«Я не хочу ни шапки, ни митры». Жизнь и смерть Джироламо Савонаролы

Кем он был – этот суровый доминиканский проповедник, фра Джироламо Савонарола – бунтарём, ниспровергателем авторитетов (в том числе и церковных) или пророком, восстановителем Церкви и гениальным реформатором? Каким образом ему удавалось приводить в священный трепет толпы верующих, внимавших его горячим проповедям, влиять на взгляды и поступки таких выдающихся людей, как Микеланжело, Боттичелли, Максим Грек? Что позволило ему совершить то, что не удавалось политикам: смирить гнев французского короля Карла VIII, завоевавшего практически всю Италию, и уберечь Флоренцию от грабежа и насилия?

И по сей день, спустя 500 лет после трагической смерти Савонаролы, его личность по-прежнему вызывает огромный интерес и порождает множество вопросов. Впрочем, многое в его жизни представляется бесспорным – например, то, что она целиком была посвящена Христу – вплоть до смертной казни во Флоренции, в городе, обязанном фра Джироламо своим спасением…

Джироламо Савонарола родился в городе Феррара, в Северной Италии, двадцать первого сентября 1452 года. Уже в детстве он демонстрировал прекрасные способности, и родители связывали с его будущим большие надежды. До шестнадцати лет Джироламо находился под большим влиянием своего деда Микеле, который привил ему любовь к Священному Писанию и строгие нравственные принципы.

В 1475 году, покинув свой родной город, он отправился в Болонью, где вступил в Орден Проповедников. С самого начала своего монашеского пути Савонарола отличался необыкновенным усердием в соблюдении Устава ордена и в исполнении распоряжений настоятеля. Проявив большой интерес к богословию, он под руководством опытных преподавателей познакомился с учением Фомы Аквинского, а так же со взглядами его противников, в числе которых был и Дунс Скот. В те же годы Савонарола приобрёл личный экземпляр Библии, которую впоследствии изучал в течение всей своей жизни. Чуть ли не чудом эта Библия, испещрённая пометками Джироламо, сохранилась до наших дней и находится в монастыре св. Марка во Флоренции.

Получив учёную степень, Савонарола преподавал и проповедовал в городах Северной Италии. В записной книжке, которая в то время всегда была при нём, он сам сформулировал свою жизненную позицию: «Проповедник должен быть целиком в Боге, то есть исполненным Духа Святого, любви и Божественной мудрости. Он должен быть вне самого себя, то есть быть готовым всё отдать другим и полностью отречься от себя самого…»

В 1490 году о. Джироламо был направлен во Флоренцию, где в полной мере раскрылся его талант проповедника, миротворца и реформатора. Савонарола добился создания автономной доминиканской провинции Сан-Марко и вскоре возглавил её. Заслужив необычайно высокий авторитет во Флоренции – как среди простых людей, так и в знатных кругах, — Савонарола фактически принимал участие в разработке принципов общественного устройства.

Храмы с трудом вмещали всех, кто желал услышать проповеди фра Джироламо – а ведь его слова были полны обличительного гнева, они обжигали, а не «ласкали» сердца. Неудивительно, что наряду с поклонниками доминиканского проповедника во Флоренции вскоре появилась группа его ярых противников. Подобно Иоанну Крестителю, Савонарола был «гласом вопиющего в пустыне» (ср. Ин 1: 23), он призывал людей к покаянию и очищению, предупреждая о грядущей каре Божией, и, как евангельский пророк, поплатился за это жизнью.

Проповеди доминиканца, а так же его миротворческие действия в отношении французского короля, являвшегося врагом Рима, вызвали неудовольствие Папы Александра VI Борджиа, который вёл весьма безнравственный образ жизни, а значит, мог воспринимать обличительные речи доминиканского проповедника на свой счёт. Над Савонаролой сгустились тучи. Ему угрожал запрет на проповедническую деятельность, но это не заставило его смягчить тон своих пророческих слов, тем более что он чувствовал горячую поддержку со стороны флорентийцев.

Тогда Папа направил во Флоренцию своего посланника, поручив ему предложить на определённых условиях Савонароле кардинальское достоинство. Отец Джироламо ответил кратко, дав понять, что честолюбием он никогда не руководствовался и руководствоваться не будет. На другой день во время публичной проповеди он дал свой ответ. Обращаясь к Всевышнему, он произнёс:

«Я не хочу ни шапки, ни митры – большой или маленькой, — а хочу лишь того, что Ты дал всем Своим святым – смерти. Красная шапка, шапка крови – вот чего хочу я!»

Его жизненный выбор был совершён. Вскоре после этого Александр VI запретил ему проповедовать. Флорентийские противники Савонаролы только этого и ждали. Воспользовавшись растерянностью в лагере его сторонников, они организовали смуту, во время которой монастырь св. Марка был взят приступом. Произошло это в Вербное Воскресение 1498 года. Савонаролу арестовал, и начался позорный судебный процесс, сопровождавшийся жестокими пытками, целью которого было не установить истину, а избавиться от неугодного проповедника. 23 мая на площади Синьории во Флоренции фра Джироламо вместе с двумя своими сподвижниками был повешен, а потом сожжён. Прах его бросили в воды Арно…

Сейчас, когда прошло уже пять веков после его ухода из земной жизни, Католическая Церковь всерьёз рассматривает возможность провозглашения Савонаролы святым, и это говорит о силе Церкви, способной покаяться за грехи своих предшественников и исправить (как и в отношении Галилея) совершённую ими историческую и нравственную несправедливость. Впрочем, это имеет значение лишь для нас и нашего будущего, ибо сам фра Джироламо, вероятно, давно пребывает в лоне Отца своего.

Игорь Баранов

Источник: Журнал «Твой Благовестник», № 1-2, 1998