Странный знак: как Бог прикасается к нам

В торжество Богоявления Татьяна Валериус предлагает заглянуть в ясли вместе с волхвами и, наблюдая за беспомощным Младенцем, открыть благо в собственной немощи, в самых уязвимых закоулках нашей души.

«И вот вам знак: вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12). Странный «знак».

Волхвам указаны приметы Великого Человека, чьё появление предсказали звёзды. А нам зачем знать, как именно волхвы нашли путь? Действительно ли так ценно их сообщение? Астрологи, люди другой культуры, другой веры. Что может убедить нас в безошибочности их видений? Это ведь дело такое, скользкое. Свидетельство сомнительное и ненадёжное…

Внезапное чувство, что сквозь текст пробивается луч. Поверх увенчанных тюрбанами голов, поверх верблюжьих горбов, к нам обращается пишущий. Вот вам знак: найдёте младенца. Увидите слабое мира сего, нежное и беспомощное. Увидите нищее мира сего и никому не нужное, завёрнутое в тряпьё. Увидите странное, неуместное и неподобающее – мать, положившую ребёнка в кормушку для скота. Увидите то, над чем даже смеяться будут или же пройдут мимо, не заметят… Так знайте теперь: это и есть Бог!

Всё это вполне укладывается в канву большинства проповедей, начиная с Ветхого Завета: пожалей слабого, поделись с голодным… Всё это верно. Но как быть с тем, что уязвимо, и слабо, и презираемо не в обществе, а в нас самих?

Христианская традиция призывает к стоическим добродетелям. Мы ей, отчасти, следуем. Мы так хорошо научились прятать свою незащищённую детскую часть: свои наивные надежды, свои забавные, несерьёзные желания…

Нет, я не хочу новые духи, что за глупости! Если уж что-то дарить, купи нужное: обувь, сковороду.

Нет, я не куплю себе розовый кошелёк, я же не Барби.

Нет, я не буду рыдать, сорвавшись в истерику: я взрослая разумная женщина и не должна превращаться в камень на шее мужа. Мальчики не плачут, умные женщины не истерят.

Пожалуй, всё это не так плохо, в конце концов, противоположная крайность была бы просто позором, что бы ни говорили психологи. Но…

Но самое поразительное, что Бог прикасается к нам именно в самой незащищённой части души. Не там, где панцирь. Не там, где сила. А там, где позорная слабость. Где искреннее желание. Где то, что действительно есть, а не то, что должно, по нашему мнению, быть.

И вот вам знак: посмотрите в самый уязвимый закоулок вашей души. И там Он ждёт нас.

Фото: fondoambiente.it