Джеймс Кэвизел: «Обнимите свой крест и идите к своей цели»

Актёр Джеймс Кэвизел, сыгравший Иисуса в знаменитом фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы», выступил со свидетельством на форуме Ассоциации студентов католических университетов США в Чикаго, в начале января. Он рассказал о своём призвании, о том, как повлиял опыт съёмок в фильме Гибсона на его духовную жизнь, и призвал ребят стать бесстрашными воинами Христа, свидетельствующими о своей вере в нашем языческом мире. Мы перевели его потрясающее свидетельство на русский язык специально для читателей Рускатолик.рф.

Имя Савл означает «великий». Имя Павел означает «маленький». Работая над этим фильмом (говорит о фильме «Paul, Apostle of Christ», который выйдет в 2018 году — прим. ред.), я узнал, что с изменением этой одной незначительной буквы (в англ. яз. имена Saul и Paul отличаются только первой буквой – прим. ред.) мы можем стать великими в глазах Бога. Но если мы хотим стать великими, мы должны стать малыми. Таков путь святых, таков путь Христа, таким путём Савл стал святым Павлом.

Призвание происходит, когда мы меньше всего его ждём. Своё я помню очень живо. Я пережил этот опыт. Мне было 19 лет, и я сидел в кинотеатре в моём родном городе Маунт-Вернон, штат Вашингтон. Фильм закончился, и там, в темноте, в моём сердце произошло что-то, что побудило меня думать о том, чтобы стать актёром. Это то, для чего Господь меня создал. То, чего Он хочет от меня. Конечно, здравый смысл подсказывал, что я ничего не знаю об актёрской работе. У меня нет агента, нет менеджера. Я даже текст едва могу запомнить!

Но я получил подтверждение. Весной 2000 года мне позвонили с предложением сыграть Эдмона Дантеса в «Графе Монте-Кристо». Это была новая адаптация классического романа Дюма. Это был очень напряженный период, моя первая большая роль. Это то, к чему я давно стремился, но во мне не было мира. Всё в этом фильме было битвой.

Мой персонаж Эдмон Дантес был несправедливо заключен в тюрьму и в фильме, как и в книге, он написал на стене: «Бог даст мне справедливость». Всё в тот момент было против него. Этот одинокий человек стремился освободиться и победить зло, включая зло внутри него самого.

Там есть прекрасная сцена между Эдмоном и другим заключенным, священником, которого сыграл великий Ричард Харрис. В момент яростной жалости к себе, в момент настоящего отчаяния, когда священник умирает на полу, он поворачивается к Эдмону и говорит: «Теперь слушай последний урок. Не совершай преступления, за которое тебя ждет Божья кара. Помни, что Бог сказал: мне отмщение».

И я посмотрел на него и сказал: «Но я не верю в Бога».

Он ответил мне: «Это не имеет значения, Эдмон. Он верит в тебя».

И Он, действительно, верит. Господь любит каждого из нас индивидуально и Он всегда рядом с нами, даже в самые тёмные моменты отчаяния.

После съемок в «Графе Монте-Кристо» я необъяснимым образом получил звонок от Мела Гибсона. Не от моего агента, не от моего менеджера. Я не был знаком с Мелом Гибсоном. Я не гонялся за этой ролью, потому что никто не знал, что это произойдёт. Гибсон хотел, чтобы я сыграл Иисуса Христа. Он хотел парня с инициалами JC (англ. James Caviezel и Jesus Christ имеют одни и те же инициалы – прим. ред.), которому только что исполнилось 33 года, чтобы тот сыграл Иисуса Христа. Это совпадение? Я так не думаю. Ваша жизнь – это совпадение или возможность?

Некоторые из вас, возможно, несчастны прямо сейчас, смущены, не уверены в будущем, испытывают боль… Это не время, чтобы сдаться.

Когда я был там, на кресте, я открыл, что в Его страданиях было наше Искупление. Помните, что слуга не больше господина своего. Каждый из нас должен взять свой крест. Такова цена нашей веры, нашей свободы.

Меня, на самом деле, бичевали, у меня остались шрамы от плети, я был распят, в меня ударила молния. Да, ещё операция на открытом сердце – последствие пяти с половиной месяцев гипотермии.

Однажды во время съемок моя рука была зажата под тяжелой балкой, и кто-то дёрнул её в другом направлении. Мои связки порвались, и ключица оторвалась от лопатки. Я уронил балку на землю и упал головой в песок. Эта сцена осталась в фильме. Ближе к концу картины Иисусу «вырывают» плечо. Что ж, теперь я знаю, каково это.

Каждый день я должен был поднимать эту балку, и она разрывала моё больное плечо на части. C каждым часом это становилось всё тяжелее. Если бы эти съёмки проходили в студии, вы бы никогда не увидели такой игры. Страданием была пронизана моя игра, так же, как им пронизана наша жизнь.

Некоторые из нас сегодня – и вы их знаете – выбирают поддельное христианство, где есть только весёлые разговоры. Я называю это «добренький Иисус». Ребята, перед Воскресением было много боли и страданий. И ваш путь не будет иным. Поэтому обнимите свой крест и идите к своей цели.

Я хочу, чтобы вы отправились в этот языческий мир. Я хочу, чтобы вам хватило смелости выйти в этот языческий мир и без стеснения исповедовать вашу веру публично. Мир нуждается в славных воинах, воодушевленных верой, в таких воинах, как святой Павел и святой Лука, которые рискнули своим именем, своей репутацией, чтобы принести свою веру, свою любовь к Иисусу, в мир.

Господь призывает каждого из нас, каждого из вас, к великим делам. Но как часто мы не реагируем на этот призыв, отвергая его, как некое помутнение рассудка! Настало время для нашего поколения принять этот призыв, призыв Бога полностью посвятить себя Ему, чтобы увидеть, как Он любящей рукой направляет нас на путь. Но сначала мы должны принять обязательство начать молиться, поститься, размышлять над Святым Писанием и участвовать в Таинствах всерьёз. Потому что сейчас мы представляем собой культуру в упадке.

Люди находятся в опасности постоянного искушения огромным количеством доступных вещей. Весь мир пронизан грехом. И в тишине наших сердец Бог призывает каждого из нас полностью посвятить себя Ему. Как часто мы игнорируем Его, игнорируем этот сладкий призыв!

Великий святой, погибший в Освенциме, францисканец Максимилиан Кольбе, сказал: «Равнодушие – величайший грех 20 века». Мои братья и сёстры, это также величайший грех 21 века.

Мы должны избавиться от этого равнодушия, от этой разрушительной толерантности к злу. Только вера в премудрость Христа может спасти нас, но для этого Его воины должны быть готовы рискнуть своей репутацией, своими именами и даже своей жизнью, стоя за правду.

Отделитесь от этого рода развращенного. Будьте святыми. Вы не были созданы, чтобы быть, как все, и смешаться с толпой, вы были созданы, чтобы выделяться. Потому что в нашей стране сегодня мы счастливы плыть по течению. Мы возвели себе алтарь полной свободы, в которой все действия равны, независимо от последствий. Вы, правда, думаете, что это подлинная свобода?

Папа Иоанн Павел II сказал: «Демократия не способна поддерживаться без единого и общепринятого понимания моральных ценностей, определяющих и человека, и сообщество».

Основной вопрос, который стоит перед демократическим обществом: как нам жить вместе? В поисках ответа на этот вопрос, может ли общество исключить моральные ценности или моральное суждение?

Каждое поколение американцев должно знать, что свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочешь, но делать то, к чему ты призван. Вот свобода, которую я желаю вам: свобода от греха, свобода от ваших пристрастий, свобода от рабства, в которое грех обращает всех нас. Вот свобода, за которую стоит умереть!

Это напоминает мне о том, что герой Мела Гибсона в его удостоенном наград фильме «Храброе сердце» сказал своей армии, и то, что я говорю вам сегодня: «Я вижу перед собой целую армию моих соотечественников, решивших сразиться с тиранией. Вы пришли драться как свободные люди. Вы и есть свободные люди. Что вы будете делать со своей свободой? Вы будете сражаться?»

И они ответили: «Нет, мы убежим и будем жить».

«Да, дерись и можешь умереть. Убегай и ты останешься жить. На какое-то время. И через много лет, умирая в своих постелях, вы будете готовы отдать все эти годы за возможность вернуться. Вернуться сюда и сказать врагам, что они могут отнять у нас наши жизни, но они никогда не отнимут нашу свободу!»

Все люди умирают. Но не все люди по-настоящему живут. Ты, и ты, мы все должны бороться за эту подлинную свободу и жить, друзья мои! Мы должны жить Богом, со Святым Духом как щитом и Христом как мечом! Вы можете присоединиться к святому Архангелу Михаилу и всем ангелам и отправить Люцифера и его приспешников прямо в ад, которому они и принадлежат.

Имя Савл означает «великий». Имя Павел означает «маленький». Итак, если мы желаем стать великими в глазах Господа, мы должны умалить себя.

Да возлюбит вас Бог, и хранит вас, и направляет во все дни жизни вашей! Я не вижу вас здесь. Я не могу дождаться, когда увижу вас на Небесах! Я люблю вас. Да благословит вас Бог! Сражайтесь изо всех сил!

Джеймс Кэвизел