Две души Возрождения и неразумная надежда

До сих пор мы говорили о средневековом способе мышления, который мог воспринять живую и истинную идею Бога, стремящуюся выразить Его всепоглощающую важность для всех сторон жизни человека и окружающего его мира. В Средневековье на некоторое время проявились условия, облегчающие правильное проблематичное отношение к христианству: образ мышления и среда, воспитывающие отдельных людей в восприятии Бога как корня всего сущего.

Причина затруднений современного мышления в понимании христианского языка заключена в том, что эта ментальная связь ослабла. Если единственно непротиворечивым понятием о Боге является то, которое утверждает, что Бог «касается» всего в жизни, то тип мышления, не предполагающий этого всеобъемлющего присутствия Божьего … заключает ее в затрудняющую и искажающую перспективу.

Единый идеал расщепляется на множество идеалов — эстетических, политических, культурных и т.д., — каждый из которых с некоторой деспотичностью поглощает человеческие силы. Действительно, человек чувствует, что, посвящая себя чему-то одному, он должен совершить что-то превосходное, ради чего имело бы смысл жить, неважно, в какой области это будет.

В историческую социальную действительность был привнесен безграничный оптимизм относительно человеческой энергии; такой оптимизм отличает все Новое время, включая современную эпоху. Эта надежда целиком основана на человеческой мере и человеческой деятельности, надежда, обозначаемая — как новая идеальная точка отсчета — словом «успех».

о. Луиджи Джуссани

Разными являются исторические причины: упадок власти и влияние двух великих авторитетов: Папства и империй; экономический подъем буржуазии; в философии отделение от схоластики и т.д. Распространяется более «интимное» религиозное чувство, предпочтение  к прямому и личному отношению между верующим и Богом, и эта персональная/личная  религиозность доведет всё-таки до отдаление веры от жизни.

1) Возрождение – это период великих художников, которые используют новые достижения, продолжая мощное единство со Средневековьем.

Мазаччо подчеркивает центральное положение человека, достоинство которого опирается на отношение с Богом; Христос еще охватывает всю жизнь: Он современник настоящего человека.

Во фреске Мазаччо «Чудо со статиром» в Капелле Бранкаччи видно разделение большой монументальной композиции на три эпизода. В центре Христос, стоящий в окружении своих учеников перед городским привратником, который не дает войти в город, пока не будет уплачена обусловленная законом монета (статир). Слева Христос отдает распоряжение Петру выловить из близлежащей реки рыбу и извлечь из ее чрева нужную монету. Справа Петр уплачивает статир привратнику.

Мазаччо, "Чудо со статиром"
Мазаччо, «Чудо со статиром»

Человеческая фигура — вот что главное для Мазаччо. Люди, изображенные Мазаччо под видом апостолов, совсем особые. Это широкоплечие крепыши, сильные и здоровые, с простыми крестьянскими лицами. Они так твердо стоят на ногах, что, кажется, нет такой силы в мире, которая могла бы их сдвинуть с места. Движения их медленны, но зато весомы и значительны. В неторопливости этих людей сквозит чувство собственного достоинства. Они уверены в себе, однако отнюдь этим не кичатся, они выступают как носители заложенного в человеке нравственного начала. Состоятельность их личности это что-то, произошедшее с ними; они опираются на Христа.

2) Также Возрождение – это период, когда человек научился самоопределяться, он может обладать природой и покорить ее. Достоинство такого человека в способности осуществить свои возможности, стремление к власти и богатству.  Вместо «святого», человека, нашедшего внутреннюю цельность благодаря Божественному идеалу, рождается новый тип человека — это человек, выделяющийся той или иной стороной своей деятельности. Таким образом частное заменяет синтез.

Вышесказанное подтверждают профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги художника Пиеро делла Франческа. Властный профиль герцога четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой. Он изобразил идеального человека эпохи Возрождения, полностью осознающего свою роль во вселенной и своё интеллектуальное и культурное превосходство.

"Портреты герцога Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца"
Пиеро делла Франческа, «Портреты герцога Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца»

Посмотрим на другое полотно: Крещение Христа. Геометрическая структура картины строга и сурова; особый свет какбы убирает тени и сглаживает контуры, объединяя фигуры и пейзаж. Нравственная сила его персонажей заключена в их горделивом спокойствии, торжественном равновесии их бытия, которое кажется длительным, прочным, почти неизменным. Эта прочность видна в их облике, в котором общее господствует над частным. Его образы воплощают вариации одного и того же типа — величественные, статные мужчины и женщины с неторопливыми движениями, скупыми жестами, крупными, тяжелыми чертами невозмутимых лиц.

Ещё одно полотно: Бичевание. Здесь можно увидеть математический расчет композиции; отсутствие соучастия, а сдержанная созерцательность лежит в основе картины. Художнику было чуждо всякое внешнее проявление страстей и лишь благодаря линейной перспективе, усиливается эмоциональность действия.

Пиеро делла Франческа, "Бичевание Христа"
Пиеро делла Франческа, «Бичевание Христа»

«Давид» Микеланджело. Художник изображает не действие, а нравственное побуждение и внутреннюю напряженность, ему предшествующие. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл — это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды.

Тема свободы в серии статуй «Рабы» проявляется драматично. В «Восставшем рабе» явно воспринимается титанический порыв к свободе. В сложном винтообразном движении тела, в предельном напряжении всех мускулов, в выражении лица — стремление к свободе, воспринимающей как освобождением от всяческих связей. Фигуры словно стремятся вырваться из каменной оболочки, которая их сдерживает.

Тема создания идеального города смещается в сторону активности Человека. Программы благоустройства жизни на земле стали принимать социальное содержание – создание общества всеобщего благоденствия на земле, а не на небе. Точная и совершенная геометрия определяет и характеризует идеальный город. Происходит ренессанс интеллектуального сознания. Появляются новые формы осмысления религии в жизни человека, антропоцентричные по своему содержанию. Проявляются чаяния обустроить «общество социальной гармонии», при этом активная роль в строительстве нового «Града земного» отдавалась не Богу, а людям. Акцент творения сместился от Бога к Человеку.

Город должен быть образом мира, гармонично воплощающим в себе божественный замысел мироздания, основанного на математической, а зачастую и нумерологической логике. Он воспринимается как замкнутое цельное пространство, отгороженное и отличное от природы, где проходит вся жизнь человека. В этом пространстве, ограниченном «городом», должны были быть полностью учтены как физические, так и эстетические потребности и желания человека. В связи с этим город является также местом, где происходит развитие всех искусств: храма здесь нет, но есть картины.

Через перспективу человек обладает пространством.

Сан Лоренцо архитектора Брунеллески — первая церковь, построенная в ренессансном стиле. Ее просторное, открытое пространство с великолепно найденными членениями позволяет зрителю ощущать пропорциональный строй как единое целое, разом родившееся в голове зодчего. Здесь пространство, свет, стены и членения так тесно взаимодействуют, что их невозможно воспринимать порознь, на каждом шагу сквозит радость бытия, не омраченная сознанием греховности человеческой природы.

Церковь Сан Лоренцо. Фото: www.ice-nut.ru
Церковь Сан Лоренцо. Фото: www.ice-nut.ru

Приют невинных, или Воспитательный дом. В здании отражено чистое и ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Геометрическая гармония, четкие пропорции… все  отражают власть разума.

Неразумная надежда

Эта надежда, целиком основанная на человеческой мере и человеческой деятельности, надежда, как новая идеальная точка отсчета, обозначаемая  словом «успех», есть прежде всего надежда неразумная. Неразумная, потому что не принимает во внимание всей сложности положения человека.

о. Луиджи Джуссани 

Этот безграничный оптимизм относительно человеческой энергии разбивается перед драматическими событиями 16 века: захват и разграбление Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V, протестантская реформация, которая разделяет Церковь. В гармоничный мир гуманизма вошла драма, и мир больше не знал, что он есть: христианский ли, античный ли, прочный ли в человеческой деятельности или покинутый Богом…

Микеланджело сильно всё это переживал. Росписи свода алтарной части ясно показывают изменение, которое произошло в творческой эволюции Микеланджело. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния. Уже далеки идеалы возрождения, т.е. идеалы гармонии, человеческого могущества, силы и свободы человека.

«Пьета Ронданини» (Милан, Кастелло Сфорцеско) — последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти. В этом образе матери, которая прижимает к себе мертвое тело Сына, поддерживает и поднимает его, как будто снова хочет дать Ему жизнь. В этой скульптуре заключено всё горе и вся драма Микеланджело, «Что я могу делать? – пишет он в одном из своих последних стихотворений – Всякое благо без Тебя, Господи, отсутствует».

Элена Фьерамонти