Ребёнок любой ценой: позиция Католической Церкви в отношении ЭКО

Католическая Церковь, как и Православные Церкви, выступает против технологий экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), поскольку это медицинское вмешательство вступает в неустранимое противоречие с Божественным Замыслом об участии Человека и Человечества в созидании жизни и с отражающим этот замысел Учением Церкви о ценности и достоинстве человеческой жизни. Поскольку противоречие это фундаментальное и неустранимое, нет никаких оснований ожидать, что учение Церкви по этому вопросу когда-либо изменится. Подробно о позиции Церкви рассказывает кандидат культурологии, общественный деятель и эксперт в сфере защиты жизни Ольга Кухтенкова.

Католическая Церковь разъясняет и обосновывает свою позицию относительно ЭКО и других современных технологий воспроизводства и прерывания человеческой жизни в целом ряде документов. Вот только основные из них:

«Катехизис Католической Церкви» (ККЦ)

«Donum Vitae» (DV, Уважение к человеческой жизни): Инструкция Конгрегации вероучения об уважении к человеческой жизни с момента ее зарождения и о достоинстве процесса человеческого воспроизводства. 1987 г.

«Humanae vitae» (HV, Жизнь человека): Окружное послание Папы Павла VI о правильном распространении человеческого рода. 1968 г.

«Evangelium vitae» (EV, Евангелие жизни): Энциклика св. Папы Иоанна Павла II о ценности и нерушимости человеческой жизни. 1995 г.

Пастырская конституция Второго Ватиканского Собора «Gaudium et spes» (GS, Радость и надежда).

«Хартия прав семьи», выпущенная Святым Престолом в 1983 г.

«Основополагающих ценностей, связанных с методами искусственного человеческого воспроизводства, две: жизнь человеческого существа, призванного к существованию, и особая природа передачи человеческой жизни в супружестве» (DV, Введение, 4)

Несовместимость ЭКО с фундаментальными правами ребёнка

Жизнь человека начинается с зачатия (более подробно обсуждение и обоснование этого тезиса см., например, здесь). Уже в первые мгновения существования нового человеческого организма создаётся вся его генетическая программа и его душа.

«Телесная жизнь, которая от начала присуща человеческой жизни в мире, конечно же не составляет всей ценности личности, и не является высшим благом человека, призванного к вечной жизни. Однако она определенным образом представляет ˝основополагающую˝ ценность жизни, поскольку на эту телесную жизнь опираются и на её основании возрастают все другие личностные ценности. Нерушимость права невинного человеческого существа на жизнь ˝с момента зачатия до самой смерти˝ – это знамение нерушимости самой личности, которую Создатель наделил даром жизни, и вытекающее из этой нерушимости требование» (DV, Введение, 4). Опираясь на это основание, Церковь не может признавать нравственно приемлемой процедуру ЭКО, которая предполагает грубое вмешательство в момент зачатия человека, убийство уже зачатых эмбрионов человека и создание заведомо нежизнеспособных эмбрионов, которых не ждёт ничего, кроме смерти. Также нравственно недопустима евгеническая процедура отбора «более качественных» эмбрионов, унижающая достоинство человека.

Каждый человек по самой своей природе имеет право на рождение от свободного и естественного акта любви его отца и матери, на уважение с момента зачатия, право на отца и мать, право знать своё происхождение, воспитываться в семье и т.д. Намеренное нарушение этих фундаментальных прав ребёнка Церковь считает грехом.

«Ребёнок — это не что-то должное, ребенок — это дар. ˝Высший дар, который даёт брак˝ — человек. Ребёнок не может рассматриваться как объект собственности — к чему ведёт признание так называемого ˝права на ребёнка˝» (ККЦ, 2378). Всегда, когда речь заходит об ЭКО, мы слышим слова о «праве родителей на счастье» и «праве иметь ребёнка». Таких прав, однако, не существует. Никакой человек не может быть или считаться объектом и средством достижения чьего-то счастья. Также «нельзя желать его или мыслить о нём как о результате осуществления медицинских или биологических методов; это всё равно, что считать его всего лишь объектом научной технологии» (DV, II, B-4).

Ребёнок, зачинаемый в результате медицинских и биотехнологических процедур и предназначаемый для удовлетворения потребности в чьём-то счастье, становится объектом, вещью: врачи сортируют детей как предметы, а родители становятся перед аморальным выбором – кто из зачатых детей нужен, а кто – нет. Дальнейшая логика развития этих технологий превращает ребёнка в товар, отбираемый по качеству, утилизируемый за ненадобностью, передаваемый или продаваемый другому владельцу и т.д.

Подобный подход несовместим с отношением к человеку как к существу, сотворённому Богом по Своему образу и подобию.

Несовместимость ЭКО с природой супружества

Пастырская конституция «Gaudium et spes» провозглашает: «Действительно, пусть будет всем известно, что человеческая жизнь и долг её передачи не ограничиваются веком сим, не поддаются его мерке и разуму, но должны быть всегда относимы к вечному назначению человека» (GS 51).

В энциклике «Mater et magistra» (Мать и учитель) Папа Иоанн XXIII утверждает учение об обязанности человека следовать установленным Богом законам о супружеском акте: «Передача человеческой жизни по своей природе связана с личностным и сознательным действием, и, как таковая, подчинена всесвятым законам Бога: неизменным и нерушимым законам, которые следует признавать и соблюдать. По этой причине никто не вправе использовать в её отношении средства и методы, которые могут быть законными в случае воспроизводства растений и животных» («Mater et magistra», III: AAS 53 (1961), 447.) Зачатие ребёнка не должно отделяться от супружеского акта, а сам этот акт должен быть открытым к зачатию. Бог вверил именно супругам и именно в плотском единении честь сотрудничества с Ним Самим в деле создания новых человеческих личностей. Именно поэтому Божьи заповеди и законы Церкви строго оберегают целостность и целомудрие брака, которые процедура ЭКО разрушает.

«Технические приемы, вызывающие отделение родительства от супружества вследствие вмешательства другого человека (донорство спермы или яйцеклеток, вынашивание ребёнка другой женщиной) глубоко бесчестны. … Они нарушают также ˝исключительное право стать отцом и матерью только друг через друга˝. … Когда эти методы применяются внутри супружеской пары (гомологическое искусственное осеменение и оплодотворение), они … остаются морально неприемлемыми. Они разделяют половой акт и воспроизводящий акт. Основополагающий для существования ребёнка акт перестаёт быть актом, которым два человека дарят себя друг другу, ˝он передаёт жизнь и индивидуальность зародыша во власть врачей и биологов и устанавливает превосходство техники над происхождением и предназначением человека. Такое владычество само по себе противоречит достоинству и равенству, которые должны быть признаны как для родителей, так и для детей˝» (DV Введение, 2).

Поэтому «в передаче дара жизни им [родителям] непозволительно руководствоваться своими решениями, как если бы им было позволено самим, свободно и по своему усмотрению, определять достойные пути, которыми они будут следовать; ибо, напротив, они обязаны свои действия согласовывать с волей Бога Творца, ибо это выражает сама природа брака и супружеских актов и это провозглашает неизменное учение Церкви» (EV, II,10).

Медицинские риски и врачебная этика

Вспомогательные репродуктивные технологии не только нарушают целостность брака и право ребёнка начать жизнь в любви и единении супругов, его родителей, но связаны и с другими многочисленными факторами, делающими такие технологии этически неприемлемыми.

Donum Vitae определяет: «Как и в отношении всякого иного медицинского вмешательства, следует поддерживать законные медицинские действия, выполняемые в отношении человеческого эмбриона, которые уважают его жизнь и целостность и не становятся причиной неоправданного риска, но направлены на его лечение, улучшение его состояния или здоровья, или на его сохранение» (DV 1-3).

Документ указывает принципы, которым должны следовать медицинские вмешательства:
1) каждую зачатую жизнь необходимо защищать;
2) при любом медицинском вмешательстве риск должен быть оправдан несравненно более высокой пользой;
3) необходимо сохранять целостность жизни;
4) медицинское вмешательство должно быть направлено только на благо и здоровье человека;
5) пациент имеет право на надлежащее информирование обо всех процедурах и возможных осложнениях;
6) недопустимо использование человеческого существа для экспериментов или как средство достижения чьих-либо целей.

При ЭКО нарушаются все эти принципы. Как мать, так и искусственно зачатые дети подвергаются неоправданным рискам. Начать с того, что нарушается естественный биохимический порядок зачатия, при котором, согласно новейшим исследованиям, яйцеклетка отбирает один сперматозоид из тысяч по ведомым одному Богу и неизученным человеком принципам. При искусственной процедуре яйцеклетки и сперматозоиды соединяются насильно, по произволу врача. Затем, искусственное оплодотворение намеренно помещает зачатых детей в искусственную культуральную среду, несравнимо менее качественную, чем матка матери. В первые же и самые важные для формирования жизни часы существования эмбрионы подвергаются воздействию антибиотиков и других химических веществ. «Запасные» эмбрионы замораживаются, что оказывает на них самое негативное влияние. И замороженные, и прижившиеся в матке эмбрионы подвергаются селекции, т.е. часть из них уничтожается. Всё это – осознанное причинение вреда ребёнку.

О том, каким рискам подвергается здоровье матери, и к каким последствиям это может приводить подробно рассказано в первых публикациях серии «Ребёнок любой ценой».

При очевидных рисках и для матери, и для ребёнка ЭКО имеет низкую результативность. Так, в 2023 году лишь 19,5% протоколов ЭКО закончились родами. Если же учесть всех детей, зачатых при выполнении процедур ЭКО, а затем «отбракованных», то реальный показатель выживаемости детей уменьшается в разы и становится ничтожно малым. Таким образом, множество детей обрекается на смерть, чтобы выжили единицы. Благо «отбракованных» эмбрионов никак не учитывается: эти жизни создаются на заведомое уничтожение.

Только 61,5% детей, зачатых через ЭКО, рождаются доношенными. Здоровыми рождается только 25% детей, зачатых через ЭКО.

Что касается рисков для матерей, то использование гормонов, стимуляция яичников, поддержка беременности химическими препаратами всегда оказывает негативное, а часто и инвалидизирующее влияние на их организм. Ни один протокол ЭКО не проходит бесследно для женского здоровья. «Поломки» и в организме детей, и в организме матерей становятся миной, которая ждёт только триггерного события, чтобы проявиться, в том числе и самым неожиданным образом.

В рассказах женщин, прошедших через ЭКО, мы часто слышим, что их не только не информировали надлежащим образом обо всех рисках и особенностях процедуры, но напротив, не давали конкретных ответов на вопросы, успокаивая общими словами, и манипулируя желанием иметь ребёнка, что является прямым нарушением и принципов врачебной этики, и законов о добровольном и информированном медицинском вмешательстве.

В России, где ЭКО поддерживается государственным финансированием, а стандартный срок, установленный для лечения бесплодных пар короток – 12 месяцев, ЭКО часто навязывается вместо лечения бесплодия, даже в том случае, когда ситуация не является критической и не были использованы все доступные средства для излечения бесплодия.

Если в матке приживается несколько подсаженных эмбрионов, т.е. наступает многоплодная беременность, врачи рекомендуют «селективный аборт», убивающий «лишние» эмбрионы, чтобы повысить шансы на вынашивание оставленных. Эмбрионы, которые не были подсажены в материнское лоно и оказались не нужны родителям, хранятся замороженными, как вещи, ожидая приговора, что радикально противоречит их неотъемлемому человеческому достоинству. Часто они становятся объектом торговли, предметом извлечения бесчестной прибыли. Расширение практики ЭКО потакает росту чёрного рынка фетальной медицины и незаконного суррогатного материнства. Также оно способствует развитию античеловеческих направлений в науке и медицине: фетальной терапии, использованию эмбрионов в создании медицинских, косметических и пищевых препаратов, эксперименты по скрещиванию человека и животных, клонированию и т.д. Идёт торговля не только эмбрионами, но и яйцеклетками, причём женщины зачастую не знают, сколько именно яйцеклеток было забрано в результате стимуляции, и куда они поставляются.

Технология ЭКО доступна не только супружеским парам, но и вместе с суррогатным материнством обслуживает преднамеренное одиночное родительство, полиаморные и однополые союзы. Так она допускает полное размежевание любви, брака и деторождения.

Есть ли надежда?

«Страдания супружеских пар, которые не могут иметь детей или боятся дать жизнь физически или умственно неполноценному ребенку, все должны понимать и надлежащим образом оценивать» (DV, II, 8).

Церковь призывает супругов, столкнувшихся с невозможностью зачать ребёнка, отнестись к этому с должным терпением, внимательнее изучить свою проблему и принимать волю Божью в том случае, если они остаются бездетными. Церковь не осуждает ни тех, кто совершал попытки зачать методом ЭКО, ни рождённых таким образом детей, но приглашает их к покаянию и восстановлению общения со Христом в Таинствах.

Не стоит идти на поводу у врачей, которые предлагают ЭКО. Всегда есть возможность получить несколько врачебных (и не только) мнений. Следует доверять Богу, Который пошлёт решение, не противоречащее Его заповедям.

Католическая Церковь вовсе не безучастна горю бездетных пар. Она поддерживает различные просветительские и медицинские инициативы, помогающие людям обрести здоровье. В частности, Церковь поддерживает применение симпто-термального метода распознавания плодности, благодаря которому многие пары смогли стать родителями. Директор Института изучения репродукции человека имени св. Павла VI Томас Хилгерс на протяжении 30 лет создаёт и совершенствует систему NaProTechnology, которая полностью соответствует нравственному католическому учению и при этом основана на глубоком и всестороннем изучении репродуктивного здоровья человека.

Бесплодие может иметь психологические и духовные причины, быть следствием неправильного образа жизни, сидячей работы, режима и питания и т.д. Парам стоит обратиться за советом к тем, кто также сталкивался с подобным несчастьем. Может понадобиться и духовное руководство священника.

Но даже самая лучшая медицинская помощь не всегда излечивает бесплодие. В таких случаях женщины и пары должны быть уверены, что они не оставлены Богом, не прокляты и не наказаны. На самом деле, у Него, вероятно, есть особые планы для них. Мы верим, что Бог допускает как моральное, так и физическое зло, чтобы достичь большего блага. Призвание к родительству такие пары могут осуществлять, помогая Церкви, работая с детьми и молодёжью в различных организациях, заботясь о сиротах или помогая многодетным семьям, как это было издавна принято в христианских обществах.

Ольга Кухтенкова,
кандидат культурологии, общественный деятель, эксперт в сфере защиты жизни

Иллюстрация: Jason Horowitz