выражении себя и своих переживаний при помощи тела. Труднее всего тем, кто совершенно не настроен переключаться с рационального и аналитического восприятия на психоэмоциональное выражение, но постепенно, при повторных встречах, такие установки преодолеваются.

— А наши братья-православные, вероятно, сказали бы, что велик риск впасть в прелесть, разыгрывая библейские сюжеты, додумывая какие-то высказывания за пророков, за Иисуса… Что вы об этом думаете?

— В Москве поучаствовать в библиодраме можно и под руководством православных ведущих, например, в Институте христианской психологии. Конечно, критики такого «слишком субъективного» метода всегда найдутся, но даже в тех случаях, когда интерпретация участников показывает трудности понимания и принятия библейского текста или каких-то его аспектов, в этом есть польза: по крайней мере, есть возможность «вынести на свет» эти трудности, осознать их и сделать предметом последующего диалога с Богом.

— По какому принципу вы выбираете сюжет для библиодрамы? Вы руководствуетесь запросом конкретной группы, периодом Литургического года или есть какие-то ещё критерии?

Могу руководствоваться любым из этих критериев, а иногда сделать так, чтобы каждый из участников предложил какой-то текст, и группа выбрала. Выбор также зависит от того, обладают ли участники уже каким-то опытом, или же это группа «новичков» — некоторые эпизоды и темы лучше не трогать на первой встрече… Для начинающих это могут быть, например, очень «простые» эпизоды встречи с Иисусом, где можно осознать целую гамму возможных реакций на подобную встречу… Хотя бы только ради этого, я уверен, стоит попробовать этот метод.

— С какой регулярностью проходят встречи библиодрамы в Институте св. Фомы и как на них можно попасть?

— Я стараюсь предложить одну сессию библиодрамы в месяц, но это не всегда получается, т.к. у нас происходит и много чего другого… Желающим лучше всего прислать нам свой электронный адрес (можно это сделать, написав на [email protected]), чтобы получать рассылку новостей о наших инициативах, и следить за новостями на сайте Института св. Фомы или на нашей странице в Фейсбуке.

Беседовала Анастасия Орлова

Фото: Иван Евдокимов