Героиня очередной публикации из цикла «Церковь с человеческим лицом» – прихожанка храма Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире Ядвига Станиславовна Дмитриева, которой 9 июня 2022 года исполнится 90 лет. Свою старейшую прихожанку в их совместной беседе с Ольгой Хруль представил настоятель прихода отец Сергий Зуев.
Отец Сергий: С Ядвигой Станиславовной мы познакомились, когда я приехал во Владимир в марте 2004 года. Она была во всех молитвенных приходских группах, особенно ей была близка духовная практика движения «Матери в молитве». Мы проходили разные времена, познавая друг друга, притирались. Это был нелёгкий путь, но вместе с тем я всегда чувствовал большую и мудрую поддержку Ядвиги Станиславовны. 4 марта исполнилось 18 лет, как я служу в этом приходе и в этом городе.
Ядвига Станиславовна: А я – более 30 лет, с самого его основания.
В храм я ходила с детства. Это был храм в Новогрудке, моём родном городе, где я родилась и выросла. Новогрудок широко известен домом-музеем поэта Адама Мицкевича, храмом, в котором он был крещён, а также великолепным озером Свитязь, которое расположено рядом. Я родилась 9 июня 1932 года, и Новогрудок тогда был польским городом. У моего дедушки с бабушкой было 4 сына и 4 дочери, а двоюродных сестёр и братьев – 26 человек! Я их всех помню и за всех молюсь.
Отец Сергий: Поминальная записка Ядвиги Станиславовны всегда большая, длинная, я знаю её содержание наизусть – там записаны все её родные. Она всех помнит – это удивительно!
Ядвига Станиславовна: Сейчас нас осталось, надеюсь, четверо: я, двоюродная сестра в Полоцке, её родной брат в Минске и ещё один, самый младший, должен быть жив… Но где он сейчас, я не знаю. Так нас раскидало…
— Кем были ваши родители?
Ядвига Станиславовна: Мама Софья Климентьевна Бобровская была простая православная крестьянка, с 4-мя классами образования. Отец Станислав Иванович Можейко – поляк, он занимался ремонтом. У мамы приданное было – гектар земли, и на этой земле мы сажали рожь, ячмень, картошку. А когда пришла советская власть, мы этой земли лишились. В 1939 году в Новогрудок пришла советская власть, в 1941 его оккупировали фашисты.
Родители снимали жильё у евреев в центре города, недалеко от музея Мицкевича. Детей у родителей было двое: мой старший брат Иван, который уже умер, и я – на два года младше. С дочерью брата мы поддерживаем контакт только по телефону, она живёт в Калининграде.
Когда мне было 16 лет, мой отец сильно простыл, заболел и умер 18 мая 1948 года. А мама умерла в 1989 году.
— Когда и где вас крестили?
Ядвига Станиславовна: Крестили меня в Фарном костёле Преображения Господня. С детства я ходила всё время в процессиях, сыпала цветочки, ходила рядом с хоругвями, которые несли взрослые, а мы держались за ленты, все в одинаковых костюмчиках. Эти процессии шли из одного храма в другой через весь город. Процессия была очень большой, длинной, красивой.
C маленького возраста я уже знала город и где стоит храм и сама бегала туда, знала как добраться до него быстрее по городским холмам.
В Новогрудке был монастырь конгрегации Сёстёр Святой Семьи из Назарета (назаретанок). Я проходила катехизацию у этих сестёр.
Во время войны их было 12, но одна спаслась, а 11 расстреляли фашисты. Я помню, как их откапывали, мне было уже 13 лет. Вот здесь на фото видите, их везут на подводах, и я тоже здесь есть. Это похоронная процессия 19 марта 1945 года, потом в этот же день была и заупокойная Месса в храме Преображения Господня, и их похоронили около Фарного костёла и поставили памятник. А после беатификации останки сестёр перенесли внутрь храма для почитания.
Ядвига Станиславовна: Сестра Малгожата, которая осталась в живых, жила ещё долго в Новогрудке.
Спасся и один священник, Александр Зинкевич, который служил в храме. Его тоже хотели арестовать и расстрелять вместе с сёстрами, у храма дежурили немцы, чтобы его забрать после Мессы.
Я была как раз в то время в храме. Отец Александр говорил проповедь с амвона, сверху, и ему сообщили, что за ним пришли. Немцы, видимо, не знали, что из ризницы есть другой выход. Две женщины прошли в закристию и сопроводили отца Александра через этот выход, увели парком в деревню, где и спрятали до ухода оккупантов. Я тогда уже пела в хоре, хорошо помню те события.
— А какие праздники вы отмечали?
Ядвига Станиславовна: Мы праздновали не только католические праздники, но и православные. Моя тётя, мамина сестра, с православным мужем часто бывали у нас в гостях. А через какое-то время мы ходили праздновать и к ним. В Новогрудке всегда так было. Также на Пасху мы готовили праздничную еду, например, ламанцы — постное блюдо c перетёртым маком.
— Как долго вы жили в Новогрудке?
Ядвига Станиславовна: До 1953 года, когда вышла замуж. Мы с мужем уехали жить к брату мужа в Cоветск, что в Калининградской области. Связь с храмом прервалась.
Через три года мы уехали на Крайний Север, в Норильск, и 8 лет мы проработали там, чтобы заработать на квартиру, потом в 1966 году приехали во Владимир.
У нас родилось двое детей: сын Саша (Александр Михайлович) в 1955 году и дочка Олечка в 1960 году.
— Как вы нашли храм во Владимире?
Отец Сергий: На самом деле, в здании храма в то врем жили люди. Наша прихожанка Катя жила в храме маленькой девочкой. У меня есть фотография, где она снята в храме на втором этаже у окна, и видно церковные стрелы и лепнины, а это была их квартира.
В храм заселялись в основном католики, которые были прихожанами. Идея была в том, чтобы сохранить сакральность этого места. Когда было предложено в самом здании сделать туалет, жильцы отказались – они ходили на улицу в деревянный туалет. В звоннице храма была ретрансляционная вышка, то есть радиоточка, от которой шёл радиосигнал.
Вы не поверите, но в знаменитых Золотых воротах Владимира — жемчужины «Золотого кольца» — тоже жили люди, как и в нашем храме. Такое положение вещей было нормой тогда. И такое положение вещей было до 1975 года, когда было принято решение о постепенном расселении этого здания. Владимир стал строиться, люди стали получать квартиры.
В 1975 году было принято решение о расселении жильцов католического храма. Здание полностью освободили и решили сделать концертно-выстовочный зал. У нас сохранился проект. Есть документы, которые показывают, что реконструкция храма полностью была сделана советскими властями (я подшучиваю иногда: сама власть захватила, но она сама же восстановила наш храм). Было восстановлено всё пространство храма, единственное, что изменилось – сделали полные хоры, исторически они были только на двух колоннах и только по центру, там, где был орган, там, где был центральный вход.
А ещё окна боковые были как бы в пространстве храма. Два окна объединили и сделали с одной стороны туалет и гардеробную, а с другой стороны, где был гардероб – вход на хоры. Была восстановлена и апсида. Алтаря как такового не было, конечно. Не было и боковых алтарей – только ниши, углубления. Но вот что интересно: лавки для концертов были исполнены в готическом стиле, и даже в алтаре был повешен равносторонний крест, но без распятия.
Когда храм возвращали (мы его получили в использование), то было условие властей: мы принимали на себя обязательство, что лавки и этот крест должны быть сохранены. И тогда отец Стефан был вынужден найти скульптора, который сделал к этому «нелепому» кресту фигуру распятого Христа, и поэтому этот крест получился немного «брутальным».
Я помню, когда менял этот крест, прихожане попросили его сохранить как часть истории прихода, связанной с о. Стефано Каприо. Мы этот крест сохранили, он находится в исповедальне, где и образ Блаженного Теофилуса Матулёниса, куда будем вставлять частицу его мощей, подаренных Архиепископом Павлом Пецци.
Таким образом сам храм был восстановлен самими властями.
В 1991 году было принято решение о передаче храма католической общине города и нам очень помогли друзья из немецкого города Эрлангена (побратима Владимира). Они лоббировали возвращение храма, главным переговорщиком был католический священник, который содействовал помощи Владимиру со стороны властей Эрлангена (поставки медицинского оборудования и автобусов).
Буквально за два года была сделана реставрация, и в 1993 году начались богослужения, которые вёл о. Стефано Каприо. На фото того времени есть и Ядвига Станиславовна, она здесь с первых богослужений.
Отец Стефано Каприо сделал, конечно, большое дело: он изыскивал финансы на новые кресты на крыше храма, обустройство алтаря, апсиды, литургические облачения и принадлежности. Администратором общины были Эдуард Сирин и его мама.
Всё восстанавливалось постепенно: появилась ограда вокруг храма, нам вернули дом священника (откуда переместили музей одной картины Владимиро-Суздальского заповедника).
— Ядвига Станиславовна, а как вы узнали, что храм будет открыт?
Ядвига Станиславовна: Пока не было католического храма, я ходила в православный, чтобы помолиться и поставить свечи. Там мне всегда делали замечание, что я неправильно крещусь (неосознанно я крестилась полной ладонью руки и слева направо).
А потом я прочла объявление в одной из центральных газет города и обрадовалась. И я была не одна такая католическая «потеряшка». Со мной в Госстрахе во Владимире (а там я проработала 15 лет) трудилась Ирина Андреевна Любимова. Мы обе польки, я ходила к ней в гости, ко мне ей трудновато уже было подниматься (я живу на пятом этаже), она была старше меня прилично.
С самого начала возрождения прихода служил о. Стефано Каприо. Когда его выслали из России в 2002 году, очень коротко (всего семь месяцев) здесь служил отец Иосиф Адамович.
Отец Сергий: Всё было в своё время. На базе свершённого отцом Стефано Каприо можно было дальше развивать приход. Он сделал колоссальную работу! Он создал такую атмосферу добрых отношений с властями города Владимира, с православными, с немецким городом-побратимом…
Отец Стефано не находился постоянно в приходе; он был капелланом итальянского посольства, был настоятелем в Нижнем Новгороде, открыл приход в Иваново, исколесил большую часть «Золотого кольца» России. Он приезжал на день-два и уезжал дальше, а на неделе сами миряне занимались приходом.
Когда Архиепископ Тадеуш Кондрусевич назначил меня настоятелем прихода во Владимире, мне было понятно, что надо двигаться дальше, была важна инкультурация. Поэтому мы пошли путём реставрации, наш храм очень изменился. Я считаю, что это один из таких удачных вариантов храмов нашей Архиепархии, в котором соединяются западная и восточная христианские традиции.
Внутренне храм выглядит очень хорошо, люди его очень любят. Кстати, он один из самых посещаемых объектов города. В храм приходят много людей – это известность, открытость и финансовая поддержка, что немаловажно.
У Ядвиги Станиславовны удивительная судьба внуков, один из которых слепой. Он настолько светлый человек, который в своей инвалидности стал тренером по карате. Будучи незрячим, он занимается с детьми в группах по 15 человек, это уникально! Он закончил в городе два факультета одновременно – исторический и психологический, у него прекрасная память.
Вообще Ядвига Станиславовна очень светлый человек, она является для меня всегда примером среди католиков старшего поколения. Для них воскресенье действительно праздник. Мы говорим, что «празднуем» Евхаристию, и они действительно шли в храм как на праздник Воскресения. Всегда было видно внешне, как они одеваются, причёсываются.
Я знал несколько таких женщин и Ядвига Станиславовна одна из них, которыми я просто восхищался: типичные католички! Шляпка, аккуратные волосы, уложенные в причёску, платье, сумочка – эти мелочи украшали и вызывали восхищение.
Ядвига Станиславовна и не замечала этого вовсе, для неё это было естественно, но окружающих этот вид конечно поражал – это был некий стиль, и это было заметно. Вот по ней сразу можно было сказать – католичка.
Ядвига Станиславовна была и остаётся золотой серединкой во всём. Если она считает нужным что-то сказать, она скажет. Но сказать можно по-разному: она скажет, никогда не ранив, всегда умея преподнести свою мысль очень культурно и ясно, я чувствовал её поддержку в этой уважительности.
В дни визитации Архиепископом Павлом нашего прихода 20-25 марта 2022 года мы посетили Ядвигу Станиславовну дома, и эта «золотая серединка» покорила и его. В завершение тёплой беседы Архиепископ преподал ей своё благословение.
— Ядвига Станиславовна, что вы посоветуете молодым людям? Как сохранить веру?
Ядвига Станиславовна: Делать то, что Господь велит: жить мирно, дружно, никому не причинять зла.
Мне очень нравятся слова из молитвы о сёстрах-мученицах из Новогрудка: «Боже, сила смиренных, в час мученичества дивно подкрепивший блаженную Марию Стеллу и её сподвижниц, проливших кровь за веру: подай нам их предстательством, да и мы даже до смерти останемся верными Тебе и Церкви».
В этих словах – призыв к верности Церкви и её учению.
Беседовала Ольга Хруль
Выражаем благодарность Юрию Леонидовичу Васильеву за помощь
Смотрите также:
Обитель Царицы розария (Queen of the Rosary’s home) – фильм Ильи Филатова