«Даром получили – даром давайте»

Пора кончать, мне этот свет постыл, 
Здесь милостыню нищим не дают, —

так перевёл начало 66-го сонета Шекспира математик, кибернетик и философ Юлий Шрейдер. Некоторые скажут, что многие пользуются людским милосердием для мошенничества, что благотворительность должна быть организованной, — и это всё будет правдой. Надо только понимать, что проблема – не в тех, кто просит, а в тех, у кого просят. По той простой причине, что мы не можем отвечать за других людей, за их честность и добросовестность, но мы можем и должны отвечать за самих себя, за нашу готовность почувствовать нужду, беду другого человека или не заметить её, отозваться – или отмахнуться.

Почувствовать чужую беду нам нелегко. Во-первых, от неприятных эмоций и тяжёлых впечатлений нам всем хочется отгородиться, закрыться, защитить свою психику. Во-вторых, мощный пресс рекламы и массовой культуры давит совсем в другую сторону: человек должен сконцентрироваться на себе, на том, что он получает от окружающего мира («только для умножадных», «ведь вы этого достойны!»). Благотворительность же предполагает противоположный вектор – от себя, наружу. И как раз эта смена вектора, смена наших внутренних ориентиров очень важна. Она превращает человека в того, кто дарит – радость, тепло, заботу. У нас может быть больше или меньше способностей творческих, позволяющих создавать что-то новое в этом мире; наша работа может быть монотонной и надоевшей. Но в решении, ответить ли на просьбу о помощи, мы свободны. Мы свободны поступить наперекор обстоятельствам этого мира, которые заставили просить о помощи. Почитаемый и в восточной, и в западной Церкви святой Василий Великий говорил, что нищий так смотрит на наши руки, как мы сами смотрим на руки Бога, находясь в нужде. Верим мы или нет – об этой сильной мысли стоит помнить, но пробуждать в нас она должна не гордыню, но ответственность.

Вслушаемся в эти слова: милостыня – от слов милость, милосердие; благотворительность – творить благо, делать добро. Дела милосердия – это не игра с нулевой суммой, где выигрыш одного означает проигрыш другого; это всегда выигрыш для дающего. И состоять эти дела могут не только в деньгах. Зачастую даже перепост просьбы о помощи в соцсетях – тоже помощь; но перепост не бездумно-автоматический: забить указанный телефон в поисковик и посмотреть результаты – секунд двадцать, и вы уже знаете, вчерашнее это объявление или позапрошлогоднее, скрываются за ним мошенники или нет, и не забиваете реальный крик о помощи устаревшим спамом или мошенническим враньем. Сдайте кровь – часто своевременное переливание означает жизнь, а промедление – смерть; и вы поймете:

куда краше листьев осенних — 
красные, желтые пакеты с надеждой
в донорском зале
.

Пришло Рождество. Если для вас это праздник Бога, из милосердия к человеку ставшего нашим братом, вам почти ничего не надо объяснять, только напомнить. Если же нет – вспомните, что этой истории две тысячи лет, и будьте уверены: раз ее помнят – значит, она говорит что-то очень важное о мире и человеке. Вспомните человечность Иосифа, который не повел на суд и побитие камнями юную беременную Марию, которая мужа не знала. Вспомните, как этой семье чужестранцев с роженицей не нашлось места в гостинице, – только в хлеву. Вспомните, как эта семья бежала в Египет, спасая младенца. Давайте посмотрим вокруг себя. Мы увидим беженцев. Мы увидим бедных, которым все трудней. Мы увидим, как в считанные недели и дни тают богатства и накопления. Мы можем надеяться только на человеческую солидарность, на поддержку друг друга. В последнее время я все чаще вспоминаю слова св. Хосемарии Эскривы: «Не жалуйся, а вместо этого работай, чтоб заглушить зло изобилием добра». Озлобления и ненависти вокруг нас и в нас все больше. Тем важнее следовать завету доктора Гааза, которого полторы сотни лет благодарно помнят москвичи: «Спешите делать добро!» Только так пройдем через трудные времена.

PaxChristi!

Источник: Журнал «Шоколад. Тверь», № 5 (2014)