Зачем нам нужно чистилище?

У каждой семьи есть свои секреты или темы, о которых говорить неловко. Для католиков, особенно для западных, такой темой является чистилище. Идея о промежуточном состоянии бытия, в котором страдающие души подвергаются воздействию очищающего огня и нуждаются в Мессах и молитвах людей, живущих на земле, чтобы снять с них последствия прошлых грехов, кажется нам неудобным пережитком Средневековья. Разве Христовой любви недостаточно, чтобы совершить наше искупление?

Чистилище также часто ассоциируется со средневековыми злоупотреблениями, когда духовенство получало прибыль от продажи индульгенций, освобождающих от временного наказания в чистилище как умерших, так и еще живущих людей. За определенную цену время пребывания в чистилище могло быть сокращено. Хотя в период Реформации индульгенции отошли на второй план, догмат о чистилище часто называют главной причиной трагического раскола Римско-католической Церкви. В самом деле, с чистилищем связано множество ложных представлений. Оно стало экуменически проблематичным и теологически архаичным.

Но я убежден, что догмату о чистилище нужно вернуть его важность. Обсуждение смерти актуально особенно после празднования Воскресения, в Пасхальное время. Ни одно другое учение не способно дать такой надежды на общение между душами живых и умерших людей, как учение о чистилище.

От смерти к жизни

После того, как Христос воскрес из мертвых, смерть осталась, но уже не как путь в небытие, которого нужно бояться. Победив смерть, Христос наполнил ее новой перспективой: она стала путем в новую жизнь. При этом «новая жизнь» не означает жизнь с чистого листа, полный разрыв с жизнью до смерти. Напротив, наши грехи и травмы, добродетели и радости продолжают проявляться в нас и ведут нас к преображению, к полноте жизни, которая заключена в общении. С Богом ничто не пропадает зря.

Догмат о чистилище в католичестве лучше всего отражает идею непрерывного преображения, которое начинается при жизни и продолжается после смерти. Это проявление Божьего милосердия, которое объединяет прошлое, настоящее и будущее и раскрывает все возможности для достижения полноты жизни. Было бы очень неразумно не воспользоваться в пастырской деятельности таким богатством, которое предлагает нам вера в чистилище.

Намного больше, чем древняя традиция

Католическая Церковь всегда учила, что догмата о чистилище должны придерживаться все католики. Этот догмат основывается на Священном Писании и учениях святых. Он был сформулирован в XI веке и подтвержден окончательно на Тридентском соборе в 1563 г.

Догмат о чистилище, по сути, говорит о сохранении тех отношений между людьми, которые возникли до смерти. У всех в жизни есть незаконченные дела. Мы могли бы больше заботиться о своих пожилых родителях. Могли бы чуть чаще и дольше обнимать своих детей. Могли бы сказать: «Я люблю тебя» еще один последний раз — или же в первый раз, до того, как трагический случай отберет такой шанс. Мы могли бы уделить кому-то больше внимания или протянуть руку помощи, вместо того, чтобы опустить руки или уйти в себя. Рискнуть лишний раз, пройти лишний километр, приложить чуть больше усилий.

Все эти “мог бы, должен бы”, вопросы, сомнения, сожаления, которые роятся в голове, продолжают тревожить нас, и мы хотели бы повернуть время вспять, чтобы закончить наши незавершенные дела.

Вера в чистилище позволяет нам отпустить эту тревогу. То, что мы делаем сейчас, продолжает воздействовать на наши отношения с умершими. А то, как мы их вспоминаем и почитаем, привносит в нашу жизнь чувство благодарности, осмысленности и надежду. Церковь призывает молиться, совершать богослужения и дела милосердия ради исцеления как живущих, так и уже умерших. Чистилище не для того, чтобы что-то закончить, а для того, чтобы осознать преемственность и черпать силы в этой связи.

Вера в отношения

Католики верят, что во Христе сохраняются связи между живущими и умершими. Все, кто умер во Христе, живы в Нем. Незаконченные дела, которые остались у нас с умершими, а у них с нами, не могут остаться незаконченными навсегда. Наше непрекращающееся общение позволяет разрешить оставшиеся вопросы, сомнения и сожаления.

Призыв Церкви помнить и молиться за умерших, в том числе совершать «дела милосердия, молитвы об отпущении грехов и покаяние, приносимые во благо душ усопших» (Катехизис Католической Церкви, № 1032), подтверждает веру в сохранение связей. Утешение, которое приносят наши молитвы любимым нами после их смерти, дает утешение и нам, поскольку мы разделяем также их страдания. Как пишет апостол Павел: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1Кор 12:26). И если мы призваны молиться за них, почему мы должны переставать надеяться на их молитвы за нас и получать утешение от того, что их участие в нашей жизни продолжается? И кто, как не Христос, Которого смерть не смогла разрушить, продолжает поддерживать это общение? Во Христе отношения продолжают исцеляться и углубляться.

Осознание того, что наше единение во Христе стоит в центре доктрины о чистилище, может помочь нам найти к ней более экуменический подход. Бред Салкелд в книге «Могут ли католики и евангелисты прийти к консенсусу по вопросам чистилища и Страшного суда?» считает, что самое лучшее определение чистилища было дано д-ром Джо Мицци, католиком, перешедшим к евангелистам. Оспаривая доктрину чистилища, д-р Мицци заявляет, что «Иисус Христос и никто другой является нашим очищением и чистилищем».

Возможно, именно это утверждение открывает возможности для диалога. Папа на покое Бенедикт XVI в энциклике «Спасены в надежде» развивает этот вывод: «Некоторые новые богословы полагают, что этот сжигающий и одновременно спасающий огонь есть Сам Христос, Судия и Спаситель. Встреча с Ним – решающий акт Страшного суда; перед Его взором любая фальшь тает, как воск. Встреча именно с Ним, Который, сжигая нас, преобразует и освобождает, чтобы мы могли стать поистине самими собой» (№47).

«Иисус Христос – наше Чистилище». Вот лучшее описание чистилища. Это не какое-то место, отдельное от Небес. Это, скорее, углубление отношений вместе с другими христианами, через единство в Теле Христовом, в страстном огне любви Христа. Это часть нашей встречи с Воскресшим Господом. И в этой встрече мы ясно видим, какие раны грех нанес всему творению, и видим совершенно ясно истинный смысл нашего принятия или отказа от благодати и любви Господа.

Разве молитва не есть средство для укрепления наших связей с другими? Молиться за умерших и просить их о молитвах за нас означает исповедовать нашу веру в то, что Церковь продолжает быть после смерти. Таким образом мы признаем, что не достигнем полноты нашей жизни, пока не объединимся с другими, чтобы вместе жить полнотой воскресшей жизни во Христе. Умершие нуждаются в нашем утешении, в наших жертвах, наших молитвах и во всем, что будет поддерживать реальность отношений. Догмат о чистилище подтверждает, что во Христе наши встречи и отношения с умершими не сходят на нет, – наоборот они становятся более реальными. Общение никогда не прекращается.

Выводы для пастырской работы

В «Гении христианства» (1828) Франсуа-Рене Шатобриан писал: «Чистилище превосходит поэтичностью и рай и ад, ибо лишь в нем есть место будущему». С пастырской точки зрения, сложно вообразить, на что будут похожи небеса. Как постичь «блаженное видение» тем, кто страдает от болезни, депрессии или одиночества? Как им представить величайшую радость, которую никто никогда не испытывал? Для многих людей чистилище может стать источником большей надежды, чем небеса, потому что его легче представить.

Чистилище также освобождает нас от стерильного и статического отношения к небесам. Признание необходимости обновления и исцеления отношений даже после смерти может усилить наше желание попасть в Рай. Если основой для надежды является искупление нашего воображения, созерцание Царствия Божия в свете чистилища помогает нам сосредоточить внимание на Воскресшем Христе, Который исцеляет и восстанавливает отношения, и в вечности.

Пастырское попечение, переосмысленное в свете догмата о чистилище, может привнести в этот мир исцеление и единение, в котором он так нуждается. Даже те, кто не верят в жизнь после смерти, признают, что реальность наших отношений и необходимость закончить «незаконченные дела» не исчезает после смерти. Если уделять этому должное внимание, мы можем лучше осознать, что мы не одни, что каждое наше действие имеет значение, и что нет ничего в прошлом, что могло бы лишить нас будущего, наполненного надеждой. И тогда чистилище становится призывом к надежде в вере — той вере, которая побуждает нас пребывать в отношениях в свете любви Воскресшего Христа.

Кванг Тран

Источник: jesuit.ru