Разговоры о возможных кандидатах на престол епископа Рима ведутся в СМИ ещё с момента госпитализации Папы Франциска в феврале. Вторая волна теорий на этот счет пришлась на первые дни после смерти Святейшего Отца. И вот теперь, накануне начала Конклава, СМИ вновь выдвигают кандидатов и осаждают кардиналов в надежде выведать у них, какие фигуры рассматриваются в Коллегии. О неизбежности и бесплодности этих обсуждений, а также о природе петрова служения, размышляет Анастасия Бозио.
Когда видишь такой страстный интерес к Церкви со стороны светских СМИ, хочется, конечно, порадоваться: возможно, благодаря постоянному присутствию Церкви в информационном поле, кто-то впервые задумается о её существовании и услышит тихий голос Христа, который звучит сегодня, как и на протяжении предыдущих 2000 лет, именно через эту реальность. На самом деле, вершину реальности. В том смысле, что Церковь – это часть реальности, которую всецело определяет Сам Господь.
Однако будем реалистами. СМИ не интересует голос Христа. Их интересуют кандидаты на пост главы важного социального института, способного влиять на умы почти полутора миллиардов жителей этой планеты. Именно этим обусловлен их очень практичный и, простите, совершенно «квадратный» взгляд на действующих кардиналов и перспективы каждого из них. От наивного и даже оскорбительного сведения человека до звания «либерала» или «консерватора» (как будто это что-то объясняет) до жонглирования сомнительными рейтингами популярности и влиятельности кардиналов, в некоторых из которых фигурируют даже денежные ставки (да, как на лошадей).
Разумеется, эти разговоры не смолкнут до самого появления нового Понтифика на балконе базилики Святого Петра, но для нас, верующих католиков, избрание Папы Римского выглядит совершенно иначе. Даже имея конкретные предпочтения, мы осознаем, что, в конце концов, выбор принадлежит Господу, который Сам установил петрово служение и продолжает призывать к нему мужчин ото всех концов земли на протяжении веков.
Servus Servorum Dei
«Слуга Слуг Божьих» – это один из титулов Римского Понтифика, который всегда приходит мне на ум, когда я думаю о фигуре Папы. Этот титул имеет библейское происхождение и коренится в призыве Самого Иисуса: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:27).
Для католиков Римский Понтифик – это не актор власти, это актор служения. Недаром мы называем его Папой. Ведь он прежде всего отец, который заботится, с одной стороны, о насущных нуждах своих детей, а с другой – о воспитании их самосознания, а точнее – об утверждении их в вере. Какой невероятной мудростью, каким терпением и любовью нужно обладать, чтобы соделаться отцом почти для полутора миллиардов верующих! Какая аскеза – каждый день в молитвенном распознавании выносить суждение о мире, в котором мы живем, чтобы предлагать это суждение своим детям! Какой взволнованностью о судьбе человека надо обладать, чтобы ехать до краёв земли, встречаясь с верующими там, обнимать их своей молитвой, слушать их истории…
Чтобы делать всё это, Папа Римский всецело отдаёт свою жизнь Богу в Церкви, чтобы жил уже не он, но Христос в нём. Если вдуматься, сегодня, в нашем мире, помешанном на комфорте и умножении благ, болезненно эгоцентричном, фигура человека, отрекающегося от себя ради служения другим (не на пару недель, а до самой смерти), кажется странной, чуждой, совершенно невозможной. И это, правда, по-человечески невозможно. Именно поэтому петрово служение является призванием. Личность Папы – это не плод политического консенсуса. Что же тогда?
Инициатива принадлежит Богу
Достаточно вспомнить, что даже апостол Пётр не всегда был Петром. Симону, сыну Ионину, простому рыбаку из Капернаума, пришлось проделать немалый путь взросления и воспитания в дружбе с Иисусом, чтобы получить их уст Учителя это имя: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16:18). Перестал ли он быть вспыльчивым и импульсивным, каким мы находим его в Евангелиях? Вряд ли. В конце концов, не в этом заключался путь, который он должен был проделать.
У прозвища «Кифа», которое получил Симон, в арамейском языке есть и второе значение: скала. А с образом скалы в ветхозаветной традиции зачастую отождествлялся Сам Господь. Он один надежная твердыня, на которой можно строить, потому что только Бог постоянен в Своей любви и верен до конца. И Пётр может быть скалой, на которой стоит Церковь, не в силу своих человеческих способностей и талантов, а в силу всецелой принадлежности Господу.
Это напоминает нам великую истину – инициатива всегда принадлежит Богу. Это Он избирает и призывает. Быть Петром, главой Вселенской Церкви – это тяжкая ноша, и нести её может только тот, кого об этом просит Сам Господь, подавая и всё необходимое для этого служения.
Откуда берутся кардиналы
Несмотря на то, что Папой Римским может быть избран любой крещеный мужчина-католик, традиционно его выбирают из числа кардиналов. Вы не задумывались, почему?
Красные облачения кардиналов символизируют верность Церкви вплоть до готовности пролить свою кровь за неё, готовности к мученичеству. Каждый из них когда-то сказал «да» Христу в ответ на призыв к священническому служению. Каждый формировался в общине верных, занимался пастырской или дипломатической работой – не важно, они делали это для Церкви. И Церковь, признавая их веру, любовь ко Христу и самопожертвование в служении ближним, возвела их в епископское достоинство, чтобы наставлять своих чад и помогать им в следовании за Христом. Наконец, спустя годы верного служения, Святейший Отец назначил их кардиналами, чтобы они «содействовали ему в повседневной заботе обо всей Церкви» (ср. ККП КЦ, Кан. 349).
Вот что говорит Кодекс Канонического Права о «критериях» для кандидатов. Во-первых, они «свободно избираются Римским Понтификом» (Кан. 351 §1). Во-вторых, они должны состоять «по меньшей мере в чине пресвитера» (там же). В-третьих — «значительно выделяться учёностью, добрыми нравами, благочестием, а также благоразумием в ведении дел» (ср. там же).
Вот из каких мужей состоит Коллегия кардиналов. Это важно понимать для того, чтобы процесс избрания Римского Папы не представлялся нам политическими дебатами противоборствующих сторон. Все кардиналы находятся на одной стороне – на стороне Святой Церкви, ради блага и возрастания которой они уже отдали свои жизни (как мы знаем, некоторым выборщикам – далеко за 70).
Вести лодку Петра
Если мы смотрим на фигуры Папы и кардиналов с позиции веры, а не с позиции власти, идея СМИ о том, что каждый из выборщиков горит желанием выйти с Конклава в белой сутане (и готов ради этого плести интриги и заговоры), кажется не такой уж очевидной.
Да, каждый из кардиналов уже посвятил жизнь служению Церкви, на каждом из них уже лежит немалая ответственность – в их диоцезах или в структурах Римской курии. Но, как я уже писала выше, стать Петром – значит окончательно и всецело отказаться от себя. Это шаг в неизвестность, исполненную ещё большей ответственности, в которой у тебя уже нет никакой иной опоры, кроме Христа. Где ты сам призван стать опорой для Церкви, прирастая ко Христу в Его служении. Это жертва, к которой готов не каждый. И не от каждого Господь её просит.
Вот она истинная цель Конклава – совместное распознавание того, от кого Бог просит этой жертвы сегодня. Кто должен управлять лодкой Петра в бушующем море разделений, войн, ненависти, глобального экономического и экологического кризиса, когда бурно развивающееся человечество как никогда отдалилось от собственной человечности, когда волны релятивизма и утилитаризма захлестывают с обеих сторон.
Консерватор или либерал? Нет, ни одна идеология (которая в принципе чужда природе Евангелия и природе Церкви) не способна противостоять идеологии мира, идеологии власти. Только Сам Христос способен вести Свою Церковь во времени и пространстве, и для этого Ему нужен тот, кто смиренно отдаст Ему свой голос – чтобы возвещать им Истину, свои руки – чтобы благословлять и утешать, свои ноги – чтобы идти навстречу страдающему человечеству, своё сердце – чтобы оно плакало вместе с Ним и горело любовью.
Такого Папу мы ждём. И мы будем следовать за тем Папой, которого выберет Святой Дух посредством кардиналов в ближайшие дни. Потому что только Бог призывает на петрово служение. А мы, Церковь, молимся о всей необходимой благодати для него.
Анастасия Бозио