Крестный путь – это характерное для Великого поста богослужение, древняя благочестивая практика, очень любимая и переживаемая многими верующими, не просто собирающая миллионы человек, но действительно завоевывающая их сердца. Эта практика, сохранившаяся на христианском Западе, характерна для традиции именно Католической Церкви, но также весьма распространена и среди англикан. В этой статье мы остановимся на истории становления этой традиции, на том, как выглядит Крестный путь, и рассмотрим ряд моментов, связанных с этим богослужением.
Прежде всего, надо начать с того, к чему восходит эта благочестивая практика, то есть, с евангельской истории. В том, что касается народного благочестия, очень много обрядов и традиций принято связывать с Пресвятой Богородицей. Так, считается, что у истоков Крестного пути стоит Матерь Божия, Которая после Страстей Христовых, после Его Воскресения ходила по Иерусалиму, по местам страданий Своего Сына. Но большинство исследователей склоняется к тому, что эта традиция сформировалась позже. Хотя нельзя отрицать, что в Иерусалиме уже первые христиане почитали святые места, связанные со Страстями Господа Иисуса, держали их в памяти, охотно показывали своим единоверцам и ходили по ним сами. С этим почитанием связан также факт обретения Святого Креста Господня. Важно то, что традиция почитания мест, связанных со Страстями Господними, была жива в Иерусалиме. И верующие продолжали всей общиной вспоминать и переживать один раз в год, в Страстную Пятницу, страдания Господа нашего Иисуса Христа. Ходили по этим местам, с плачем вознося молитвы. На Пасху прибывали паломники. Одно из древнейших свидетельств такого паломничества оставила нам Эгерия. Она очень подробно описывает в дошедшем до нас письме, датируемом 381-384 гг., свое путешествие, паломничество, все обряды и традиции, которые были характерны для Иерусалима. И там мы можем найти описание практики, имеющей много общего с Крестным путем. Паломников со временем становилось больше, особенно почитание Страстей Христовых и количество паломников в Иерусалиме увеличилось к концу XI – началу XII вв. после завоевания Гроба Господня крестоносцами. И люди старались найти святые места, пройти по ним и максимально точно зафиксировать.
Однако традиции были разные, и какой-то четкой организации или литургического обустройства такого всенародного почитания не было. Лишь в 1294 г. паломник-доминик
В середине XIV века происходит очень важное событие в жизни Святой Земли – туда прибывают францисканцы, которым вверяется духовное попечение над местами Страстей Господних в Иерусалиме. И тогда все начинает оформляться. Больше фиксируются места стояний. Первоначальная традиция однозначна – для того, чтобы пройти Крестным путем, нужно отправиться в Иерусалим и там физически, своими ногами пройти по следам Спасителя. Францисканцы отличались человечностью и отзывчивостью к людским нуждам. Они понимали, что далеко не всем по силам такое паломничество в Святую Землю и осуществление этого духовного подвига хотя бы один раз в жизни. Для тех людей, которые почитали Страсти Христовы, но не могли отправиться в Иерусалим или повторно совершить паломничество в Святую Землю, монахи старались организовать в духовном единении такие Крестные пути, прежде всего там, где рельеф местности напоминал Иерусалим, и монахи вместе с верующими сами переживали эти события.
Возникает не только традиция такого хождения, этой благочестивой практики, но также и традиция обозначать эти места часовенками либо какими-то изображениями. А затем практика идет дальше. Мы видим, что эти стояния, отмечаемые барельефами или даже просто крестами, все чаще появляются в храмах. Так что на сегодняшний день почти обязательным атрибутом любого храма является Крестный путь.
Сначала складываются двенадцать стояний Крестного пути. Такой первый Крестный путь, состоящий из двенадцати стояний, мы находим в XVI веке в Голландии. И лишь позже, в XVII веке, добавляются еще два стояния, связанные со Снятием с Креста и с Погребением Иисуса, и Крестный Путь приобретает ту форму, которую мы сегодня называем традиционной. Эта благочестивая практика получила очень широкое распространение, так что Папам приходилось даже немного вмешиваться в этот процесс, и не то, чтобы «притормаживать»
Говоря о распространении традиции богослужения Крестного пути, мы не можем не вспомнить святого Леонарда Порто-Маурицкого
Если посетить так называемые кальварии (1), то можно увидеть не только традиционные четырнадцать стояний, но также различные пути, дорожки, тропинки скорбящей Богородицы, там может быть не четырнадцать стояний, и они могут быть установлены не в привычном для нас порядке. Это свидетельствует о том, что в этих местах народное творчество и почитание было живо, развивалось и отражало те настроения и те акценты, которые были характерны для данной местности, для данного круга верующих в какой-то из периодов времени.
В том, что касается традиционных стояний, важно отметить, что в них переплетаются и евангельская история, и традиция, христианское предание.
Причем интересно, что в Крестном пути отражена не вся евангельская история. В то же время есть моменты, которые в Евангелии не описываются, но присутствуют в этих стояниях. Стояний, опирающихся на евангельские тексты, всего девять. Пять стояний никак в Евангелии не отражены. Это три падения Иисуса Христа, Вероника и встреча с Пресвятой Богородицей. В последние несколько десятилетий на это начали обращать более пристальное внимание. Следствием стремления более полно отразить евангельские события стал так называемый библейский Крестный путь. Именно такая попытка переосмысления стояний Крестного пути была предпринята в 1975 году: в связи с юбилейным годом в Риме вышла в свет «Книга паломника», и там был представлен библейский Крестный путь. В 1990-х годах такой Крестный путь прошел под предстоятельство
Первое стояние. Страсти Христовы начинаются с того момента, когда Иисус выходит в Гефсиманский сад. Библейский Крестный путь в основном использует Евангелие от Марка, глава 14. Те события, которые не описаны у Марка, взяты от Луки, а также один фрагмент из Евангелия от Иоанна.
Второе событие. Иисуса, Которого предает Иуда, арестовывают.
Третье стояние. Иисуса осуждает синедрион.
Четвертое стояние. От Иисуса отрекается Петр (этого нет в традиционном Крестном пути, а ведь это очень значимый момент, в том числе в дальнейшем и для Церкви).
Пятое стояние. Иисуса осуждает Пилат, умывает руки.
Шестое стояние. Иисуса бичуют и коронуют тернием.
Седьмое стояние. На Иисуса возлагают крест.
Восьмое стояние. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.
Девятое стояние. Иисус встречает плачущих иерусалимских женщин (этого нет у Марка, но есть у Луки).
Десятое стояние. Распятие Иисуса Христа.
Одиннадцатое стояние. Иисус обещает разбойнику Царство Небесное (эта сцена взята из Евангелия от Луки).
Двенадцатое стояние. Иисус на кресте, Мать и ученик (фрагмент взят из Евангелия от Иоанна. Иисус вверяет Богородицу ученику (Иоанну) и говорит ему: «Се, Матерь твоя!»).
Тринадцатое стояние. Иисус умирает на кресте.
Четырнадцатое. Иисуса погребают.
Вот таким образом по событиям, описанным в Евангелиях, можно составить Крестный путь, что и было сделано. И следует заметить, что на разных уровнях такой ход Крестного пути приобретает все бо́льшую популярность и признание.
Однако наше почитание Страстей Иисуса не заканчивается с Его погребением. Мы христиане потому, что верим: Христос воскрес, и без Воскресения Страстная Пятница, смерть Иисуса, Его погребение были бы просто поражением и не имели бы никакого смысла. По словам апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15, 14). Поэтому люди, совершая Крестный путь, задумываются: а где же Воскресение?
И вот в середине XX века начинает складываться традиция пятнадцатого стояния Крестного пути,Воскресения Христова, что придает этому богослужению пасхальное измерение. Однако в настоящее время речь идет о том, чтобы количество стояний не увеличивалось, и можно сказать, что по большому счету это стояние не прижилось. С другой стороны, внимание именно к Воскресению Христову проявляется в заключительной молитве, где все более ярко звучит именно пасхальное измерение, которое помогает нам сквозь призму Креста смотреть на эту радость, ликование – на триумф Воскресения Христова.
В свою очередь развивается другая традиция, параллельная. Если мы так созерцаем Страсти Христовы, то почему не созерцаем то, что произошло после Воскресения Христова? Поэтому не то чтобы в противовес, скорее, в дополнение к Крестному пути рождается так называемый Светлый путь. Этот Светлый путь тоже состоит из четырнадцати стояний, основой которых также служат как сюжеты из Нового Завета, так и связанные с различными традициями и преданиями Церкви. И естественно, совершается Светлый путь прежде всего в Пасхальное время, хотя традиция эта также не предписана и, конечно же, по своему распространению с Крестным путем не сравнится.
Остановимся на очень важном вопросе, касающемся связи прохождения Крестного пути с получением индульгенций. Несмотря на то, что, действительно, сейчас мы придаем несколько меньшее значение индульгенциям, заслужено или незаслуженно, тем не менее наша католическая традиция второго тысячелетия очень тесно связана с индульгенциями. Достаточно пройти по старинному Крестному пути, чтобы обнаружить надпись на латыни или на народном языке, где зафиксировано, какая индульгенция может быть получена за то или иное стояние или за молитву у того или иного изображения.
С совершением Крестного пути всегда была и остается связанной полная индульгенция при обычных условиях. То есть для того, чтобы с помощью Крестного пути получить полную индульгенцию, верующий должен пройти по всем четырнадцати стояниям, размышляя о страданиях Христовых. Ничего не говорится о том, сколько нужно размышлять над каждым стоянием, сколько молитв и какие именно нужно прочитать на каждом стоянии, и даже о том, что проходить следует только по традиционным стояниям. Таким образом, верующий, в определенном смысле, свободен в выборе. Не регламентируется и форма изображений, а также изображения сами по себе.
Одно из условий получения индульгенции – стояния Крестного пути должны быть установлены официально францисканцем, прежде всего либо епископом, либо его представителем, настоятелем данного прихода.
Что делать, если у человека нет физической возможности посетить храм и пройти по этому установленному Крестному пути? У нас в стране это довольно частое явление. Кому-то далеко ехать, кто-то может болеть, и так далее. Но если есть возможность в другое время, не обязательно в пятницу вечером вместе со всеми, индивидуально совершить Крестный путь – хорошо. Если возможности посетить храм нет, то те же самые духовные блага и такую же индульгенцию получает человек, который в доступных ему условиях совершает размышления Крестного пути, и это благочестивое упражнение длится не менее 30 минут.
Обычно Крестный путь совершается по пятницам, прежде всего по пятницам Великого поста. Хотя может совершаться не только по пятницам, и не только в Великий Пост. В некоторых приходах это круглогодичная практика. Единственное, что может вызвать недоумение, это когда Крестный путь совершается в Светлую Пасхальную неделю и затем все пасхальное время по пятницам. Ведь если проходить в это время, то Светлым путем, потому что свет Воскресения побеждает кровь и тьму Креста и страданий.
Существует большое количество вариантов размышлений Крестного пути, да и на русском языке их, наверное, больше десятка. В крупных приходах в традиционно католических странах это размышления для разных категорий верующих, которые участвуют в Крестном Пути, – детей, молодежи, студентов, матерей, представителей различных профессий. Это делается для того, чтобы помочь человеку не просто пережить Страсти Христовы как какое-то далекое событие, но более глубоко вникнуть в духовный смысл. Потому что все это касается меня, моей жизни, моей работы, моего возраста, моей профессии, общения и тому подобного.
И последнее. Хочу сказать, что этот вид духовных упражнений, нашего благочестия, несмотря на возраст, отнюдь не устаревает. Изданное в 2002 году Руководство по народному благочестию и литургии очень большое значение придает Крестному пути и говорит о его благодатности и полезности. Не только потому, что мы вспоминаем, сопереживаем Христу, осознаем масштаб Его жертвы, и наши сердца становятся добрее, чище и так далее. Участие в богослужении Крестного пути помогает нам воспринять нашу жизнь именно как путь, на котором мы призваны следовать за Христом. Помогает нам понять тайну Креста и тайну страдания. И помогает нам ощутить себя в ситуации учеников Христовых, к которым обращен призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). То есть переживать все эти тайны в нашей жизни и, конечно, получать обильные духовные плоды, чего я всем от всего сердца желаю во время этого Великого поста.
(1) Calvaria (лат.) – Голгофа
о. Николай Дубинин OFMConv
Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2011
(чтобы оформить подписку, кликните баннер)