Думаю о том, насколько же христианство оказалось ненужно тем государствам, которые выросли из христианского корня.
Трагедия нашего мира в том, что никаким образом он уже не способен интегрировать в себя Христа. Процесс разделения, начавшийся в 19 веке (а кто-то скажет, что с эпохи Возрождения), практически завершился. «Развитому» обществу Христос со Своей проповедью любви к ближнему не нужен, более того… опасен.
Разве рынку нужен покупатель, который не желает покупать, или потребитель, озабоченный проблемами условий труда дешевой рабочей силы третьего мира, охраной окружающей среды, отказывающийся от предметов роскоши и престижных марок? Если каждый начнет тратить деньги только на необходимое, сверхприбыли корпораций растворятся в воздухе. Если кто-то задумается о том, стоит ли удовлетворять все свои прихоти, что будет с рынком услуг? А гражданин, опирающийся на свободу, полученную из рук Христа, может отказаться быть объектом манипуляции, окажется способен отстаивать свое мнение по социальным вопросам, заинтересован в коммуникации и захочет оказывать деятельную помощь другим людям. В странах с демократической системой это может привести к неудобным власти ситуациям с референдумами и прочими формами народного волеизъявления. В тоталитарных — все еще страшнее. Свободный человек – враг системы по определению, а Христос приносит свободу туда, где ее нет – это известно уже несколько тысячелетий.
Поэтому Церковь сегодня – цель в масштабной анти-церковной компании и на Западе и у нас. Способы разные, но задача одна – дискредитация социального института в глазах молодежи (не волнуйтесь, мы им не нужны, речь идет о будущих сверхприбылях).
На Западе Церковь преподносится как организация, поддерживающая устаревшие, дремучие ценности, нарушающая права на свободу человека (какая ирония), попирающая основы демократического выбора, с упором на отсутствие юридического права в вынесении суждений по данным вопросам. Консервативный и ненужный общественный институт, который немедленно должен быть реформирован в соответствии с перечнем декларируемых государствами современных прав человека. Отказ Церкви от молчания, компромисса и немедленного пересмотра заповедей, упорство в вопросах морали и нравственности осуждается, а публичная демонстрация верующими принадлежности к христианству не поощряется или запрещается законодательно.
В России ситуация иная: на фоне (казалось бы) небывалого слияния Церкви и государства происходит демонизация образа служителя Церкви и всей организации путем демонстрации огромного количества омерзительных фактов личных злоупотреблений клириков и верующих, создания поводов для эскалации ненависти ко всему институту Церкви из-за абсурдных судебных процессов об «оскорблении чувств» и раскрутки языческих форм поклонения с максимальной рекламной шумихой и поощрением к массовому участию.
У молодежи всё это вызывает логичную реакцию отвращения к «мракобесам» и «злобным церковникам», которые лезут не в свое дело. О Христе уже никто не вспоминает, Его дом в сознании общества становится местом обитания маргиналов, вызывает отторжение и… безразличие у «каждого образованного человека».
Нам, верующим, сейчас нужно очень внимательно следить за собой. Потому что именно мы являемся образом Бога в этом мире, только мы можем искренне и с любовью бороться за будущее нашей Церкви и победим, увы, не пропагандой, административными запретами или рекламой по телевидению, а личным свидетельством, следуя по пути Христа. Особенно в ситуациях, когда враг нашими же руками пытается мешать кашу в котле: вбрасывая обсуждение горячих тем, репрессии, публичные вызовы – подогревая праведный гнев, рождая в нас животное желание обнажать язвы, не врачуя; осуждать, не молясь; критиковать, ничего не делая.
Мы попадаем в ловушки осуждения, втягиваясь в словесные войны, не замечая, что мир вокруг темнеет.
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, а они оказываются праведны; злословят, а они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь».
Красиво. И каждому из нас решать, сказка или реальность это древнее «письмо к Диогнету», вот в чем фокус. Нет никакой всеобщей христианской Церкви, если мы сами отказываемся отвечать за всю боль ее несовершенств, не молимся об исцелении язв и забываем о Распятом в суматохе дня.
Сколько Любви сегодня в моих мыслях, словах и делах, Господи? Очень простой путь испытания совести… и очень неудобный. Очень.
Господи, помоги нам быть христианами!
Любовь Сумина