19 июня пастырская конференция Архиепархии Божией Матери приступила к работе над документом, сформированным по итогам дискуссии о будущем наших приходов. Восемь рабочих групп параллельно обсуждали первую половину документа, включающую пункты об актуальном положении Католической Церкви в России, о миссионерском призвании и воспитании для евангелизации. Приводим ключевые темы, которые были представлены секретарями групп на ассамблее во второй половине дня.
1. Клерикализм и инфантилизация мирян
Участники обратили внимание на сложившийся во многих приходах патерналистский подход, при котором все аспекты приходской жизни контролируются пресвитерами и монахинями, в то время как миряне занимают позицию иждивенцев.
Папа Франциск неоднократно повторял, что задача пресвитеров в Церкви – инициировать процесс, а не захватить пространство. Поэтому, как отмечали многие участники конференции, необходимо предлагать мирянам ответственность, но оставлять свободу для их ответа.
Как именно это может происходить? Нужно, чтобы в приходах открыто обсуждались текущие нужды. Такой открытый диалог стал бы приглашением для мирян откликнуться на потребности приходской общины, взять на себя ответственность.
«Вовлечение, ответственность, сопровождение», — такую формулу вывела одна из рабочих групп. И последний пункт этой формулы не менее важен, чем первые два. Ведь во многих вопросах прихожане действительно нуждаются в пастырском сопровождении. Например, речь шла об организации малых молитвенных групп, семейных встреч и других инициатив, которые могут быть реализованы мирянами, но требуют сопровождения пресвитера, помощи в выборе тем и формы проведения таких встреч.
2. Роль катехизации в воспитании зрелого в вере христианина
Говоря об инструментах христианского воспитания, участники уделили особое внимание катехизации. Есть риск в рамках неё предлагать людям ритуализм или морализм вместо Христа. Если катехумены за период подготовки не встречают живого Христа, не встречают свидетелей, для которых нет ничего важнее и интереснее Христа, то для них, на самом деле, нет причин оставаться в Церкви. Плоды этого неверного подхода выражаются в массовом оттоке из Церкви недавно присоединившихся и крещеных, на который указывает и рабочий документ конференции.
Поэтому участники подчеркнули важность миссионерского обращения пастырей и катехизаторов. Катехизация не может превращаться в подготовку к тесту на знание катехизиса. Необходим разумный баланс знаний и передачи веры, свидетельства. Те знания, которые преподаются на катехизации, не могут быть оторваны от познания Христа. Заповеди, знания о таинствах, знание библейской истории должны даваться как инструменты для познания Христа, способствовать личной встрече и установлению отношений с Ним.
Другой важный аспект – это включенность в общину Церкви. Встреча со Христом индивидуальна, но она происходит снова и снова внутри христианской общины, в нашем общении друг с другом. В рамках катехизации важно передать ключевую роль общины в жизни христианина.
3. Преодоление раздробленности и изолированности
Говоря об идентичности Католической Церкви в России, многие упоминали этническую замкнутость, наличие множества национальных общин, изолированных друг от друга. Многонациональность поместной Церкви наглядно выражает её вселенскость, и это богатство должно быть осмыслено в наших приходах.
Но даже если говорить о русскоязычных общинах, часто мы наблюдаем их изолированность друг от друга, замкнутость на себе самих. Представители большинства рабочих групп заявили о потребности во взаимодействии между приходами, в поиске адекватных форм для этого, таких как межприходские паломничества, взаимные визиты, обмен свидетельствами христианской жизни.
Другой аспект, который отмечали многие участники, это ощущение себя меньшинством, чужеродным для российского общества, а также негативное противопоставление себя православному большинству. Подчеркивалась необходимость переосмысления присутствия российских католиков на общественном уровне, выхода из «гетто» и большего вовлечения в общественные события и проблемы.
Речь шла и о «гетто» в наших сердцах – об отсутствии личной свободы, необходимости осознать собственное достоинство и богатство. Без этого мы не можем быть свидетелями и миссионерами, а к миссии призван каждый христианин.
4. Необходимость постоянной формации священников, монашествующих и мирян
Часто мы воспринимаем храм как единственное место воспитания, и это не верно. Многие говорили о необходимости малых групп, продолжающих взаимодействие вне стен Церкви: молитвенные собрания, семейные встречи и т.д. Однако существует реальная проблема: часто миряне боятся открыть свои дома для таких встреч. Не только по практическим причинам, но и из непонимания, что они могут делать вместе. Отмечалась необходимость поддержки таких инициатив со стороны пресвитеров и деликатное сопровождение.
Также говорилось о нужде в курсах и семинарах для подготовки лидеров из числа мирян, которые готовы брать на себя ответственность в Церкви.
Отмечалось, что такую же нужду испытывают и сами пастыри – священники и монашествующие, которые не освобождены от выгорания, психологической незрелости и иных проблем, которые нуждаются в постоянной работе. Необходимо углубление познаний в сфере психологии и путей решения конфликтов. Несмотря на то, что подобные курсы регулярно проводятся на уровне монашеских конгрегаций и общин, важно инициировать подобные проекты на уровне поместной Церкви, для тех, кто служит в одних реалиях и стакивается с одними и теми же вызовами.
Более или менее все вопросы и предложения, обсуждавшиеся в первый день групповой работы, были сосредоточены в рамках этих четырех тем. 20 июня участники конференции сфокусируются на второй части рабочего документа и пунктах о миссии прихода в обществе и материальной стороне приходской жизни.
Анастасия Орлова
Фото: Ольга Галкина для Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве