Мы часто жалуемся, что на русском языке слишком мало хорошей христианской литературы. Иногда так хочется взять в руки интересную книгу, посвященную невероятному путешествию со Христом или за Христом. Открыть для себя что-то новое или вспомнить некогда услышанное на катехизации, но благополучно забытое. В этом прекрасным подспорьем могут стать старые добрые сказки, прочитанные нам родителями в детстве. Сейчас эти волшебные истории звучат уже совсем по-другому, потому что многим из них издатели вернули их прежний христианский смысл. В первую очередь это относится к персонажам Андерсена, которые все жизненные невзгоды встречают с молитвой на устах.
Итак, Ганс Христиан Андерсен и его замечательная история «Дикие лебеди». Начать стоит с имени главной героини. Как это часто бывает у датского сказочника, имя вполне себе говорящее. Элиза — от имени Елизавета, Бог – моя клятва. Интересно, что в сказке больше нет ни одного имени. Множество персонажей: отец, мачеха, все одиннадцать братьев, король-муж, архиепископ… Все они оказываются безымянными. Исключение делается только для феи. Это Фата-моргана. Только Фата-моргана – это скорее имя нарицательное, чем личное. Фея, живущая на морском дне, обманывает путешественников, создавая миражи. Когда братья несут девушку к далеким волшебным берегам, то они пролетают над призрачным островом этой морской кудесницы, поэтому не удивительно, что во сне Эльзы она снова появляется. Надо отдать должное, сказки Андерсена всегда очень логичны. Мало того, большинство из них представляет собой своеобразный путеводитель, который создает для слушателя или читателя объемный мир происходящего. Датский писатель много путешествовал, поэтому образы, запечатленные им в сказках, имеют вполне себе реальных топографических прототипов.
Итак, Элиза живет в замке своего отца. Он находится в тех краях, куда ласточки улетают зимовать. И тут сразу вспоминается другая сказка Андерсена, «Дюймовочка». Это волшебная страна Африка, где любопытному датчанину не удалось побывать и о которой он мог составить весьма приблизительное представление, почерпнутое из книг. В XIX веке, когда шла активная колонизация этого континента, было довольно много популярных изданий, посвященных африканской флоре и фауне. Но для большинства европейцев это было волшебное место сказочных королей и эльфов. Вот в таких удивительных местах и росла нежная Эльза. Пока в дом ее отца не вошла новая жена. Про нее нигде не говорится, что она ведьма, но повадки у нее вполне соответствующие. И вот дальше и начинается сама сказка…
Мачеха изгоняет из дома всех детей от первого брака. Стоит обратить внимание, что мальчиков одиннадцать. Сколько остается апостолов после предательства Иуды? Плюс Элиза, которая религиозному сознанию того времени напоминала о женщинах, следовавших за Иисусом, в первую очередь, о Марии Магдалине, которая первой увидела воскресшего Господа. Мало того, число 11 считалось несчастливым, поэтому если бы детей изначально было всего 11, то очевидно, что ничем хорошим сказка не должна была закончиться. Младшая сестренка изначально была символом надежды для ее старших братьев.
Вредная мачеха, желая всецело завладеть сердцем мужа, избавляется от детей. Она наводит на мальчиков чары, и они превращаются в белых лебедей. Причем подчеркивается, что это дикие лебеди, т.е. они не будут прилетать каждый год к королевскому пруду, чтобы, изящно изгибая шеи, мозолить глаза женщине, желающей тихого семейного счастья и не любящей детей.
А маленькую Элизу отправляют в деревню. Здесь она растет и не учится ничему, кроме как смотреть на природу, играть с листиками и молиться. «Дни шли за днями, один как другой, — читаем в сказке. – Колыхал ли ветер розовые кусты (розы, как в саду детей в сказке «Снежная Королева»), росшие возле дома, и шептал розам: «Есть ли кто-нибудь красивее вас?» — розы качали головками и говорили: «Элиза красивее». Сидела ли в воскресный день у дверей своего домика какая-нибудь старушка, читавшая псалтирь, а ветер переворачивал листы, говоря книге: «Есть ли кто набожнее тебя?», книга отвечала: «Элиза набожнее». И розы, и псалтирь говорили сущую правду».
Девочке исполняется пятнадцать лет, когда ее возвращают в королевский дворец, потому что отец пожелал ее видеть. Почему выбран такой возраст? Потому что в сельской Дании XIX века это был возраст, когда сговаривались о замужестве и когда отдавали девочек в услужение. Детство Элизы закончилось. Это была очень странная пора, похожая на сон души, в котором она тосковала, но не по рано ушедшей матери, не по отцу, а по своим братьям, глаза и улыбки которых видела в каждом лучике солнца. С точки зрения современной психологии как-то очень подозрительно все это звучит. Но для читателей Андерсена все символы были как на ладони. Чистая девушка, которую не коснулись никакие искушения века сего, искала свою истинную семью, свою общину, можно и так сказать.
История Элизы — это история странствования души. Девушка переходит из дома отца в дом жениха. Только отец – это совсем не Отец Небесный. Это князь мира сего, могущий исполнить любую прихоть, но смотрящий на внешность, а не на красоту сердца. Именно поэтому злая мачеха старается обезобразить юную падчерицу. Она сажает ей на голову, лоб и грудь трех безобразных жаб. Интересно, что жабы, в отличие от лягушек, — отрицательные сказочные персонажи. Они частые спутницы ведьм, помогающие им в темных делах. К тому же жабы – это символ смертных грехов. Мачеха решает победить чистое прекрасное создание гордыней (жаба, которая села на темя), завистью (жаба, которая села на лоб) и гневом (жаба, которая села на сердце). Не надо быть великим психологом, чтобы понять, что все эти три, скажем так, аспекта развития личности, присущи юным душам, т.е. пятнадцатилетним подросткам. Не смотря на то, что во времена Андерсена социально взрослели раньше, пятнадцатилетние личности требовали своего. Они отвергали прежние устои, приезжая в город, отчаянно завидовали местным богатеям, и кипел их разум возмущенный, готовый лезть на баррикады и кидаться булыжниками. Но Элиза не является символом подросткового становления. Она все-таки душа, которая в грязной воде купальни, порочном мире дворца князя мира сего, сталкивается с тремя из семи сметных грехов. Но душа эта столь чиста, что даже бьющие через край гормоны не могут увлечь ее на путь порока. Тогда мачеха прибегает к испробованному средству, грецкому ореху. Она натирает им тело девушки, и та становится черна как ночь. Тут спрятаны сразу два символа. Грецкий орех – символ плотской страсти, еще одного смертного греха, похоти. Мачеха соблазняет девушку плотскими утехами. И тут, казалось бы, ее планы увенчались успехом. Ни грязь купальни, которая напоминает о исковерканном крещении, ни жабы, превратившиеся в красные маки, символ самопожертвования, не смогли омрачить чистую душу. Мало того, если бы ни поцелуи мачехи, жабы превратились бы в красные розы (опять те же цветы, что и в «Снежной Королеве»), цветы верной и всепобеждающей любви, любви Христа. И вот грецкий орех изуродовал тело девушки. Получается, что она поддалась соблазну и красота ее увяла. Король отверг ее и изгнал из дворца. Очень в логике того времени: опозоренная девушка оставалась один на один со своими проблемами. В сказках того же Андерсена можно найти еще несколько примеров отношения тогдашнего общества к особам, потерявшим девственность и более непригодным для приличного замужества. И это снова возвращает нас к образу Марии Магдалины. Хотя если следовать логике сказки, скорее Элиза поддалась блудным мыслям и это омрачило ее прекрасный облик. Изгнанная из дворца, она окунается в ручей… И здесь множество замечательных символов: мир соблазна не дает ей приюта и смысла, она оказывается в лесу, месте сомнений, одиночества, и засыпает. Словно душа ее, познавшая соблазны этого мира, теряет связь с Богом и засыпает для общения с Ним. Но, едва пробудившись от солнечного света, она видит свое отражение в чистом ручье. Андерсен дает очень романтичный и нежный образ покаяния и очищения. Раздевшись до нага, Элиза опускается в ручей и все, что прилипло к ней во дворце, смывают чистые холодные воды. Так лес становится своеобразной пустыней для девушки, местом, где она вновь обретает Бога. Она взрослеет и начинает искать смысл в жизни, которым и становится спасение братьев.
Дикие лебеди, встреченные ею на пляже, ее заколдованные братья, переносят Элизу за море. Образ моря часто встречается в европейской литературе. Стоит только вспомнить, что страна Аслана в «Хрониках Нарнии» тоже находится за морем. Но для Элизы и ее братьев речь идет совсем не о рае на земле. Это место начала их взрослой жизни. И здесь смысл имени девушки раскрывается во всей полноте. Спасение братьев – это не только ее предназначение, но это ее собственный выбор. Надо сказать, что девушки в сказках Андерсена на удивление зрелые, наверное, иначе, и не было бы этих удивительных историй. Элиза не пугается того, что ее клятва спасти братьев в случае, если у нее вырвется хоть одно слово, приведет совсем к обратному эффекту, к их гибели. Для нее характерна свойственная многим молодым людям вера в собственные силы, в свою несокрушимую добродетель. И в истории с Элизой происходит то, что обычно происходит в жизни обычных людей: едва она делает решающий шаг, как начитаются испытания.
Первым становится крапива. Только на первый взгляд кажется, что все здесь просто. Древние предания говорят о том, что крапива не жжет руки невинных дев. А руки Элизы все в волдырях. Она прячет свои болячки от братьев. Получается, что все-таки душа ее, как и душа Марии Магдалины, не столь невинна, но столь же преданна. В XIX веке в датских деревнях плели одежду из крапивы. Между тем, крапива считалась отличным средством от ведьминых заклятий.
Вторым испытанием Элизы становится молчание. После уединенной жизни в деревней ей не привыкать. Она легко обходится без слов, живя с братьями, но тут появляется молодой король. Он находит Элизу в лесной пещере во время охоты (здесь стоит вспомнить сказку «Гадкий утенок»). Король влюбляется, но не берет молчащую девицу силой, а увозит во дворец, и там создает специальную комнату, где она может продолжать плести свои рубашки. Молчание, с точки зрения христианской аскетики, — более чем положительный фактор. Как много в аскетической литературе говорится о внутреннем молчании, тишине, которая сопутствует встрече с Богом. И тут на пути — жених, а она не может проронить ни слова. Потому что девушка хорошо понимает, что это не Жених, а просто король. Добрый и любящий, но всего лишь человек. Молчание становится узами, которые сковывают Элизу.
Третьим испытанием становится зловредный архиепископ. Этому митроносному злыдню до всего есть дело. Кстати, надо отметить, что тут Андерсен однозначно «пнул» католиков. Король ходит к архиерею не на духовную беседу, а именно на исповедь. Архиепископ, конечно, заботится о благе государя. Его смущает молчащая девица, которая по ночам бегает на кладбище. Он не знает всей предыстории, хотя искренне желает спасения ее души, поэтому самолично приходит провести с ней последнюю ночь перед казнью. Но Элиза не боится смерти, она боится нарушить клятву. Интересно еще, что ее губы все время шевелятся. Она молится! Молитва не считается нарушением обета о молчании. Элиза – праведница, которой предстоит быть сожженной на костре.
Получается, что речь идет о душе, которой ее прошлые падения не дают встретиться со своим счастьем. Она молчит о своей боли, желая открыться королю, но не имея такой возможности. И в то же время она не может найти поддержку у Церкви. Вполне себе путь мистика, идущего на гору Кармель. Душа, следуя голосу Жениха, оставляет все, что ее так привлекало в этом мире, чувства и амбиции. И в этот период темной ночи она не может найти ни в ком поддержки и понимания, поэтому молчит и ищет помощи только у Бога, путь к которому, по словам св. Терезы Авильской, освещает только свет ее души.
Наконец мы добрались до хэппи-энда. На всех братьев одеты кольчуги из крапивы. Только младшему не хватило на рукав. А ведь именно он больше всех любил Элизу и всячески старался ее оберегать и поддерживать. Он меньше других братьев готов отпустить ее замуж. Это лебединое крыло словно напоминает нам о некой незрелости юноши, с одной стороны. А с другой, говорит о том, насколько ранимыми нас делает любовь.
В заключении стоит обратить внимание, что в сказке никто не наказан. Стоило бы изгнать архиепископа, например. Ведь от него было столько проблем: и подозревал, и наговаривал, и корону на венчании на голову невесты так одел, что она причинил ей нестерпимую боль. Но дело в том, что во всей этой истории совершенно однозначно прочитывается евангельская история. Вот перед нами терновый венец и казнь, решение о которой принимает ни король и ни архиепископ, а народ.
В этой сказке нет места мести и осуждению, потому что это не просто волшебная история, а именно рассказ о странствии души. И каждый поворот событий может стать отличным подспорьем для духовного роста.
Каковы мои жабы? Может ли сок грецкого ореха изменить мою душу? Почему крапива жжет мои руки? И кто мой король на самом деле? Элиза встречает на кладбище страшных ведьм, разрывающих могилы. Это страх смерти. Замечательная тема для христианского размышления! Элиза не испугалась, потому что следовала голосу своей совести.
И, конечно же, к героине сказки Андерсена как нельзя лучше походят евангельские слова: «нет больше той, как если кто отдаст жизнь за друзей» (Ин 13,15).
Сказка о «Диких лебедях» — история с незакрытым концом. Как дальше сложится жизнь Элизы и короля? Жизнь братьев? А жизнь читателей этой сказки? Ведь они прошли с девушкой весь путь от дома отца, князя мира сего, до дома жениха, дома радости. Но сколь много еще предстоит осмыслить. Например, почему добродетель выходит из дома лжи? Почему отец так легко отказался от своих двенадцати детей? А почему король не подождал со свадьбой? Почему Элиза не забеременела сразу после свадьбы, как это часто бывает в сказках? Тут каждому читателю предлагается свой путь. Сказка – только начало путешествия, начало размышления и поисков волнующих ответов.
Анна Гольдина
Иллюстрация: Maja Lindberg / Pinterest